Обучение дошкольников искусству танца на занятиях хореографией

 

  

 

Чем раньше ребёнок начнёт заниматься хореографией (ритмикой), тем больше у него возможностей приобрести определённые навыки, с помощью которых он сможет выразить своё настроение средствами танцевальных движений. Главная задача педагога – создать условия для раскрытия способностей каждого ребёнка. Азбука танца, его выразительные средства требуют определённого уровня физической подготовленности. Поэтому в работе с дошкольниками можно использовать только те движения и образы, которые способны заложить основы красоты, здоровья, доброты и не помешают естественному развитию растущего организма.

Основные направления работы с воспитанниками:

  • расширение физиологических возможностей организма ребёнка средствами танца;
  • развитие чувства ритма и слуха, двигательных умений и навыков, активности, самостоятельности и инициативы в музыкально-ритмической деятельности;
  • формирование двигательной культуры, пластики движений, подвижности, координационных способностей, ориентации в пространстве;
  • освоение элементов классического, историко-сценического и современного танца;
  • совершенствование умения выражать эмоции в мимике и пантомимике, выразительность и артистизм; развитие коммуникативных навыков взаимодействия в танце.

На первое занятие дети, как правило,  приходят полные интереса и ожидания. Необходимо сразу этим воспользоваться, овладеть их вниманием и добиться ответственного отношения к основным правилам поведения на занятиях: не шуметь, не разговаривать во время звучания музыки, двигаться бесшумно и не отвлекаться. А главное требование к родителям – обеспечить детей лёгкой удобной одеждой и чешками.

Структура танцевально-ритмических занятий для детей дошкольного возраста общепринятая:

  • подготовительная,
  • основная,
  • заключительная части.

В хореографической практике такое деление весьма условно.Подготовительная часть, цель которой «разогреть» опорно-двигаельный аппарат танцующих, занимает примерно 5 – 15% всего времени занятия и зависит от его задач. Начинается с организационного входа в зал под музыку. Здесь используются строевые упражнения, различные виды танцевальных шагов, комплексы общеразвивающих упражнений, игры на внимание, музыкально-подвижные игры небольшой интенсивности, несложные или хорошо изученные танцевально-ритмические композиции. Строго установленной формы построения не существует, главное, чтобы все дети видели педагога. После построения сообщается, чему они будут учиться.

На протяжении всего занятия, и особенно на его  начальных этапах, очень сложно следить за формированием правильной осанки детей. С этой целью предлагаются задания на различные прогибания и выгибания позвоночника, способные укреплению мышц спины. Также в занятия вносятся элементы по развитию гимнастических умений, гибкости, пластики, растяжки.

Основная часть занятия занимает до 70-90% общего времени. Она содержит разнообразные виды танцевально-ритмической деятельности. Для того, чтобы вызвать интерес детей к новой композиции, можно рассказать короткую историю о танце и его сюжете, объяснить обстановку, в которой действуют персонажи танцевальной композиции. В этом помогают художественное слово и наглядно-иллюстративный материал.

При разучивании танцевальных элементов дети могут стоять в свободном расположении (врассыпную), в шахматном порядке по линиям, в полукруге или в круге, но в последнем случае педагогу лучше находиться не в центре круга, а рядом.

При работе над новым материалом очень важны показ и словесные объяснения, которые даются кратко. При этом знакомятся с терминами и условными выражениями, которые помогут им запомнить движения. На начальном этапе необходимо постоянно прибегать к показу упражнений и движений, для которых имеют значение точность, эмоциональность, а главное – «зеркальная» демонстрация способов выполнения движений. Когда танцевально-ритмическая композиция разучена, чаще используются словесные напоминания.

Разучивание композиции начинается с отдельных элементов. Движения, вызывающие затруднения, разучиваются в медленном темпе под счёт, сопровождаются словесными объяснениями. Многие сложные технические движения отрабатываются у станка перед зеркалом. При разучивании несложных движений начальный этап может закончиться уже при первой попытке. При обучении более сложным движениям используется разделение на составные части, например, сначала участвуют ноги, подключаются руки, и только потом движения объединяются. Дети осваивают новое па в среднем за две недели. Не следует работать над каждым упражнением или этюдом дольше 2-4 занятий подряд. Даже если задачи обучения не решены до конца, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться спустя время, чтобы не вызвать у детей отторжения к обучению.

Когда отработан комплекс движений, начинается непосредственная работа над танцем: объясняется и показывается детям его рисунок, последовательность выходов, перестроений. Отдельные танцевальные элементы, составляющие основу танца, соединяются в небольшие композиции. Практика показала: если танец разучивается целиком, а не поэтапно, дети будут часто ошибаться и чувствовать себя неуверенно, что снизит их интерес. Положительная оценка достижений, доверительное общение, лояльность к неудачам и вера взрослого в успех поддерживают интерес и активность ребят.

Подбирая музыку к упражнениям и танцевальным комбинациям, надо стремиться к максимальному  соответствию характера движений. Очень важна логическая разбивка музыкального отрывка по фразам: она помогает распределить движение по времени, подсказывает, когда нужно начать или закончить движение. Музыкальные произведения должны быть доступны пониманию детей. Кроме того, рекомендуется использовать не только «живой» аккомпанемент на фортепиано, но и фонограммные записи в различной аранжировке.

Заключительная часть занятия занимает 5% от общего времени занятия и может быть увеличена, если в основной части присутствовала интенсивная физическая нагрузка. Здесь используются упражнения для расслабления мышц, восстановления дыхания, укрепления осанки. Каждое занятие заканчивается рефлексией. Дети своими движениями и мимикой показывают отношение к занятию. Обязательным ритуалом становятся заключительный поклон и аплодисменты, которыми все благодарят друг друга за занятие.

Самым главным итогом работы являются концерты, праздники с исполнением на них различных танцевальных композиций. Выступление на сцене является для детей самым ярким впечатлением их деятельности. Они получают большой эмоциональный заряд и всегда ждут его.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Барабаш, Л. Н. Хореография для самых маленьких / Л. Н. Барабаш. – Мозырь: Белый Ветер, 2002.

Барышникова, Т. Азбука хореографии / Т. Барышникова. – М: Рольф, 2001.

Давыдова, М. А. Музыкальное воспитание в детском саду  /М. А. Давыдова. – М: Волго, 2006.

Ирванцова, О. В. Очарование движением / О. В. Ирванцова. – Мозырь: Белый Ветер, 2007.

Зарецкая, Н. В. Танцы в детском саду / Н. В. Зарецкая. – М., 2003.

Барабаш, Л. Н. Хореография для самых маленьких /Л. Н. Барабаш. – Мозырь: Белый Ветер, 2002.

Музыка и движение: упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет / сост.: С. Бекина ,Т. Ломова, Е. Соковнина / М.: Просвещение, 1983.

Пуртова, Т. В. Учите детей танцевать / Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная. – М: Владос, 2003.

Савельев, Г. В. На пути к миру прекрасного / Г. В. Савельев. – Мозырь: Белый Ветер, 2001.

Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО, 2012.

Филатов, С. В. От образности слова – к выразительному движению / С. В. Филатов. – М., 1993.

Ходонович, Л. Н. Хореография для самых маленьких /Л. Н. Барабаш. – Мозырь: Белый Ветер, 2002.

Франио, Л. С. Воспитываем и развиваем дошкольников в музыкальных играх / Л. С. Ходонович. – Минск: НИО, 1997.