Для родителей

Роль авторитета родителей, из чего он складывается

(консультация для родителей)

    «Что такое авторитет родителей?» - этот вопрос волнует многих из нас. Авторитет родителей заключается в их умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. Авторитет – это постоянная работа над собой по самосовершенствованию и самовоспитанию. А требовательное отношение к себе и является  основой авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.

    Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самим собой.

    Важно создавать положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.

    Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся  к проблемам своих детей и их друзьям.

    Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребёнку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают весёлыми, остроумными, интересными людьми.

    Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребёнком: чтение детских книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение малыша к полезным увлечениям отца или матери (занятия спортом, рукоделием, художественной самодеятельностью, коллекционированием и др.).

    Детей дошкольного возраста недаром называют «почемучками». Пытаясь постичь окружающую жизнь, они задают массу вопросов. Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.

    Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.

    С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить. Детям дошкольного возраста нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца или матери ребёнок тонко чувствует.

    А если же у отца и матери нет авторитета, то такой сильный воспитательный эффект, как любовь к детям, теряет силу. Непризнание влияния родителей или одного из них выражается обычно в невыполнении ребёнком требований взрослых, в непослушании. Начинается открытая или скрытая борьба с ребёнком, в которой родители, как правило, сдают позиции. Такую ситуацию можно назвать «ребёнок сел на голову». В других семьях складывается противоположный стиль воспитания, когда родители начинают применять физическую силу. Отрицательная сила воздействия такого приёма общеизвестна.

    Как быть? Заслужить авторитет очень трудно: искусственность поведения отца или матери ребёнок тонко чувствует. Невозможно пробудить у ребёнка уважение к себе, навязывая ему свои позиции: «я – мать», «я – отец». Такие призывы не получают отклика в душе ребёнка.

    Если родители необъективны в своих оценках, говорят ребёнку о справедливости, о честности, о красоте, а в разговорах между взрослыми или в оценках происходящего он слышит другое, то наставления их будут напрасны. Воспитательной силой обладает лишь слово, подкреплённое делом, положительным примером.

    Родителям кажется, что ребёнок ещё мал, чтобы понимать то, о чём говорят взрослые. Однако дети даже младшего возраста, занимаясь своим делом, реагируют на наши разговоры. Если они не всегда понимают содержание сказанного, то всегда улавливают тон, отношение к тому или иному событию, явлению, человеку. Если у ребёнка родители небезучастны к беде соседей, не осуждают друзей, а стремятся им помочь, то дети уважают родителей. 

    Однако нельзя рассчитывать на то, что, видя только положительные примеры старших, ребёнок обязательно будет поступать так же.  Необходимы условия для постоянных упражнений в добрых поступках, для проявления накапливаемых представлений. 

    Нередко встречаются родители, которые любят назидания, утомительные беседы. Излишнее морализирование приводит к тому, что слово, как средство воспитания, теряет силу. Шутка, отвлечение ребёнка от нежелательного действия заменяют нотации, окрики, бесконечные запреты.

    Вредны в воспитании как подчёркнутая холодность в отношениях с ребёнком, так и чрезмерные излияния любви. В первом случае ребёнок чувствует свою неполноценность, во втором – чувствует себя кумиром, которому все поклоняются. Необходимо любить ребёнка сердцем, стремиться искать «золотую середину» в подходе к нему. Важно в таких условиях, чтобы все старшие были единодушны в своих требованиях. Если, предположим, мама сказала, то бабушка должна поддержать, а папа напомнить и т.п.

    Совершают ошибку и те родители, которые воспитывают по принципу «будешь слушаться – куплю». В таких семьях идёт купля-продажа отношений: «Ты – мне, я - тебе». Успех такого воспитания сомнителен.

    Пройдёт время. Родители поймут, что совершили ошибку. Но сделать её легче, чем исправить. Нам, взрослым, надо почаще смотреть на себя глазами ребёнка, анализировать свои действия и поступки. Воспитание – это творческий процесс, поэтому необходимо постоянно думать, искать пути воздействия на ребёнка.

    Итак, авторитет взрослых зависит от нас самих. Он заключается в содержании нашей жизни, в нашем поведении, отношении к окружающим, к воспитанию своих детей.

 

Подготовил педагог социальный Шишко Г.П.

свернуть

Памятка для родителей «10 правил воспитания детей»

1. Люби своего ребёнка.

Это значит – радуйся его присутствию, принимай его таким, какой он есть, не унижай его, не подрывай уверенность в себе, не подвергай несправедливому наказанию, не отказывай в таком доверии, дай ему причину любить себя.

2. Охраняй своего ребёнка!

Охраняй его от душевных и физических опасностей, даже когда потребуется поступиться собственными интересами.

3. Будь хорошим примером для ребёнка!

Прививай ему уважение к традиционным ценностям, сам живи согласно с ними.

4. Играй со своим ребёнком!

Уделяй своему ребёнку необходимое время, разговаривай с ним так, как ему нравиться. Игры его принимай всерьёз.

5. Помогай ребёнку!

Незаметно наталкивай на правильное решение, отвечай на вопросы.

6. Работай с ребёнком!

Приучай ребёнка участвовать во всех работах по дому, в саду, огороде.

7. Позволь ребёнку самостоятельно приобретать жизненный опыт!

8. Дай волю эмоциям!

Проводи чаще семейные праздники, путешествуй, устраивай каникулы.

9. Покажи возможности ребёнка!

Раскрой лучшие возможности ребёнка.

10. Приучай быть послушным!

Учи ребёнка своими поступками не причинять вреда ни себе, ни другим.

 

 

Т.В. Галактенок «Школа добрых волшебников», Мозырь: Содействие, 2008. – с.96

 

 

свернуть

Законы родительской истины

Пусть эти законы родительской истины помогут вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им  в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребёнка и дорожите его любовью к вам!

 

    Закон 1.  Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

    Закон 2.  Не унижайте своего ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

    Закон 3.  Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.

    Закон 4.  Не налагайте запретов. В природе ребёнка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

    Закон 5.  Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

    Закон 6.  Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

    Закон 7.  Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребёнку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем, если над ним будут смеяться другие.

    Закон 8.  Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

    Закон 9.  Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

    Закон 10. Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем стать взрослым. Дайте возможность своему ребёнку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для вашего ребёнка, и для вас, родители!

    Закон 11.  Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!

Мы желаем Вам успехов!

 

Н.И.Дереклеева «Новые родительские собрания», М. 2006, с.75

свернуть

«Что такое чувство собственного достоинства и как воспитать его у детей?»

(консультация для родителей)

 

         Как часто приходится слышать ребёнку дома: «Я сказала: «Надень это!»; «Не смей трогать мои книги!»; «Немедленно иди спать!» и т.д.

         Как часто родители в общении с ребёнком руководствуются принципом: он ещё маленький, с его мнением или желанием можно не считаться. Они уверены, что лучше знают потребности своего ребёнка, чем он сам. Но ребёнок – это индивидуальность, это другой мир, а взрослые стремятся «перекроить» его по своему усмотрению, переделать его «под себя». Иногда не обходится без оскорблений, унижений, мелочной опеки, неоправданных запретов. Неистощимо детское терпение, безоглядна их любовь к родителям и велико их всепрощение.

         Свободно, расковано, естественно развиваются в семье дети, которых уважают, с мнением которых считаются. «Ребёнок, который переносит меньше оскорблений, - писал Чернышевский, - вырастет человеком, более осознающим своё достоинство и достоинство других».

         Вспомните, как часто вам приходилось сталкиваться со случаями нарушения прав детей. Кому из нас не довелось быть очевидцем грубого и унижающего ущемления прав детей на улицах, в транспорте, в общественных местах?

         Взрослые, пользуясь неосведомлённостью детей о своих правах, Часто присваивают себе право безапелляционно определять, как жить подросткам, чем заниматься, с кем дружить и многое другое. И дети безоговорочно подчиняются порой безосновательному диктату взрослых. Неумение отстаивать свои интересы во многом связано с незнанием детьми тех прав, которые гарантированы им государством и зафиксированы в законах.

             «Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Каждый имеет право на достойный уровень жизни… Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси». (Конституция Республики Беларусь. Раздел 2. Личность. Общество. Государство. Статьи 21, 22. С.53.)

         Чтобы отстаивать свои права, нужно их знать. На страже прав ребёнка всегда должны быть взрослые, в первую очередь родители.

         Восточная мудрость гласит: «Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других». А многие родители считают: «Мой ребёнок должен меня любить и уважать независимо от моих поступков».

         Мы часто не видим своих педагогических ошибок. Нужно всегда видеть в своем ребёнке Человека.

         Можно и нужно обращаться к ребёнку с замечаниями и просьбами, но они должны быть уважительными, например: «Пожалуйста, принеси», «Будь добр, сделай это». Говорить нужно с детьми доброжелательным тоном. Глубоко ошибаются те родители, которые считают, что на детей надо почаще кричать, тогда толку будет больше. А между тем, унижение достоинства ребёнка может привести к серьёзным психологическим последствиям.

         Это и  неуверенность в себе; формирование комплекса неполноценности; неудачи во взрослой жизни; заниженная самооценка; подавление личности; ребёнок может вырасти озлобленным, замкнутым, трусливым или садистом; ребёнок не будет уважать унижающего; потеря доверия; нарушатся взаимоотношения взрослого и ребёнка и др.

         Итак, даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – распространённое явление. Почему же родители прибегают к ним? Бесконечные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания – все эти формы отражают отношение к ребёнку всего лишь как к объекту воспитания. Они унижают его достоинство.

         Доброжелательная критика, советы, утешение, обращение какого-либо указания в шутку, выражение обиды – именно эти формы регулирования поведения детей должны использоваться родителями.

         К сожалению, многие родители полностью поддерживают применение телесных наказаний или считают их допустимыми в отдельных случаях. Агрессивные родители (т.е. использующие наказания, в том числе и физические) не видят ничего плохого в том, что ребёнок тоже агрессивен, как и они сами. Фактически это качество в ребёнке поощряется. «Дай сдачи, если тебя обижают», - так часто учат родители своих детей.

         Правы ли в этом родители? Как быть тем детям и родителям, которые не культивируют такой подход?

              Правила общения с детьми:

- Не унижайте детей, не высмеивайте их, не иронизируйте над ними, не акцентируйте внимание на их недостатках, просчётах, неудачах.

- Не угрожайте лишением любви, заботы, суровыми наказаниями и ни в коем случае не наказывайте физически.

- Чрезмерно не опекайте: по мере взросления должна расти самостоятельность.

- Не требуйте немедленного повиновения: нужно время, чтобы принять требуемое, чтобы подумать, как его выполнить, а возможно, найти лучший вариант.

- Не требуйте того, что не соответствует возрасту, возможностям ребёнка, поэтому больше общайтесь с ним, чтобы видеть, как он меняется.

- Не говорите плохо о детях в присутствии других людей: щадите их самолюбие. Лучше поговорить о плохом наедине и без свидетелей.

- Не лишайте сына или дочку права оставаться ребёнком, и пусть он всегда чувствует, что вы его любите.

         Быть родителями нелегко: это постоянный труд, наполненный как радостями, так и огорчениями. Но есть ли более важное предназначение, чем вырастить хороших детей, продолжить в них свою жизнь?

         В семье – огромные возможности для воспитания достоинства ребёнка. Но чтобы реализовать их, необходимо уважать ребёнка, научить его понимать, что человек – это наивысшая ценность.

         У детей врождённая потребность в радости, и они большие мастера находить её даже в самом малом. А взрослые пусть поддержат её, воспитывая оптимизм, бодрость, жизнерадостность. Нужно с детства учить ребёнка дарить радость другим. Среди психологических принципов общения родителей с детьми главный – доброжелательное, корректное отношение к ним, умение поставить себя на место ребёнка, умение понять его. Это искусство, которому надо постоянно учиться.

свернуть

Воспитание нравственности у дошкольников

     (консультация для родителей)

Нравственные чувства ребёнка формируются в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В раннем возрасте может меняться поведение ребёнка под влиянием переживаний, вызванных похвалой взрослых. Например, поощрённый за оказанную помощь в уборке комнаты, малыш проявляет желание помочь и в другой ситуации. Поведение взрослых, их отношение к ребёнку, к его поступкам становится для малыша как бы программой поведения. Опыт показывает, что дошкольники рано перенимают интонацию, мимику тех, с кем общаются, что они способны проявлять сочувствие, вместе со взрослым или со сверстником порадоваться. Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу доброжелательного отношения к сверстнику, стремление оказать помощь, завершения трудного дела, поддержать робкого ребёнка, который боится неудач. Тех детей, которые легкомысленно за всё берутся, хвастаясь, что всё умеют, но бросают при первых затруднениях, следует приучать доводить начатое до конца, добросовестно относиться к любому делу. Дошкольники, особенно младшие, плохо разбирающиеся, «что такое хорошо и что такое плохо», должны иметь положительный пример для подражания. Необходимо формировать чёткие этические представления, и задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям.

         «Нельзя драться, нельзя грубить, нельзя ломать…» - такой формальный подход, нередко наблюдаемый со стороны взрослых, не является эффективным средством пробуждения чувства.

         При правильном организованном воспитании дети способны воспринимать сложные отношения между людьми. С возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными в оценке поведения окружающих. Поэтому работа должна быть целенаправленной, систематической. При этом нельзя забывать о доступности сообщаемых сведений. 

         Наблюдения показывают, что формирование у дошкольников этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Причиной конфликтов между детьми являются иногда неправильные представления о дружбе, честности, доброте и т. д.

         Выявить знания и формировать представления детей можно не только задавая прямые вопросы «Что значит быть справедливым, добрым?», но и путём проведения бесед, создания различных педагогических ситуаций.

         Например, можно предложить следующую задачу: «Представь себе, что ты видишь, как мальчик толкнул маленькую девочку в лужу. Одежда её промокла, а по лицу текут слёзы. Что бы ты сделал?»

         Для развития этических представлений детей целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывалась бы конфликтная ситуация, а, как в сказках, были бы противопоставлены добро и зло. (Например, рассказы В.Осеевой «Почему?», Н.Носова «Карасик», «Фантазёры» и др.)

         При формировании у детей этических представлений необходимо ставить перед ними новые задачи, сосредоточивать их внимание на их жизненном опыте.

         Этические представления ребёнка особенно чётко выступают в том случае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Чтобы установить   

определённую взаимосвязь между представлениями детей и их чувствами, необходимо обращать внимание не только на то, как понимают дети тот или иной поступок, но и на эмоциональный отклик на этот поступок.

         При воспитании у ребёнка гуманных чувств необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и переживанию вообще. Речь идёт о развитии общей  эмоциональности ребёнка, которая во многом определяет умение сочувствовать. Свойственная маленьким детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность их постоянно контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, окружающим их взрослым.

         Воспитание у детей доброты начинается с воспитания у них чувства любви к родителям. Это чувство возникает как ответное на постоянную заботу и любовь родителей к своему ребёнку. Но иногда дети ведут себя эгоистически по отношению к родителям, и здесь на конкретном примере можно объяснить им, в чем должны проявляться их забота и доброе отношение к взрослым.

         Отношение детей к родителям, и особенно к матери, подробно раскрывается в художественной литературе, сказках. Например, Алёша, маленький герой рассказа Н. Артюховой «Трудный вечер», с трудом преодолевая свой сон, поднимается с кровати и закрывает настольную лампу, чтобы свет не мешал спать уставшей маме. Он накрывает маму шалью, чтобы она не замёрзла. Беседуя с ребёнком об этом рассказе, необходимо обращать внимание не только на трудолюбие Алёши, но и особенно на его заботливость. На эту же тему и стихи Е.Благининой «Посидим в тишине».

         У детей надо также воспитывать сочувствие к старым людям, например, к бабушкам. Иллюстрацией в данном случае может служить стихотворение А. Барто «Вовка – добрая душа».

         В рассказе Е. Пермяка «Самое страшное» действует тоже Вовка. Но этот Вовка никакой радости не доставляет никому, в том числе и бабушке. Читая рассказ ребёнку, нужно выделить интонационно строки, в которых описывается состояние бабушки: «Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает». Ребёнок должен почувствовать, сколько боли Вовка – персонаж рассказа – приносит старому человеку.

         Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброго отношения к младшим, с заботой о них. Старший должен понимать, что малыш слабее его, нуждается в его защите и помощи. Он должен осознавать, что обидеть маленького, беззащитного ребёнка – это бессердечно, жестоко.

         Чувство доброты по отношению к младшим воспитывается постепенно и зарождается оно, когда старшие помогают маленьким, вместе с ним делают что-то, развлекают их.

         Важно позаботиться о том, чтобы этические представления, полученные детьми при чтении художественной литературы, нашли отражение в их жизни.   

свернуть

Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы»

Помните: от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.

— Время ночного отдыха для каждого ребёнка индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

— Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упустите её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

— Научитесь встречать детей после их пребывания в детском саду. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?». Лучше задавать нейтральные вопросы: «Что было интересного в детском саду?», «Чем ты занимался?», «Как твои успехи?» и т.д.

— Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.

— Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, нецензурные выражения.

— Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

свернуть

О вреде алкоголя и курения

Наиболее неблагоприятным фактором, влияющим на здоровье ребёнка является пристрастие родителей к вредным привычкам. Рассматривая пагубное воздействие вредных привычек на здоровье детей, необходимо прежде всего отметить многосторонний характер такого воздействия. Вредное влияние злоупотребления спиртным и курения, ощущается неокрепшим детским организмом как напрямую (в виде вдыхания табачного дыма или через молоко матери), так и через наследственные факторы (влияние спиртного, табака, на репродуктивные клетки организма родителей), а также в виде различных стрессовых ситуаций, влияющих на психику ребёнка, которые могут возникать в семьях, где кто-либо из членов семьи злоупотребляет спиртным. Наибольший вред здоровью ребёнка, в каком бы возрасте он не находился, оказывает алкоголь. Самым ответственным моментом для здоровья ребёнка в этом плане является его зачатие. Дети алкоголиков и людей, принявших алкоголь однократно при зачатии, часто рождаются мёртвыми, родившиеся живыми растут умственно неполноценными с различной формой олигофрении. Причём это относится в равной степени к обоим родителям. Алкоголизм матери влияет на плод ещё более неблагоприятно — примерно вдвое тяжелее. Как правило, в таких случаях наблюдается тяжёлое и устойчивое заболевание — алкогольный синдром плода. Особую тревогу вызывает рождение больных детей у матерей, которые считаются абсолютно здоровыми. Это связано также с употреблением (разовым или периодическим) алкоголя во время беременности. Приём матерью алкогольных напитков в период грудного вскармливания может породить грудной алкоголизм и даже вызвать алкогольное отравление ребенка.

Специфическое отрицательное влияние на здоровье будущего ребёнка оказывает и отец, пьющий во время беременности жены, подвергая женщину психическим и нередко физическим травмам, вынуждая её испытывать состояние резкого эмоционального напряжения. Под влиянием стрессов ребёнок рождается с симптомами нарушения центральной нервной системы. Необходимо отметить, что по данным Всемирной организации здравоохранения алкогольные аномалии составляют 10% всех врождённых аномалий развития.

На ребёнка оказывают отрицательное влияние и условия внешней среды в семьях, где пьянствуют родители. Известно, что детская психика отличается выраженной неустойчивостью и малой выносливостью. Высшая нервная деятельность детей младшего возраста характеризуется напряжённостью в организме, возникновением сильных реакций на воздействие факторов внешней среды. Незрелость и неустойчивость нервных процессов у детей, легкая истощаемость нервной системы под воздействием неблагоприятной домашней обстановки способствуют возникновению у них различных заболеваний нервной системы — неврозов, неврастений, психопатий. На этом фоне, в зависимости от возраста ребёнка, возникают те или иные патологические состояния. Часто в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, дети получают тяжёлые травмы — переломы, ожоги, сотрясения мозга из-за невнимания родителей, пьянствующих и ссорящихся между собой.

 

Курение, как и алкоголь, при употреблении его в любых дозах является универсальным фактором риска, способным вызывать или провоцировать у детей самые разнообразные болезни. Около 40% детей, появившихся на свет от курящих родителей, страдают теми или иными дефектами физического и психического развития, отличаются повышенной предрасположенностью к различным инфекционным и неинфекционным болезням. Достоверно точно установлено влияние курения матери на здоровье ребёнка. Патологические изменения в некоторых генетических структурах, возникшие у курящих девушек, проявляются впоследствии у детей. У них возрастает риск развития некоторых болезней органов дыхания и печени. Эта зависимость наблюдается при сопоставлении данных по заболеваемости ребёнка и по курению женщины во время беременности. Многие молодые женщины курят даже во время нахождения в роддоме. Тем самым они отнимают часть здоровья у своего ребёнка, поскольку одновременно с питательными продуктами мать передаёт ребёнку и продукты курения, причём в высоких концентрациях.

     Не меньший вред здоровью ребёнка наносит и пассивное курение матери, то есть нахождение беременной женщины в накуренном помещении, поскольку табачный дым через легкие матери проникает к плоду и действует также, как если бы курила сама мать. Если женщина продолжает курить в период грудного вскармливания ребёнка, то она наносит двойной вред его здоровью. Во-первых, тем, что через грудное молоко ребёнок получает довольно опасную дозу токсических продуктов табачного дыма, а это, естественно, отражается на его дальнейшем развитии и на большей предрасположенности к различным болезням. Во-вторых, табачные вещества разрушительным образом действуют на лактацию, вследствие чего пропадает молоко, и ребёнка переводят на искусственное вскармливание, что в свою очередь способствует развитию таких заболеваний, как ожирение, аллергия, диатезы.

     Другой аспект проблемы связан с пассивным курением самого ребёнка. Для развивающегося организма характерна повышенная чувствительность к различным вредным факторам. Живущие в накуренных помещениях дети чаще и дольше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов, пневмоний. Чем меньше ребёнок, тем больший вред причиняет его организму табачный дым.

 

Таким образом, злоупотребление алкоголем и курение во многом определяют состояние здоровья детей, и воспитательный процесс среди детей должен быть направлен прежде всего на формирование здорового образа жизни.

 

свернуть

Еще раз о вредных привычках родителей и их негативном влиянии на ребёнка

Курение.

1. Курение – одна из вреднейших привычек. Исследователями доказано, в чём вред курения. В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, углекислый газ, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты и другие.

2. В 1-2 пачках сигарет содержится смертельная доза никотина. Курильщика спасает, что доза вводится в организм не сразу, а дробно.

3. Статистические данные говорят: пол сравнению с некурящими длительно курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз – инфарктом миокарда, в 10 раз – язвой желудка. Курильщики составляют 96-100 % всех больных раком лёгких.

4. Никотин относится к нервным ядам. Установлено, что никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте. В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток центральной нервной системы.

5. Расстройство нервной системы проявляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти. Особенно вредно курение для детей и подростков. Ещё неокрепшие нервная и кровеносная системы болезненно реагируют на табак.

6. Чем дольше человек курит, тем больше у него шансов умереть от онкологического заболевания. Очень часто курение ведёт к развитию хронического бронхита, сопровождающегося постоянным кашлем и неприятным запахом изо рта.

7. Велика роль курения и в возникновении туберкулёза. Так, 95 из 100 человек, страдающих им, к моменту начала заболевания курили.

8. Часто курящие испытывают боли в сердце. Это связано со спазмом коронарных сосудов, питающих мышцу сердца, с развитием стенокардии (коронарной недостаточности сердца).

9. Инфаркт миокарда у курящих, встречается в 3 раза чаще, чем у некурящих.

10. От веществ, содержащихся в табачном дыму, страдает также пищеварительный тракт, в первую очередь зубы и слизистая оболочка рта.

11. Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине существует термин «пассивное курение». В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и непроветренном помещении определяется значительная концентрация никотина.

12. Задумайтесь о своём будущем – не курите! Учитесь жить в гармонии с окружающим миром и самими собой. Пусть эти знания о вреде курения помогут вам сделать правильный выбор.

Алкоголь.

«Привычка к алкоголю является большим злом для человечества, чем война, голод и чума, вместе взятые.»

(Чарлз Роберт Дарвин)

«Водка белая, но красит нос и чернит репутацию.»

(Аннон Павлович Чехов)

«Десять десятых из всего числа преступлений, пятнающих человечество, совершены под влиянием алкоголя. Пьяница никогда не идёт вперёд ни в умственном, ни в нравственном отношении»

(Николай Толстой)

 

Последствия употребления спиртных напитков.

1. Регулярное употребление спиртных напитков приводит к развитию алкогольной зависимости и неизлечимому заболеванию – алкоголизму.

2. Человек, страдающий алкогольной зависимостью, в большинстве случаев не осознает себя больным и, следовательно, не видит причин обращаться к специалисту.

3. Систематическое употребление алкоголя вызывает повреждение зародышевых клеток. Может родиться ребёнок с различными физическими и психическими аномалиями.

4. Злоупотребление алкоголем одним из родителей одинаково вредно и опасно как для ещё не родившихся, так и для уже имеющихся в семье детей. Это пагубное воздействие алкоголя на ребёнка проявляется не только в его детские годы, но и тогда, когда он становится взрослым, и сказывается на его детях.

5. При длительном употреблении спиртного вырабатывается стойкая наркологическая зависимость. Человек становится агрессивным, беспричинно раздражительным, теряет чувство меры и способность логически мыслить.

6. Зависимость от спиртных напитков очень «хитрая». На первый взгляд, алкоголь приходит в ваш дом как друг, товарищ, с которым и веселее, и приятнее проводить время. Но постепенно день за днём он превращается из гостя в хозяина и начинает диктовать свои условия, а затем вы вдруг понимаете, что уже не можете его выгнать. И вот когда вы это поймёте, то надо срочно что-то предпринимать.

7. Возможности человека не безграничны, и их переоценка не допустима ни в каком варианте. Будьте благоразумны: алкоголь не прощает слабостей и ребячества.

8. А присутствие ребёнка, подростка в компании сверстников, или старших детей, пьющих пиво либо другие алкогольные напитки, может стать причиной постановки его на учёт в инспекцию по делам несовершеннолетних, даже если он сам ничего не пил.

 

10 мифов об алкоголе.

1. Смешение напитков (коктейль) приводит к более сильному опьянению.

Степень опьянения связана с общим количеством употребляемого алкоголя и со скоростью его употребления, но не с видом употребляемого напитка.

2. Алкоголь – «нежный» наркотик.

Алкоголь – «тяжёлый» наркотик, приводящий к зависимости организма от его употребления, о чём, свидетельствуют похмелье.

3. В банке пива меньше алкоголя, чем в рюмке водки.

В банке пива, в половине бокала вина, в рюмке крепкого напитка содержится одинаковое количество алкоголя.

4. Кофе, холодный душ и прогулка на свежем воздухе помогают человеку протрезветь.

Протрезветь человеку помогает только время. Алкоголь из одной порции напитка расщепляется печенью больше часа.

5. Есть люди, которые могут после выпивки замечательно вести автомобиль.

Есть люди, которые так думают. Но они заблуждаются. Алкоголь нарушает способность водителя управлять машиной, его зрение, скорость реакции и способность сосредоточиться.

6. Выпивка делает замечательной любую вечеринку.

Чтобы получить удовольствие, нет никакой необходимости в алкоголе, есть много других способов, чтобы развлечься и получить удовольствие.

7. Женщины реагируют на алкоголь так же, как мужчины.

После употребления одинакового количества алкогольного напитка содержание алкоголя в крови женщины выше, чем у мужчины того же веса.

8. Пиво утоляет жажду.

Пиво вызывает усиленное мочеиспускание, его употребление приводит к избыточной концентрации соли в организме, к пересыханию организма, чувству жажды.

9. Алкоголь – возбуждающее средство.

Алкоголь – угнетающий напиток, замедляющий мозговую деятельность и деятельность клеток других органов.

10. Алкоголики – выходцы из бедных слоёв общества.

Любой человек может скатиться к алкоголизму. Многие алкоголики – люди высшего и среднего класса. Многие из них – образованные люди, представители престижных профессий.

 

Пить пиво – рискованно.

«Пивной бум», начавшийся ещё в 90-е годы, сегодня представляет собой чрезвычайно серьёзную проблему. Значительно расширился ассортимент пива, пиво стало ещё более доступным: его продают наравне с прохладительными напитками, особенно летом, его употребление в современном обществе не осуждается. Для многих молодых людей пиво стало незаменимым атрибутом времяпровождения. Мало того, как показали данные соцопроса, каждый второй из них считает, что пить пиво менее вредно, чем более крепкие напитки.

Что же на самом деле представляет собой пиво и так ли уж безопасно его употребление?

Пиво относится к алкогольным напиткам, содержание алкоголя в которых – 4-4,2% об. и выше. По содержанию этилового спирта одна бутылка пива эквивалентна 50 г водки. Бутылка 9% пива – это 100 г водки.

Содержание алкоголя в спиртных напитках:

1 бутылка (0,5 л) пива = 2 Ед.

1 бутылка (0,5 л) крепкого пива = 3 Ед.

1 бутылка (0,7) столового вина = 6 Ед.

1 бутылка (0,7) десертного вина = 8 Ед.

1 бутылка (0,7) водки, коньяка, бренди (40 % алкоголя) и т.п. = 20 Ед.

Примечание: 1 Ед. = 15 мл или 12,8 г чистого спирта.

 

Как и любой алкогольный напиток, пиво даже при однократном употреблении вызывает опьянение, а при регулярном – формирует зависимость. Особенно быстро она формируется у подростков: для этого достаточно употреблять пиво 3-4 раза в месяц в течение 1,5-2 лет. Злоупотребление пивом приводит к так называемому «пивному алкоголизму», становится первым шагом на пути к употреблению крепких спиртных напитков.

Чрезмерное употребление пива, особенно в молодом возрасте, влечёт за собой понижение или потерю интеллекта и памяти, независимости и свободы, времени и денег, здоровья.

Пиво, как и любой алкоголь, неблагоприятно влияет на все органы и системы организма.

- Особенно страдают почки, печень и сердечно-сосудистая система. В медицине существует даже термин «пивное сердце». Постоянно отравляемая пивом сердечная мышца постепенно подвергается жировому перерождению, становится дряблой, теряет упругость. Мышечные клетки сердца постепенно погибают, заменяясь, грубой, не способной сокращаться рубцовой тканью.

Кровь, поступающая в полость сердца, давит на его дряблые стенки и растягивает их, поэтому сердце увеличивается в объёме до полутора-двух раз в сравнении с сердцем здорового человека и не может уже нормально справляться со своими функциями.

- Соединение спирта с сахаром, который содержится в пиве, благоприятствует гипогликемии (падению уровня глюкозы в крови), сопровождающейся усталостью и низкой работоспособностью.

- Пиво имеет высокий энергетический потенциал и, следовательно, способствует отложению жира. Регулярное употребление больших доз пива способствует повышению массы тела и нарушению обмена веществ.

- Со временем у любителей пива может развиться гепатит или цирроз печени.

- В последнее время появились данные о том, что пиво приводит к снижению выработки мужских половых гормонов.

Существует так называемая «группа риска», когда вследствие физиологических и психологических особенностей организма той или иной категории людей противопоказано любое употребление алкоголя, в том числе и пива. К их числу относятся, прежде всего, подростки и молодые люди до 21 года.

Поэтому каждый молодой человек должен понять, что:

· пить пиво по настоянию друзей, пить просто так, для «кайфа» - это очень плохо;

· при помощи алкогольного напитка забыть о проблемах, быть «крутым» - это также плохо.

Пиво – это тот же волк в овечьей шкуре! Его употребление является рискованным поведением. Помните, что нет абсолютно безопасной дозы алкоголя.

Только полный отказ от любого алкогольного напитка может гарантировать, что алкогольная зависимость не сформируется.

 

свернуть

Доброжелательность и забота о детях – необходимое условие контакта с родителями

    (консультация для родителей)

Воспитателей, приступающих к работе с новой группой детей, волнуют вопросы: как найти путь к сердцу родителей? Как сделать воспитание детей нашим общим делом? Как, о чем вести разговор с родителями, когда они утром спешат на работу и когда уставшие возвращаются с работы? Как сделать, чтобы даже в такие минуты они охотно прислушивались к словам воспитателя, проявляли к ним интерес, чтобы изъявляли желание услышать, чем жил ребенок в детском саду, что нового узнал за день, как проявил себя?

         Такого контакта с родителями педагог может достичь, проявляя постоянную доброжелательность, заинтересованность в сотрудничестве с семьей.

         С первых дней нужно стремиться узнать, как ребенок живет в семье, что его там окружает, что дает ему семья. Выяснить, к какому режиму дня привык ребенок, какие игрушки есть у него и какие из них любимые, где и как они хранятся.

         Родители должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребенка, живет заботой о нем. Это вызывает у них откровенность, они доверительно рассказывают о своих трудностях, просят совета.

         Обычно родители, приходя вечером, чаще всего интересуются, как ел ребенок, оценивающе осматривают его: чист, ухожен ли, не обижен ли. А затем торопливо покидают детский сад.

         Как заинтересовать родителей жизнью детей   в детском саду? Как показать необходимость придерживаться единого с детским садом подхода к воспитанию детей, особенно к нравственному?

         Прежде всего, в часы приема и ухода детей домой нужно систематически делиться с родителями новостями о жизни детей в детском саду: «Ваш сын научился завязывать шнурки. Теперь и дома ему не понадобится ваша помощь»; «Оксана старательно и аккуратно стала рисовать красками. Особенно ей нравится накладывать кистью узор на рисунок. Посмотрите, вот её работы». Или: «Ваш Саша уступил сегодня игрушку Лене. А в дверях пропустил девочек. Поддерживайте, пожалуйста, у него этот навык культурного поведения»; «Пожалуйста, приводите Наташу утром пораньше, чтобы она успевала на зарядку. Ведь это даст ей бодрость и здоровье». Постепенно у родителей появится интерес к содержанию жизни детей в детском саду.

         Серьёзное внимание нужно уделять информационному материалу. Помещать такую информацию как: «На этой недели учили с детьми такое-то стихотворение. Все дети запомнили его. Громко, выразительно читают Ира, Юля, Саша. Попросите дома прочитать это стихотворение». Или: «Посадили с детьми горох, бобы, лук. Все дети знают теперь, как надо сажать семена, чтобы из них выросли растения. Поддерживайте, пожалуйста, у детей интерес к труду на огороде. Привлекайте к посильной работе». «Ходили с детьми на экскурсию в парк. Поинтересуйтесь, что они там видели. В выходной день сходите вместе с детьми на прогулку в парк: вы увидите много интересного. Стремитесь воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к растениям и животным».

         Конечно, приходится с родителями говорить не только о положительном, но и об отрицательном в семейном воспитании детей.

         Как сказать родителям об их ошибках, неправильном поведении, чтобы не вызвать негативной реакции, чтобы они поняли: воспитатель делает это в интересах ребенка? Разговор с позиции интересов ребенка, как правило, вызывает у родителей нужную реакцию, беседа проходит в доброжелательном, деловом тоне. Никогда нельзя делать замечания родителям в присутствии детей или обсуждать с детьми, почему мама или папа не выполнили нашего требования.

         Нужно чтобы у родителей было доверие к нам, работникам детского сада, т.к. они идут в детский сад за помощью, делятся трудностями.

         Особенно внимательно нужно относится к детям единственным в семье, т.к. они как правило избалованы вниманием старших. Воспитывать у детей внимательное, заботливое отношение к людям, способность к сопереживанию.

         Для повышения интереса родителей ко всем мероприятиям, проводимым в детском саду в целях педагогического просвещения, нужно стремиться удовлетворить их потребность в знаниях, совершенствовать содержание и формы педагогической пропаганды. Благодаря хорошо налаженному контакту с родителями, благодаря постоянному вниманию к жизни ребенка и в детском саду, и в семье можно добиться положительных результатов в воспитании детей.

свернуть