Консультация «Воспитание основ экологического сознания детей дошкольного возраста в процессе подвижных игр»

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна -

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима...

Она у нас одна, одна такая!

Е. Смирнова

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.

По общему признанию ученых (философов, экологов, педагогов) природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие. Именно поэтому необходимо экологическое образование всего населения, начиная с дошкольного детства и на протяжении всей жизни.

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность, умение находить и принимать решения. В становлении экологического сознания особенное место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила

 В  подвижной игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. В игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание.

 Примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики. Среди воспитательных задач, которые решают педагоги с помощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных психологических условий для погружения в мир природы.

Требования к играм экологического содержания

  • Игры необходимоподбиратьсучетомзакономерностейразвитиядетейитехзадачэкологическогообразования,которыерешаютсянаданномвозрастномэтапе.(Игры по возрастам.)
  • Иградолжнадаватьребенкувозможностьприменятьнапрактикеуже полученныеэкологическиезнанияистимулироватькусвоениюновых.
  • Содержаниеигрынедолжнопротиворечитьэкологическимзнаниям,формируемымвпроцесседругихвидовдеятельности.
  • Игровыедействиядолжныпроизводитьсявсоответствиисправиламиинормамиповедениявприроде.(Игрыпосезонам.)

Передначаломигрыобязательнонужновспомнитьеё содержание,цельиправила.Правилапобуждают ребенкабытьактивным:сосредоточиватьсвоевниманиенаигровойзадаче, быстрореагироватьнаигровую  ситуацию,  подчинятьсяобстоятельствам.

Таким образом, в процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.

 

«Кукушка»

Введение в игру: детям предлагается отгадать загадку:

 « Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает»

(Кукушка)

Затемследуетрассказобобразежизникукушки:«Кукушка–оченьинтереснаяптица.Онанеумеетвитьгнездаираститьсвоихптенцов.Поэтомуоткладываетсвоияйцавгнездадругихптиц,которыезатемивыкармливаюткукушонка,принимаяегозасвоегоптенца.Кукушкиоченьпрожорливыиполезнытем,чтопоедаютмноговредныхнасекомых».

Цельигры:расширятькругзнанийобобразежизниптиц,знакомитьдетейснеобычнымспособомвыкармливанияптенцовкукушки;  развивать произвольность,наблюдательность,инициативу.

Оборудование:маленькийрезиновыйшарик.

Ходигры:игрокивстаютвкруг.Выбираетсяводящий–«кукушка». У нееяйцо.Остальныеигрокивытягиваютрукивперед,округляя ладони–«гнездо».«Кукушка»идетпокругуикаждомукакбудтокладетяйцов«гнездо».При этом говорит:«Вот по кругу я лечу,всем яйцо  в  гнездокладу.Гнездакрепчезакрывайте,да смотрите,не зевайте». В ладонях одного из игроков«кукушка»незаметно оставляет«яйцо»,  быстро выходит из круга и говорит:«Ку-ку,ку -ку». Та«птица»,у которой осталось яйцо,должнауспетьвыбежатьнасерединукруга,а остальные ее поймать. Пойманная«птица»становится«кукушкой».Если же она успевает выбежать,то«кукушка»неменяетсяииграпродолжаетсястемиже ролями.Примечание:ловить  «птицу»можно только после слов:«Ку-ку,ку-ку»

 

 

«Не намочи крылья»

Введение в игру: активизируем внимание детей:«Дети, вы когда–нибудь, видели, чтобы насекомые летали под дождем?». Вместе с детьми выясняется причина отсутствия активности насекомых во время выпадения осадков: «Насекомые не летают во время дождя,чтобы не намочить крылья. Мокрые крылья становятся тяжелыми и скручиваются. Поэтому бабочки,стрекозы,пчелы в дождь прячутся в свои домики».

Цель: развивать точность движения рук, скорость двигательной реакции, внимание; приучать действовать организованно;показать,чтовсеявлениявприродевзаимосвязаныинеслучайны;объяснить,какактивностьнасекомыхзависитотпогодныхусловий.

Оборудование: мяч среднего размера,мел (для черчения кругов-домиков) или обручи.

Ходигры:водящийсмячомстановитсявсторонуотигрокови,сказав слова: «Солнышко светит» -подбрасывает мяч вверх. В это время «бабочки» должны «вылетать», порхать на полянке и меняться домиками, перелетая из круга в круг. Поймав мяч со словами «дождик начинается», водящий бросает его в «бабочку», которая не успела «залететь» в свой «домик». Если «дождик» (мяч) попадает на «бабочку», она больше не участвует в игре. Для повышения эффективности своих действий водящий может использовать несколько мячей. Если большое количество игроков, может быть 2-3 водящих. Примечание: нельзя бросать мяч в игрока, который успел занять «домик».

 

«Ястребы и ласточки»

Экологическая информация: ястреб–прекрасный охотник. И если дикие птицы инстинктивно прячутся при виде парящего силуэта,то у домашних этот рефлекс не срабатывает. Молодых цыплят и утят ястреб может утащить даже с подворья.Добычу ястреб видит издалека, грызуна может обнаружить на расстоянии километра. Птица долго парит кругами над ареалом своего обитания, высматривая добычу.Удачнуюохотуеймогутиспортитьласточки,которые часто «гонятся» за ястребом с криками, предупреждая жертву об опасности

Цель игры: развивать внимание,быстроту реакции; повышать познавательный интерес, познакомить  с поведением птиц в природе.

Оборудование: без оборудования.

Ход игры: в игре участвует неограниченное число играющих. Игроки делятся на две группы, становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду будут «ястребы», во втором–«ласточки». Одного игрока выбирают ведущим. Он ходит перед игроками и говорит слова: «ласточки» или «ястребы». Группа, чье название произнесено, разбегается в разные стороны,а игроки неназванной группы догоняют их. Пойманные игроки считаются членами ловящей группы.

Правила игры: разбегаться и ловить можно только по соответствующему сигналу. Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.

 

«Воздух, земля, вода, огонь»

Экологическая информация: представители животного мира имеют огромное значение для всей планеты: они участвуют в круговороте веществ в природе, опыляют растения, являются распространителями плодов и  семян. Хищники выступают естественными санитарами. Огромное значение имеют животные для людей: они дают людям мясо, молоко и яйца. Животные населяют все среды жизни: в воде обитают рыбы, раки, киты, медузы, на земле и в воздухе проживают насекомые,бабочки,звери и птицы,а в почве–дождевые черви,кроты и медведки. Животный мир разнообразен и уникален.

Цель: закреплять умение детей систематизировать животных, птиц, рыб по их среде обитания; развивать ловкость, внимание, сосредоточенность на выполнении задания.

Оборудование:мяч.

Ход игры: играющие становятся в круг, у одногоигрокамяч,он–ведущий.Ведущийбросаетмячкому-нибудьизиграющих,произносяприэтомодноизслов:«земля»,«вода», «воздух», «огонь».Есливодящийсказал«земля!», тот,ктопоймалмяч,долженбыстроназватьтого,ктообитаетвэтой  среде;наслово«вода!»играющийотвечает названиемрыб;наслово«воздух!»-названиемптиц.Прислове«огонь!»игрок,поймавшиймяч,быстропередаётегососеду,тот–следующемуит.д.,покамячневозвращаетсяводящему.

Правила:игрок,которыйошибся,непередалмячпокоманде«огонь!»илиуронилмяч,выбываетизигры.

 

«Пожар»

Введение в игру: ведущий начинает с вопроса: «Дети,а вы знаете, как надо обращаться с огнем в лесу?».Затем,прослушав ответы детей, делается обобщение: «Костер следует разжигать на старых кострищах или на открытом месте. Перед уходом огонь должен быть полностью засыпан песком или залит водой. Помните, оставленный без присмотра огонь может стать причиной пожара. Особенно это страшного в лесу. Он безжалостно уничтожает все живое на своем пути, оставляя после себя черную пустоту».

Цель игры: развивать скорость двигательной реакции, ориентирования в пространстве, знакомить детей с правилами обращения с огнем в лесу;акцентировать внимание на наносимый пожаром непоправимый вред всему живому.

Оборудование: без оборудования.

Ход игры: водящий выбирает любого игрока и, начиная с него, поочеред и каждому игроку задает вопрос и получает ответ: Кто был в лесу?– Туристы. Что они делали?– Костер разводили. А как огонь тушили?–Никак не тушили. А что случилось?–Пожар.Тот, кто, выполняет роль «огня», начинает догонять игроков,которые разбегаются в разные стороны. Игрок, до которого дотронется«огонь», «сгорает» и покидает площадку. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний игрок. Он становится водящим, а игра начинается снова.

Примечание: бежать можно только после слова«пожар»;нельзя долгое время преследовать одного и того  же убегающего.

 

«Я знаю…»

Цель: формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида; развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Оборудование:мяч.

Игровые действия: дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

 

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: формировать умение называть предмет определённой  группы предметов.

Ход игры: ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

 

 

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель: формировать умение определять по звуковой записи голоса птиц; определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее); воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Оборудование:запись голосов птиц.

Ход игры: педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц.  В игре используется диск с записью голосов птиц.

 

 

 

 

«Растения леса, сада, огорода»

Цель: расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.

Оборудование:мяч.

Ход игры: аналогично игры «Я знаю ...»

    

«Летает, плавает, бегает»

Цель: формировать умение изображать способ передвижения объекта.

Оборудование:картинки с  изображением объектов живой  природы.

Ход игры: ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

 

«Перелёт птиц»

Цель: формировать умение узнавать и называть зимующих и перелётных птиц; закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Оборудование:картинки с  изображением зимующих и перелетных птиц.

Ход игры: на столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

  

«Цветы»

Цель: формировать умение называть и различать цветы; воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Оборудование:картинки с  изображением цветов.

Ход игры: дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя картинку с изображением  цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

   

 

«Сокол и лиса»

Цель: расширять знания детей о диком животном  и хищной птице; развивать умение быстро действовать по сигналу ведущего.

Оборудование:картинки и медальоны  с  изображением сокола и лисы.

Ход игры:воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.

Вспомнить повадки лисы.

Выбрать «сокола» и «лису» по желанию детей или использовать считалки.

Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные  движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

 

 

 

 

Литература

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.
  2. Газина, О. Играя, познаем природу / О. Газина // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 7.

Экологическое воспитание дошкольников через подвижные игры / авт.-сост. И. В. Прошкина. – Мозырь: Содействие, 2009

 

 

Подготовил руководитель по физическому воспитанию Липай Елена Федоровна