«Организация туристическо – краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста»
Какую ты изъездил и узнал,-Ты вспоминаешь не страну большую,
Ты вспоминаешь Родину - такую,
Какой её ты в детстве увидал.
К.Симонов
Одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности ребёнка является туристско-краеведческая деятельность (ТКД). Она предполагает как физическое, так и духовное развитие детей, а специальные условия ТКД создают условия для проявления многих нравственных и волевых качеств личности.
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Туристическо-краеведческая деятельность - одно из эффективных средств формирования полноценной развитой личности ребенка, его интеллектуально-познавательное, нравственное, экологическое, трудовое, эстетическое и физическое развитие. Данный вид деятельности помогает ребенку, растущему в условиях дефицита общения с природой, войти в окружающий мир, сориентироваться в нем, сблизиться с природой, научиться любить и беречь ее, стать физически крепким, выносливым, духовно богатым человеком.
Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий, мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий и т.д. Так воспитываются любовь к Родине, её природе, истории, культуре, людям. В ходе туристско-краеведческой деятельности патриотические переживания и порывы осуществляются с особой силой, оставляют глубокий след в юной душе. Это и гордость за прошлые подвиги дедов, и любовь к родной природе, и желание приумножить своим трудом силы, богатство Родины, и уважение к культурным ценностям своего народа и стремление быть там, где труднее, и чувство ответственности за судьбу своей Отчизны, и готовность в любую минуту встать на её защиту. Такие сложные, сильные чувства зреют постепенно, их укрепляет и углубляет то, что окружает человека. Будучи по природе коллективистской, туристско-краеведческая деятельность способствует развитию у ребёнка науки общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, создаёт возможность для проявления патриотических чувств в добрых делах, прежде всего - в заботе о ветеранах, людях старшего поколения, а гражданственность в соблюдении чистоты в микрорайоне, лесопарке и т.д.
Безусловно, туристическо-краеведческая деятельность оказывает большое влияние на развитие всесторонне развитой личности ребенка, решает задачи познавательного характера, экологического, нравственного, физического и
эстетического воспитания.
Туристические прогулки способствуют оздоровлению детей. Именно цикличные движения, характерные для ТКД способствуют развитию физических сил, выносливости, обеспечивают устойчивость к респираторным и сердечно-сосудистым заболеваниям. Кроме того, цикличные движения благоприятно отражаются на настроении, повышают аппетит, улучшают сон.
Организация простейшего туризма с детьми можно вести по следующим направлениям:
-ознакомление с природой (река Уздянка в разные сезоны, экскурсия в парк) -ознакомление с историей города (экскурсия в музей на выставку, посвященную Великой Отечественной войне; -экскурсия по улице, получившей название в честь земляка, по бульвару Дзержинского, ул. Новицкого;
-экскурсия к школе № 2, №3;
-ознакомление с культурными достопримечательностями микрорайона (экскурсия в дворец творчества)
- ознакомление с различными объектами социума микрорайона (экскурсия на городской стадион , спортивную площадку школы №3, в больницу, в Беларусбанк, в Агропромбанк, магазины микрорайона).
Формы работы:
-беседы «Кто такие туристы?», «Что такое туризм?», «Что такое план, его
значение, отличие от рисунка»;
-практическая деятельность «Рюкзак и туристическое снаряжение»;
-организованная деятельность, самостоятельная деятельность по ознакомлению с планом, картой, развитию навыка ориентирования, самостоятельное составление планов групповой комнаты, участка детского сада, своей комнаты, маршрута от дома до детского сада, плана маршрутов в микрорайоне;
-решение проблемных ситуаций;
-рассматривание иллюстраций, журналов, открыток;
-чтение художественной литературы (загадки, стихи, рассказы, пословицы);
-прослушивание записей детских походных песен, звуков природы;
-разучивание туристических песен;
-дидактические и подвижные игры;
-продуктивные виды деятельности;
-чтение «Секретных писем» с помощью зеркала;
-организация «Зеленой аптеки» на территории детского сада;
-составление гербариев лекарственных растений;
-заготовка природных материалов для практической деятельности, детского творчества, конструирования;
-практическая деятельность: дети учатся правильно одеваться для похода, укладывать рюкзак, оказывать первую медицинскую помощь при повреждениях и травмах и т.д.;
-игры-упражнения, игры-соревнования;
-дневник наблюдений, оформление плана - карты нашего микрорайона;
-оформление «Книги экскурсий и походов». Предполагаемые результаты работы:
-туристическо-краеведческая деятельность способствует становлению и обогащению познавательной сферы. Детьми усваиваются многие причинно-следственные связи в окружающей действительности. Дети к концу старшей группы научились анализировать различные явления, события, сопоставлять их, обобщать; рассуждать и выстраивать гипотетические высказывания, делать элементарные умозаключения, предвидеть возможное развитие событий;
-снижение заболеваемости и укрепление физического здоровья детей, выносливости;
-дети освоили приемы первой медицинской помощи;
-повысился интерес родителей к организации ТКД, увеличилось количество семей, использующих прогулки с детьми за городом как средство познавательного, экологического и физического воспитания детей, упрочился контакт педагога с родителями;
-у детей обогатились знания и представления об окружающей жизни микрорайона, города;
-сформировался интерес к истории, природе и культурным традициям родного края;
-поднялся авторитет «незаметных» детей в результате индивидуального подхода; -в группе обогатилась предметно-развивающая.
Безусловно, туристическо-краеведческая деятельность оказывает большое влияние на развитие всесторонне развитой личности ребенка, т.к. решает задачи познавательного характера, экологического, нравственного, физического и эстетического.
Литература:
1.Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей.-М.,1996.
2.Завьялова Т.П. Дошкольный туризм: проблемы, поиски, решения\Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2001.-№2
3.Шнеер Ф. Папа, мама и я - спортивная семья\ Дошкольное воспитание.- 1997.-№1
Подготовил руководитель физического воспитания Ліпай Е.Ф.