«Организация туристическо – краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста»

«Организация туристическо – краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста»


Какую ты изъездил и узнал,-Ты вспоминаешь не страну большую,

Ты вспоминаешь Родину - такую,

Какой её ты в детстве увидал.

                                   К.Симонов

Одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности ребёнка является туристско-краеведческая деятельность (ТКД). Она предполагает как физическое, так и духовное развитие детей, а специальные условия ТКД создают условия для проявления многих нравственных и волевых качеств личности.

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Туристическо-краеведческая деятельность - одно из эффективных средств формирования полноценной развитой личности ребенка, его интеллектуально-познавательное, нравственное, экологическое, трудовое, эстетическое и физическое развитие. Данный вид деятельности помогает ребенку, растущему в условиях дефицита общения с природой, войти в окружающий мир, сориентироваться в нем, сблизиться с природой, научиться любить и беречь ее, стать физически крепким, выносливым, духовно богатым человеком.

Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий, мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг, учебных пособий и т.д. Так воспитываются любовь к Родине, её природе, истории, культуре, людям. В ходе туристско-краеведческой деятельности патриотические переживания и порывы осуществляются с особой силой, оставляют глубокий след в юной душе. Это и гордость за прошлые подвиги дедов, и любовь к родной природе, и желание приумножить своим трудом силы, богатство Родины, и уважение к культурным ценностям своего народа и стремление быть там, где труднее, и чувство ответственности за судьбу своей Отчизны, и готовность в любую минуту встать на её защиту. Такие сложные, сильные чувства зреют постепенно, их укрепляет и углубляет то, что окружает человека. Будучи по природе коллективистской, туристско-краеведческая деятельность способствует развитию у ребёнка науки общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, создаёт возможность для проявления патриотических чувств в добрых делах, прежде всего - в заботе о ветеранах, людях старшего поколения, а гражданственность в соблюдении чистоты в микрорайоне, лесопарке и т.д.

Безусловно, туристическо-краеведческая деятельность оказывает большое влияние на развитие всесторонне развитой личности ребенка, решает задачи познавательного характера, экологического, нравственного, физического и

эстетического воспитания.

Туристические прогулки способствуют оздоровлению детей. Именно цикличные движения, характерные для ТКД способствуют развитию физических сил, выносливости, обеспечивают устойчивость к респираторным и сердечно-сосудистым заболеваниям. Кроме того, цикличные движения благоприятно отражаются на настроении, повышают аппетит, улучшают сон.

Организация простейшего туризма с детьми можно вести   по следующим направлениям:

-ознакомление с природой (река Уздянка в разные сезоны, экскурсия в парк) -ознакомление   с   историей   города   (экскурсия   в   музей   на   выставку, посвященную   Великой   Отечественной   войне;       -экскурсия   по   улице, получившей     название     в  честь  земляка,   по  бульвару  Дзержинского, ул. Новицкого;

-экскурсия к школе № 2, №3;

-ознакомление   с   культурными   достопримечательностями   микрорайона  (экскурсия в дворец творчества)

-   ознакомление с различными объектами социума микрорайона (экскурсия на городской стадион , спортивную площадку школы №3, в больницу,   в Беларусбанк, в Агропромбанк, магазины микрорайона).

Формы работы:

-беседы «Кто такие туристы?», «Что такое туризм?», «Что такое план, его

значение, отличие от рисунка»;

-практическая деятельность «Рюкзак и туристическое снаряжение»;

-организованная      деятельность,      самостоятельная      деятельность      по ознакомлению   с   планом,   картой,   развитию   навыка   ориентирования, самостоятельное составление планов групповой комнаты, участка детского сада, своей комнаты, маршрута от дома до детского сада, плана маршрутов в микрорайоне;

-решение проблемных ситуаций;

-рассматривание иллюстраций, журналов, открыток;

-чтение художественной литературы (загадки, стихи, рассказы, пословицы);

-прослушивание записей детских походных песен, звуков природы;

-разучивание туристических песен;

-дидактические и подвижные игры;

-продуктивные виды деятельности;

-чтение «Секретных писем» с помощью зеркала;

-организация «Зеленой аптеки» на территории детского сада;

-составление гербариев лекарственных растений;

-заготовка природных материалов для практической деятельности, детского творчества, конструирования;

-практическая деятельность: дети учатся   правильно одеваться для похода, укладывать    рюкзак,    оказывать    первую    медицинскую    помощь    при повреждениях и травмах и т.д.;

-игры-упражнения, игры-соревнования;

-дневник наблюдений, оформление плана - карты нашего микрорайона;

-оформление «Книги экскурсий и походов». Предполагаемые результаты работы:

-туристическо-краеведческая деятельность способствует становлению и обогащению познавательной сферы. Детьми усваиваются многие причинно-следственные связи в окружающей действительности. Дети к концу старшей группы научились анализировать различные явления, события, сопоставлять их, обобщать; рассуждать и выстраивать гипотетические высказывания, делать элементарные умозаключения, предвидеть возможное развитие событий;

-снижение заболеваемости и укрепление физического здоровья детей, выносливости;

-дети освоили приемы первой медицинской помощи;

-повысился интерес родителей к организации ТКД, увеличилось количество семей, использующих прогулки с детьми за городом как средство познавательного, экологического и физического воспитания детей, упрочился контакт педагога с родителями;

-у детей обогатились знания и представления об окружающей жизни микрорайона, города;

-сформировался интерес к истории, природе и культурным традициям родного края;

-поднялся  авторитет  «незаметных»  детей  в результате  индивидуального подхода; -в группе обогатилась предметно-развивающая.

    Безусловно, туристическо-краеведческая деятельность оказывает большое влияние на развитие всесторонне развитой личности ребенка, т.к. решает задачи познавательного характера, экологического, нравственного, физического и эстетического.

 

 

Литература:

1.Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей.-М.,1996.

2.Завьялова      Т.П.      Дошкольный      туризм:      проблемы,      поиски, решения\Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2001.-№2

3.Шнеер   Ф.   Папа,   мама   и   я   -   спортивная   семья\   Дошкольное  воспитание.- 1997.-№1

 

Подготовил руководитель физического воспитания Ліпай Е.Ф.