Характерные особенности белорусских народных игр
В дошкольном образовании формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами белорусских народных игр направлено на приобщение детей к ценностям белорусской культуры, самоопределение в ней и осуществляется с опорой на ведущие педагогические тенденции: гуманистическая направленность образовательной деятельности учреждения дошкольного образования, в которой важную роль играет оказание ребенку содействия в его открытиях мира, культурного пространства, самого себя; приобщение детей к ценностям культуры белорусского народа с учетом индивидуальной неповторимости каждого ребенка и уникальности накопленного им опыта. Посредством народных игр взрослые развивают у детей интерес к культурному наследию своего народа. Знакомство детей с народными играми позволяет им познакомиться с традициями белорусского народа, содействует воспитанию интереса к родному языку, народному творчеству. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности. Народные игры, несмотря на огромное разнообразие, связанное с этническими и другими особенностями, так или иначе, отражают такие общие характерные черты, присущие этой форме деятельности, как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности.
Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Научно обоснованные взгляды на использование народных игр в педагогическом процессе детского сада изложены в системе физического образования П.Ф. Лесгафта. Ученый раскрыл физиологическое и психологическое значение игр, их роль в обеспечении сознательных действий, развитии умений управлять движениями. Народные игры П.Ф. Лесгафт рассматривал как упражнения, при посредстве которых ребенок готовится к жизни. Е.А. Аркин считал народную игру незаменимым средством развития ребенка. Он утверждал, что взрослый должен осуществлять руководство ею: вести объяснение, распределять роли, когда нужно принимать участие в игре, подводить итоги.
До настоящего времени в Беларуси сохранилась большая группа народных игр с сельскохозяйственными и охотничьими сюжетами, которые с учетом некоторых поздних изменений могут быть отнесены к древнейшим славянским играм («Проса », « Рэдзька »,« Хорт »,« Воўк »,« Крумкач » і інш.), а также сохранились игры, сюжеты которых сложились под влиянием культовых и бытовых обрядов («Зязюля »,« Лось »,« Яшчур »,« Млын »,« У тура »,« Страла »,« Мак »і інш.).
Определенный отпечаток на содержание белорусских народных игр наложили различные исторические события, отголоски древних обычаев и порядков, например панщины, рекрутской повинности, народных восстаний («Стрелец», «У казакоў», «У пана», «Некрутое» і інш.).У некаторых гульнях знайшлі адлюстраванне прадстаўлення скамарохаў, лялечніка («Мядзьведзь», «Каток», «Бег на хадулях» і інш.)
На тематике более поздних по времени возникновения игр сказалось развитие промышленности «У шашу», «Жалязяка», «Тягнікі»и др.).В современной методической литературе народные подвижные игры классифицируются на основе ряда признаков : по признаку организации детей (игры одиночные и командные); по возрастному признаку (игры для младшего, среднего, старшего дошкольного возраста); по видам движений (игры с бегом, прыжками, равновесием, метанием, лазаньем); по двигательным способностям (игры, развивающие скоростно-силовые способности, быстроту, выносливость, ловкость); по степени интенсивности движений, (игры большой, средней, малой подвижности): по особенностям содержания (сюжетные подвижные игры с правилами).
Наиболее значимой для развития моторики ребенка является классификация, в основу которой положены особенности содержания народных подвижных игр. Характерным для этого вида игр является то, что они строятся на основе опыта детей, их знаний об окружающей жизни. Основой для развертывания сюжета выступают знакомые образы (зайчики, лисички, птички и др.), эпизоды из жизни людей, явлений природы. Ребенок подражает им в игре. Широта воспитательного воздействия народных подвижных игр, естественно, предъявляет и определенные методические требования к их проведению. Наиболее общими из них являются: соответствие игр образу жизни людей, их психическому складу, уровню культуры, традициям; соответствие сложности сюжета и содержания уровню развития, уровню знаний, умений, навыков и физических качеств детей, их возрасту; соответствие задачам воспитания, образования, развития и, наконец, условиям, отвечающим успешному осуществлению педагогического процесса. При организации народной подвижной игры особое значение имеет профессиональная подготовка взрослого к игре.
Создавая у ребенка интерес к игре, педагог должен замечать и выделять существенные факторы в развитии детей, реальные изменения в знаниях, умениях, навыках. В младшем дошкольном возрасте проводятся народные игры с простым и доступным сюжетом. Герои игр хорошо известны детям (кошка, мышки, птички). С ними дети встречались в жизни или знакомились с помощью сказок, картинок. В игре все дети выполняют одинаковые роли, при этом каждый ребенок действует индивидуально, в зависимости от своих двигательных возможностей. В среднем дошкольном возрасте большинство игр имеет развернутые сюжеты, определяющие содержание движений и характер взаимоотношений играющих. Значительное место занимают игры, в которых действия персонажей соответствуют реальной действительности. Проводя сюжетную подвижную игру, взрослый сообщает детям ее название, излагает содержание, особо выделяя правила игры, подчеркивает смысл и особенности действий каждого персонажа, показывает движения, которые могут затруднить играющих.
В игре взрослый действует наравне со всеми играющими, дает указания на правильность выполнения движений, оценивает двигательное поведение детей, регулирует физическую нагрузку. В играх детей старшего дошкольного возраста занимательность сюжета уже не имеет такого большого значения, увеличивается количество игр, в которых нет образов. Правила игр усложняются, они формируют у ребенка умения управлять своим поведением. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, решительность, выдержку. Педагог назначает водящего, руководствуясь определенными педагогическими задачами (поощрить новенького ребенка, показать на примере активного, как важно быть смелым), предлагает самим детям выбрать водящего, выбирает водящего «волшебной палочкой», считалочкой. В ходе игры следит за действиями и взаимоотношениями детей, выполнением ими игровых правил, с помощью различных приемов повышает физическую нагрузку: увеличивает расстояние для пробегания, изменяет продолжительность интенсивных движений в играх с увертыванием. При повторном проведении игры дети учатся самостоятельно создавать ее варианты: придумывают новые сюжеты, более сложные игровые задания и правила, создают различные комбинации движений.
Руководя играми детей, педагог поощряет малейшее проявление самостоятельности ребенка, которая обнаруживается в замысле, в развертывании сюжетов сложных совместных игр, в умении выполнять трудное и ответственное дело, поручение, оценивать свои действия и действия сверстников. Знание народных игр, умелое руководство ими помогает педагогу развить у детей интерес к культурному наследию своего народа, воспитать уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений.
Литература:
- Аркин, Е.А. Дошкольный возраст / Е.А. Аркин. М.: Учпедгиз, 1968. 336 с.
- Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.В. Кенеман; Под ред. Т.И. Осокиной. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
- Дзіцячы фальклор / Складальнік Г.А. Барташэвіч. – Мінск: Народная асвета, 1972. – 736 с.
- Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф.Лесгафт; сост. И.Н. Решетень. М.: Педагогика, 1988. 400 с.
- Шабека, В.М. Беларускія гульні ў дзіцячым садзе: метадыч. дапамож. / В.М. Шабека, З.І. Ермакова. – Мінск: Народная асвета, 1987. – 80 с.
Подготовила руководитель физического воспитания
Абражевич Анастасия Николаевна