Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Основными методами являются следующие:
- Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
- Рассказ воспитателя. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказ воспитателя даёт большие возможности для привлечения внимания детей.
- Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.
- Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Методика художественного чтения и рассказывания на занятиях зависит от типа занятия.
Типы занятий:
- Чтение и рассказывание одного произведения.
- Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
- Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.
- Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);
в) кукольный и теневой театр;
г) ИКТ (использование коммуникативных технологий).
- Чтение как часть занятия по развитию речи:беседы о прочитанном, чтение стихов, загадывание загадок);
б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).
В структуре типичного занятия можно выделить несколько частей:
- Знакомство с произведением;
Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущую образовательную тему с темой произведения.
В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение, имя автора).
- Беседа о прочитанном.
Проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок: почему неправильно поступили ребята, забросав шапками утят? Чем тебе понравился дядя Степа? Хотел бы ты иметь такого друга и почему? Излишне простые, однообразные вопросы не вызывают работы мысли и чувства.
- Повторное чтение.
Повторное чтение всего этого материала целесообразно провести через какой-то отрезок времени. Чтение стихов, потешек, коротких рассказов повторяется чаще. При повторном чтении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст.
Если книга разделена на небольшие главы, иллюстрации рассматривают после каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста. Это не нарушит единства впечатления.
Основные правила проведения занятия по художественной литературе:
- На занятии должна присутствовать эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей.
- Воспитанникам раннего дошкольного возраста воспитатель в основном читает наизусть;
- Рассказываются только прозаические сказки, рассказы, повести;
- Воспитанники должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, а не только слышать его голос;
- Воспитатель,читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст но и на лица детей, следить за тем,как они реагируют на его чтение;
- Многократное чтение в обязательно.
- Текст всякого художественного произведения воспитатель читает, не прерывая себя;
- Перед занятием проводят подготовку:
а)выбор произведения;
б)активизация личного опыта детей путём наблюдений, экскурсий, рассматривания иллюстраций;
в)объяснение незнакомых слов;
- Воспитатель должен умело использовать методические приёмы, развивающие навыки слушания, запоминания, понимания.
Приёмы ознакомления с художественной литературой.
- Выразительное чтение воспитателя.
- Беседа о прочитанном:
- привлечение внимания слушателей к реальным объектам;
-постановка поисковых вопросов;
-сравнение со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения;
-подсказывание при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.).
- Повторное чтение произведения или отдельных его частей.
- Рассматривание иллюстраций, игрушек,муляжей.
- Объяснение незнакомых слов.
Одна из задач занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи.
Список литературы
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008. 400 с.
- Старжинская Н.С., Дубинина Д.Н. Детская речь: пособие /Н.С. . Старжинская, Д.Н. Дубинина. – Минск: Пачатковая школа, 2016 – 144 с.
- Учебная программа дошкольного образования. – Минск, 2019 – 479 с.
Подготовила воспитатель Гуринович М.В.