2 АПРЕЛЯ – всемирный день распространения информации об аутизме

02.04.2021

Этот день начали отмечать в 2008 году, после того, как в декабре 2007 года на Генеральной ассамблее ООН была принята соответствующая резолюция. Государства-члены ООН признают его днем памяти о правах аутичных людей во всем мире. А с предложением о таком Дне выступил представитель Катара. Все, кто поддержал это начинание, безоговорочно признают право людей с аутизмом на возможность вести полноценную и значимую жизнь и считают этих людей неотъемлемой частью общества.

В этом году День аутизма отмечается в четырнадцатый раз. Традиционно в этот день здания организаций, которые поддерживают проведение мероприятий, расширяющих осведомленность об аутизме, иллюминируются синим цветом, все люди, принимающие в этом участие, надевают одежду синего цвета, а свои фотографии в социальных сетях они окружают синей рамкой.

Аутизм, или Расстройства аутистического спектра (РАС) – это нарушение развития. РАС относится к психическим расстройствам, которое сохраняется на всю жизнь. Оно может быть разной степени тяжести.

Расстройство аутического спектра (РАС) – это нарушение развития, вызванное изменениями в строении и работе головного мозга. Ученые пока точно не знают, чем вызваны эти нарушения. У этих людей нет видимых физических отличий, но их коммуникация, взаимосвязь с другими, поведение и обучаемость резко отличаются.

Обычно такое расстройство обнаруживается в возрасте до 3 лет. Но симптомы у некоторых детей можно заметить уже в течение первых месяцев, а у других – только после двух лет. Вроде бы ребенок до этого возраста развивается нормально, а затем перестает приобретать новые навыки или теряет уже приобретенные.

Возможные симптомы:

- отсутствует реакция на собственное имя в возрасте до года и старше;

- отсутствует реакция на внешние яркие или громкие объекты до года и старше;

- не играют в подражательные игры (например, кормление или укладывание спать кукол или звукоподражание машинам) до полутора лет;

- уклоняются от зрительного контакта и любят быть одни;

- не понимают чувств других людей и никогда не обнаруживают своих;

- у них часто задержка речевого развития;

- неоднократно повторяют слова или фразы;

- дают несвязные ответы на вопросы;

- расстраиваются из-за любых, даже самых незначительных изменений;

- им свойственны навязчивые идеи;

- раскачиваются, кружатся на месте, взмахивают руками;

- необычно реагируют на звуки, запахи, вкус, внешний вид и тактильные ощущения.

Социальные проблемы – один из самых распространенных симптомов людей с РАС, что вызывает серьезные проблемы в повседневной жизни. Примерами таких проблем являются и перечисленные выше, и другие:

- не разделяют интересы других детей;

- взаимодействуют только для достижения желаемой цели;

- имеют отсутствующее или несоответствующее случаю выражение лица;

- не понимают границ личного пространства;

- избегают или сопротивляются физическому контакту;

- не умеют утешать других, когда тем плохо;

- не понимают чувств других и не выражает собственных.

Большинство из вас, даже не имеющие собственных детей, представляют себе, как ведет себя нормативный ребенок. Он очень интересуется миром и окружающими. К первому году жизни взаимодействует с другими, смотрит им в глаза, копирует жесты и звуки, любит игры. Но дети с РАС совершенно другие. Одни вообще не интересуются окружающими, другие хотели бы иметь друзей, но не понимают, как развивать отношения. Многие из них не знают, что значит дожидаться своей очереди или чем-то делиться друг с другом. Кроме того, многие из них излишне беспокойны или депрессивны, что еще более усложняет социальные проблемы.

У всех этих детей разные коммуникативные навыки:

- одни умеют хорошо говорить, а другие – нет или говорят очень мало, у них часто наблюдается задержка речи;

- неоднократно возвращаются к одни и тем же словам или фразам;

- в раннем возрасте путаются в местоимениях (например, вместо ТЫ могут сказать Я);

- несвязно отвечают на вопросы;

- не реагируют на указания;

- мало или совсем не используют жесты;

- разговаривают ровным роботоподобным голосом или напевая;

- не умеют подражать в играх;

- не понимают юмора, поддразниваний, шуток.

Детям с РАС сложно выстраивать предложения. Иногда они просто повторяют одно слово. Если вы обращаетесь к ним с вопросом, например: «Хочешь пить?» – они могут в ответ повторить ваш вопрос: «Хочешь пить?»

Им сложно понимать многие социальные символы, например, такие, как прощание. Они не знают, что такое расставаться, и почему нужно помахать рукой.

Те, кто умеют разговаривать, могут долго говорить на одну тему, не слушая собеседника и не интересуясь тем, что он отвечает.

У детей с РАС довольно необычное поведение:

- они любят выстраивать в ряд предметы или игрушки;

- каждый раз играют с игрушками совершенно одинаково;

- могут любить играть только с частями игрушек, например, только с колесиками от машинки;

- очень организованы;

- расстраиваются из-за незначительных изменений;

- страдают навязчивыми идеями;

- следуют определенному распорядку;

- делают повторяющиеся движения.

Такие дети могут продолжительное время включать и выключать свет, крутить колесо машинки или просто раскачиваться на месте. Их среда – рутина. Если вы, идя с ребёнком куда-либо, остановитесь в непривычном месте, он может не только расстроиться, но и, потеряв контроль, впасть в истерику. Такой ребенок сам создает всевозможные рутины, которые становятся законом. Например, будет заглядывать в каждое окно дома, мимо которого он проходит по дороге в садик или будет просматривать мультик от начала до последних титров.

Аутизм – это совершенно иной способ думать и жить. И понятно, что родители аутистов оказываются в ситуации, когда перед ними их любимый ребенок, который им совершенно непонятен, а поведение и реакция его всегда непредсказуема.

Именно распространению   доступной для понимания неспециалистами информации и посвящен этот день. По материалам сайта «Я учиться не боюсь» (https://www.facebook.com/groups/151892202783841/)