Здравствуй, детский сад!

 

«Вхождение» в учреждение дошкольного образования начинается с гибкого графика приема детей. Это значит, что дети начинают посещать сад постепенно, по несколько человек, на несколько часов, затем - до обеда.  И если все будет проходить спокойно, только тогда ребенка можно оставить на целый день. Если ребенок заболевает, то  нужно вернуться к предыдущим этапам: снова на неполный день. И так до тех пор, пока ребенок не привыкнет к саду настолько, что его можно будет оставить спокойно на целый день.

Такое «вхождение» в детский сад дает положительный эффект: дети легче привыкают к новой обстановке, меньше болеют, возникает педагогический контакт родителей с воспитателями.

Наиболее благополучно проходит период адаптации у тех детей, чьи отношения с мамами отличаются спокойным, эмоционально уравновешенным характером. Такие мамы часто разговаривают с детьми, много им рассказывают; чувствуя страх и неуверенность ребенка, стараются рассеять их объяснениями. Для них характерен спокойный тон, ребенка они видят и слышат. Дети таких родителей самостоятельны и адаптируются легко, мало болеют. 

Как быстрей привыкнуть к детскому саду? 

  • Если  Вы решили отдать малыша в детский сад,  представьте,  как  изменится жизнь и для Вас,  и для Вашего ребенка. Не стоит планировать, что вы сразу сможете  работать в полную силу по плотному графику.
  • Предупредите воспитателя о том, что любит  ваш ребенок, его индивидуальные особенности.
  • Рассказывайте ребенку про детский сад, что он будет там делать,  говорите о детях, называйте их по именам, хвалите ребенка.
  • Оставляя ребенка до вечера, помните, что в эти дни он очень устает, отнеситесь с пониманием к его капризам, пойдите ему навстречу, не сердитесь, ребенку нужна ваша помощь.

Помните, разговоры о детском саде должны  быть окрашены только положительными эмоциями!

Уважаемые родители!  

  • Настраивайте своего малыша на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
  • Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше старайтесь забирать домой.
  • Создать для него в семье спокойный, бесконфликтный климат.
  • Щадить его ослабленную нервную систему.
  • Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.
  • На время прекратить походы в цирк, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.
  • Не кутайте ребенка, а одевайте его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
  • Создать для него в воскресные дни дома режим такой же, как в детском саду.
  • Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
  • При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к педиатру.
  • При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания врача.

Что еще важно знать об адаптации  

Во-первых, что такое адаптация? Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому дети раннего возраста часто болеют).

Во-вторых, существует такое понятие как прогноз адаптации.

  • Медицинский прогноз  - составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте;
  • Психолого-педагогический  - составляется в учреждении дошкольного образования педагогом-психологом и воспитателями группы в процессе наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение трех-пяти дней, отражается на индивидуальном листе адаптации, также учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера (ЗРР, анемия, аллергия, диатез).

При составлении прогноза адаптации самостоятельно, вам, уважаемые родители, необходимо учесть следующие неблагоприятные факторы для детей раннего возраста:

  • частые заболевания матери;
  • несоответствие домашнего режима ясельному;
  • токсикоз 2-ой половины беременности;
  • заболевания матери во время беременности;
  • вредные привычки;
  • недостаток эмоционального общения в первый год жизни;
  • резкие отношения между родителями;
  • раннее искусственное вскармливание;
  • вторая и третья группа здоровья;
  • заболевания ребенка в первый год жизни;
  • отставание в нервно-психическом развитии (например, диагноз задержка речевого развития – ЗРР).

При наличии 4 – 5 и более факторов риска, особенно с 1 по 6, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации. 

Адаптация закончена, если:

  • у ребенка стабильное положительное психоэмоциональное состояние в течение недели, т.е. ваш ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
  • у него отсутствуют заболевания;
  •  есть динамика массы тела;
  •  динамика психомоторного развития.

Но самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад. 

Готовность родителей 

1.Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на  земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы  так не считаете, займитесь аутотренингом – возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен  детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг  общения, а это очень полезно для его развития» – да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается, только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в  магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п.

2. Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку  возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе - возможность погордиться за ребенка «Вот какой  молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит, может постоять за свое имущество».

3. Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор (а сколько их вокруг?), парк, центр города, просто прогуляться по городу пешком и т.д.

4. Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка  общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.

5. Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и  занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает,  как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».

6. Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на  утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребенку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Посетите  педагога-психолога учреждения, проконсультируйтесь с медицинской сестрой, сами получите как можно  больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени. Самое  главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо. 

Итак:

1. Если вы учли все предыдущие рекомендации, то уже 90% самого сложного позади.

2. Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или воспитатель детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.

3. Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.
4. Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
5. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.).

Берегите нервную систему ребенка! Терпения вам и оптимизма! Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы. 

Подготовка ребенка к детскому саду

Как известно, дети растут быстро. И вот наступает момент, когда ваша семья оказывается на пороге совсем другой жизни.

Маленький ребенок ни физически, ни психологически не готов к новому этапу в жизни. Поэтому следует заранее ознакомиться с правилами оформления детей в ясли. Оформление должно начинаться за 3 месяца до поступления ребенка в дошкольное учреждение.

Родителям нужно посетить педиатра в поликлинике и узнать о подготовке в дошкольное учреждение заранее, а не накануне поступления, чтобы лучше подготовить своего ребенка.

Дети с отклонениями в состоянии здоровья, с проявлениями рахита, диатеза, анемии, аллергии должны готовиться дольше; самое  минимальное время на подготовку – 2 месяца до поступления.

За это время нужно ознакомиться с распорядком дня той группы, которую будет посещать ваш ребенок, и постепенно постараться приучить его к этому распорядку.

Психологи, методисты и вдумчивые родители единодушны: малышу от 3 лет гораздо лучше ходить в хороший детский сад, чем сидеть дома с мамой и бабушкой или няней.

Ознакомьтесь с примерным меню. Уточните, меняется ли оно в зависимости от времени года, смогут ли организовать для ребенка щадящее питание, если он в этом нуждается, что нужно исключить и чем можно заменить плохо переносимые продукты.

Постарайтесь научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми при помощи простых фраз: «А как тебя зовут?», «Давай играть вместе!»

Учите ребенка постоять за себя, делиться, но знать, что свое, а что чужое.

Придя в сад, не спешите! Покажите ребенку его шкафчик, не торопясь, разденьтесь; вместе загляните в группу, детей обычно прельщает обилие игрушек, и малыш на время может забыть о маме. Дайте ребенку несколько минут осмотреться, спокойно попрощайтесь и уходите. Пообещайте малышу забрать его заранее. Чтобы ему легче было ориентироваться, поделите время его пребывания на короткие промежутки: сначала ты позавтракаешь, потом позанимаешься, а когда вы пойдете гулять, я за тобой приду. Не опоздайте, если назначили время. Иначе ребенок может страдать, плакать, ожидая вас.

Одна из основных проблем – частые болезни ребенка. Это случается почти со всеми детьми в  первые месяцы посещения детских учреждений. Ведь только к 4 или 6 годам ребенок сможет хорошо противостоять инфекциям. А когда вместе собирается 15–16 и более малышей с их несовершенными иммунными системами, ОРЗ или ОРВИ уж никак не избежать. А какими будут заболевания малышей – частыми, редкими, незначительными, – зависит только от родителей. Потому что детей нужно готовить  к выходу в социальное пространство, где много других людей, здоровых и больных, и где много инфекций. В детском саду иммунная система ребенка знакомиться с чужой микрофлорой, которая отличается от микрофлоры родителей и ближайших родственников. Правда, после того, как ребенок несколько раз переболеет ОРЗ, у него постепенно вырабатывается иммунитет против «садовских» болезней. Меньше болеют в саду закаленные дети. Но не все родители закаляют своих детей. Не все знают, что научить ребенка ходить босиком дома по ковру или ковровой дорожке, а потом по полу, очень важно. Важно еще и потому, что одновременно вы проводите профилактику плоскостопия.

Необходимо научить ребенка чистить зубы (а чистить нужно начинать тогда, когда появится первый зуб). Ведь чистка зубов не только элементарная гигиеническая процедура, но и профилактика кариеса, а если она проводится с помощью воды из-под крана, то это и закаливающая процедура.

С 2-летнего возраста нужно научить ребенка полоскать полость рта. Сначала кипяченой водой, потом водой из-под крана. Это тоже закаливающая процедура и одновременно профилактика аденоидов и гипертрофии миндалин.

Учитесь правильно одевать детей, соблюдая слойность одежды. Не кутайте их, не перегревайте. Тогда ваш ребенок будет закаленным и болеть будет реже.

Умывание тоже процедура закаливающая. Нужно научить ребенка утром и вечером мыть не только кисти рук, но и предплечья, а с апреля-мая можно учить каждый день во время умывания мыть плечи. Кроме того, весной и летом можно мыть еще и шею, а когда ребенок подрастет, то и верхнюю часть груди. Постепенно эта процедура может стать круглогодичной.

Есть еще эффектная закаливающая процедура – обливание стоп. Ее следует начинать с обтирания стоп слегка отжатой губкой или полотенцем, смоченным водой, а через неделю перейти непосредственно к обливанию стоп. При этом стопы лодыжек погружают в таз с водой комнатной температуры на 1 минуту, а затем растирают полотенцем до ощущения теплоты. Продолжительность процедуры увеличивается ежедневно на 1 минуту и доводится до 10 минут. Температуру воды снижают на 1ºС каждые 3 дня. Во время ножных ванн рекомендуется непрерывно переступать с ноги на ногу. Есть и другие способы закаливания водой, воздухом, солнцем. С ними вас могут ознакомить педагоги дошкольного учреждения и медсестра. И помните! Закаливание нужно проводить в течение всей жизни, видоизменяя способы и методы его в зависимости от возраста.

Противостоять ОРВИ, ОРЗ и детским инфекционным заболеваниям помогут профилактические прививки. Нужно только помнить, что вакцинацию ребенка следует проводить на 1 месяц раньше предполагаемой даты поступления в сад. Если прививка не сделана хотя бы за 2 недели до поступления в сад, то лучше отложить ее до окончания периода адаптации.

Очень важно соблюдать распорядок дня. Дома он должен быть максимально приближен к распорядку дошкольного учреждения. Это не значит, что все должно быть ежедневно и минута в минуту. Однако нужно знать, что дневной сон должен быть полноценным, а прогулки – каждый день, в любую погоду (зимой – 2 прогулки в день, летом – практически весь день).

Научите малыша мыть руки с мылом перед едой, после посещения туалета, после прогулки, после сна и перед сном. В целом это около 16 раз в сутки. Нужно, чтобы он умел держать ложку в правой руке, хлеб – в левой, а закончив есть, умел вытереть рот салфеткой; важно приучить малыша пользоваться носовым платком и расческой.

Итак, ребенок пошел в сад. Вероятно, что в первые дни он будет приходить домой перевозбужденным, поэтому тщательно продумывайте его досуг, а в вечерние часы организовывайте тихие, спокойные игры, читайте книги, слушайте музыку. Попросите родственников и друзей не навещать вас по вечерам в будние дни. Помните, ребенок и так устал от общения с посторонними. Воздерживайтесь от совместных походов по магазинам и гостям – для этого есть выходные.

В течение 1-й недели ребенок должен находиться в группе не более 3 часов в день. А чтобы он смог оставаться в саду на целый день, потребуется 2–3 недели (на адаптацию). Адаптация к детскому саду – вещь исключительно индивидуальная. Однако, если малыш привык общаться с детьми до сада, не боится людей, активно включается в игру, адаптация пройдет легко. Если же ребенок психологически не готов к саду (замкнут, тревожен, избегает детей, с трудом вступает в контакт, мало разговаривает) поступление в сад может привести к нервным перегрузкам, частым болезням, снижению иммунитета. Потому к пребыванию в детском коллективе нужно готовить всех детей. Тогда, возможно, адаптация будет спокойной и безболезненной.

Клименко Марина Валерьевна, педагог-психолог

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть