Детский фитнес – это спортивные занятия, разработанные особым образом с учётом особенностей организма ребенка и включающие в себя элементы аэробики, оздоровительной гимнастики, степ-аэробики. Преимущества детского фитнеса заключаются в том, что занятия положительно влияют на здоровье: улучшается работа дыхательной, сердечно-сосудистой, мышечной и нервной систем, опорно-двигательного аппарата.Совершенствуются и физические навыки, ловкость, гибкость, повышается выносливость, значительно улучшается координация движений. Фитнес способствует разностороннему развитию ребенка: тренирует память и координацию, развивает логическое мышление, повышает скорость реакции и концентрацию внимания, формирует произвольность поведения.
Цель детского фитнеса заключается в гармоничном развитии воспитанников в спортивно-танцевальной деятельности; формировании потребности в систематических физических упражнениях у детей дошкольного возраста.
Основными задачами детского фитнеса являются:
- развитие эмоционально-позитивного отношения к содержанию к спортивно-танцевальной деятельности (чувство ритма, мышечная память, быстрота двигательных реакций; пространственная ориентация); сенсорные способности (слуховой анализ, действия по сигналу, быстрота реакции на свет, на звук, условный сигнал, музыкальное сопровождение);
- формирование представления о способах безопасного выполнения движений из видов спорта (игровые виды, гимнастика) с предметами и без них, со спортивным инвентарем (различного объема, массы, величины, формы), спортивно-танцевальных композиций под музыкальное сопровождение;
- формирование умения качественно выполнять игровые задания из видов спорта и танцевальных композиций; адекватно оценивать свои результаты; обобщать представления о признаках, качествах, свойствах, назначении, способах применения спортивного инвентаря и оборудования;
- воспитание устойчивого интереса к совместной со взрослым и самостоятельной спортивно-танцевальной деятельности.
Оздоровительная аэробика представляет собой систему физических упражнений, выполняемых под музыку. Из огромного разнообразия направлений аэробики для детей дошкольного возраста подойдут такие, как классическая, танцевальная, силовая, стэп-аэробика.
Основная направленность комплексов оздоровительной аэробики – подготовка систем и функций организма к дальнейшей работе.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по фитнесу с удовольствием выполняют различные комплексы танцевальной, силовой, стэп-аэробики, самостоятельно придумывают новые упражнения.Для разучивания комплексов аэробики используются различные предметы: палки, обручи, кубики, кубы, мячи, ленты, гантели.
Фитбол-гимнастика – наиболее интересная часть занятий по фитнесу. Гимнастика с фитболами укрепляет мышцы спины и брюшного пресса, формирует навык правильной осанки.
Фитбол-гимнастика в учреждении дошкольного образования базируется на имитационно-игровых упражнениях. Музыкальное сопровождение усиливает эмоциональный характер выполнения движений и регулирует продолжительность физической нагрузки.На занятиях по фитнесу дети выполняют различные динамические упражнения и комплексы фитбол-аэробики. Большой восторг у детей вызывают подвижные игры с фитболами.
Занятия по фитнесу включают в себя элементы художественной гимнастики. Для художественной гимнастики характерны упражнения в равновесии, повороты, танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков, упражнения с предметами (мячи, обручи, ленты, скакалки и т.д.). Отличительной особенностью этих упражнений является связь с музыкой и элементами танца, выразительность движений, что в значительной мере способствует эстетическому воспитанию. Сочетание движений и музыки, танцевальный характер упражнений придают им яркую динамическую структуру.
Формирование основных движений – одна из важнейших задач теории и практики физической культуры. Обучению и закреплению правильной технике ходьбы и бега, прыжков и метаний, лазания и ползания уделяется большое внимание на физкультурных занятиях. На занятиях по фитнесу продолжается целенаправленная работа по освоению детьми жизненно необходимых умений и навыков
Повысить интерес детей к занятиям по фитнесу, приобрести опыт и разнообразие двигательных действий помогают упражнения на тренажерах и применение спортивного оборудования.
Использование тренажеров и разнообразного спортивного оборудования на занятиях по фитнесу обусловлено рядом преимуществ перед другими средствами физического воспитания. Эти преимущества дают возможность:
- в игровой форме применять специально подобранные упражнения способствующие укреплению суставно-связочного аппарата;
- целенаправленно развивать мышцы туловища, рук и ног;
- увеличивать амплитуду движений в суставах и позвоночнике;
- выполнять силовые и сложно координационные упражнения в заданном режиме.
Таким образом, можно отметить, что использование в процессе работы разнообразных средств фитнеса создает предпосылки для более разносторонней двигательной активности, вносит элементы новизны в образовательный процесс, а также эффективно развивает физические качества и двигательные способности дошкольников.