Растим маленьких математиков

Уважаемые родители!

Рядом с вами маленький человек, который смотрит на мир широко открытыми глазами. Он видит всё: и цветы, и плоды, и деревья, и игрушки, и животных, и многое другое. Ребенок хочет знать всё, поэтому он познаёт и предметы, и явления всеми своими чувствами. И даже если малыш мало задаёт вопросов, мы их видим в его глазах. Поэтому давайте поможем ему познать наш огромный окружающий мир и его самую сложную и таинственную характеристику – математическую. А сложная и таинственная она потому, что математика оперирует абстрактными понятиями, она очень точная и строгая.

Предматематическая подготовка детей дошкольного возраста по своему содержанию не исчерпывается развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счёту, сложению и вычитанию, измерению. Не менее важным её компонентом является формирование у ребенка умение рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполнения действий.

Давайте приблизим математику к малышу: покажем ему присутствие понятий "величина", «число», «пространство», «время», «форма» в мире рукотворных предметов, в мире природы, в деятельности человека. Помните, что мы должны не просто отдать маленькому человеку свои знания и научить его тем или иным действиям, но и сформировать его познавательное отношение к окружающему миру, развить его психические процессы, его личностные качества. В этом нам призваны помочь специальные игры.

Сенсорное (чувственное) восприятие мира выступая первоосновой, базой умственного развития ребенка, невозможно без познания его цветового многообразия. Отдавая практические предпочтения тому или иному цвету как признаку предмета, малыш радуется, его эмоциональная сфера положительно настроена. Он готов удивляться, восхищаться миром, а значит, готов познавать его. Поэтому первоначально мы знакомим ребенка с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий) и другими цветами спектра (оранжевый, голубой, фиолетовый); формируем умение соотносить предметы по цвету. В этом нам помогут игры: «Закрой окошко», «Подбери по цвету», «баю-бай», «Помоги кукле найти её игрушки».

Сейчас нашим деткам от двух до трёх лет, но мы, взрослые, должны помнить и о том, что они будут учиться читать, писать, рисовать, чертить, составлять планы, схемы. Всё это невозможно, если мы не будем учить их ориентироваться на листе бумаги (игра «Прогулка матрёшки»).

Удивительный мир предметов и явлений представлен единично и множественно. Поэтому среди дочисловых количественных представлений первыми являются «один» и «много». Их осознание, умение различать среди предметов единичные и представленные группой в дальнейшем будут основой формирования представлений о числах (игра «Один-много», простое привлечение внимания ребенка к объектам окружающего мира).

Малыши неравнодушны к форме окружающих предметов, однако определить её пока не могут. Глаз и рука учатся узнавать её среди других предметов. Манипулируя различными геометрическими фигурами, играя с ними, дети включают их в свою жизнь, привыкают к ним, узнают их правильные названия. Восприятие мира при этом становится более осознанным, четким. Мы формируем у детей умение различать круг, треугольник, квадрат, трапецию, овал, ромб, прямоугольник (игра «сложи фигуру», конструирование).

В раннем возрасте особое внимание следует уделять развитию у ребенка сенсорного внимания, в частности – зрительного. Внимание к цвету, форме, их упорядоченности облегчит малышу процесс познания окружающего мира (игра «Дорожки»).

Предложенные игры можно найти в учебном наглядном пособии «Математика для малышей», которое входит в серию развивающих игр «Мир детства». Мы активно используем их в процессе проведения игр-занятий по формированию элементарных математических представлений в детском саду, но заинтересованным родителям предлагаем поиграть в них и дома.

 

 

                                              Подготовила

                                              воспитатель высшей квалификационной категории

                                              Цвирко Н.В.