(Слайд 1) Выявление сущности и специфики программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания, определение вариантов его применения в образовательном процессе учреждений дошкольного образования, является недостаточно изученной областью дошкольной педагогики, до сих пор в ее теории отсутствует целостное, глубокое и системное знание.(слайд 2) Между тем важность наличия программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания в учреждениях дошкольного образования не подлежит сомнению, что подтверждают нормативные правовые акты Республики Беларусь (представлены на слайде), ориентирующие на отражение в содержании дошкольного образования особенностей обучения воспитанников, посещающих группы кратковременного пребывания.
(слайд 3) Отсутствие программно-методического инструментария обусловило наше участие в 2017 – 2019 г.г. в республиканском инновационном проекте «Внедрение модели программно-методического обеспечения образовательного процесса для групп кратковременного пребывания детей в учреждениях дошкольного образования».
В основу проекта был положен принцип интеграции, реализация которого позволила сделать образовательный процесс единой целостной системой, обеспечила запросы родителей и необходимое развитие воспитанников.
(слайд 4) Результатом участия в инновационном проекте стало разработанное программно-методического обеспечение образовательного процесса в группе кратковременного пребывания «Материнская школа»,которое состоит из учебно-методического пособия и учебно-наглядного пособия для педагогов учреждений дошкольного образования.
Учебно-методическое пособие содержит:
календарно-тематическое планирование образовательного процесса в группе «Материнская школа»;
конспекты интегрированных игр, занятий по образовательным областям «Ребенок и природа» и «Музыкальное искусство» учебной программы дошкольного образования;
методические рекомендации для педагогов по организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания в учреждении дошкольного образования.
Учебно-наглядное пособие для педагогов по обеспечению деятельности детей в группах кратковременного пребывания учреждения дошкольного образования.
(слайд 5) Календарно-тематическое планирование разработано музыкальным руководителем учреждения совместно с воспитателями дошкольного образования по образовательным областям «Музыкальное искусство» и «Ребенок и природа» учебной программы дошкольного образования и представлено в специальной таблице, в которой структурно отражена тематика занятий, программные задачи и оснащение. Данное планирование позволяет оптимизировать образовательный процесс на основе интегрированного подхода к реализации содержания учебной программы дошкольного образования и выстроено из расчета проведения 4 основных тем за 16 часов«Осенняя пора» (5 часов), «Зимняя пора» (3 часа), «В деревне» (5 часов), «Весенняя пора» (3 часа) (представлено на слайде).
(слайд 6)Для организации образовательного процесса в группе «Материнская школа» используется авторский цикл занятий педагогов учреждения, представленный 10 конспектами игр-занятий.С целью качественной реализации программного содержания обеспечивается повторность проведения занятий (до 3-4 раз), чтобы воспитанники запомнили слова потешек и песенок, содержание и правила игр. Повторяемость необходима для создания комфортной предсказуемой обстановки, очень важной для детей раннего возраста. При повторном проведении занятий несколько модифицируется содержание, которое заключается в постепенном преподнесении новой информации, смене дидактического материала, использовании новых методических приемов. В разработанных конспектах занятий определены интенсивность и сложность заданий для разных возрастных групп (от 1 года до 2 лет и от 2 до 3 лет). В тоже время с воспитанниками старшей подгруппы реализуется более усложненное содержание. Например, воспитанникам от 1 года до 2 лет необходимо выполнить задания совместно с сопровождающим их взрослым, а воспитанникам от 2 до 3 лет – самостоятельно.
(слайд 7) Содержание каждого занятия реализуется в три этапа. При этом все игровые задания, движения, объединены одним сюжетом, сочетаются с музыкальным произведением для прослушивания, что делает переход от одной части игрового занятия к другой плавным и тематически логичным.
В начале занятия воспитанникам предлагаются упражнения для согласованности действий и создания положительных эмоций, повышения речевой и двигательной активности (маршевые движения под музыку, слушание песни, игровые упражнения и т.п.).
В основной части игры и упражнения, дающие возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
Заканчиваются занятия спокойными, малоподвижными играми и упражнениями: пальчиковой гимнастикой, слушанием колыбельной, хороводом, маршевыми движениями, выполнением движений в соответствии с жанром музыки и т.д.
Проведение занятий с интегрированным содержанием создает прочную базу для дальнейшего интеллектуального развития и обучения детей: задания на развитие моторики, речевого развития, потешки и песни-игры, танцевальные элементы и музыкальные игры, пальчиковые игры. В содержание занятий заложено ознакомление детей со свойствами предметов и явлений природы: большой – маленький, высокий – низкий, светлый – темный, узнавание и называние основных цветов.
(слайд 8) Новизна учебно-наглядного пособия заключена в разработке уникального игрового поля с разрезными картинками,и используется педагогами в процессе целого ряда занятий с учетом сезонной тематики и музыкального репертуара для слушания музыки, подпевания, пения, музыкально-ритмических движений.Предложенный первоначально белорусскими разработчиками образец учебного наглядного пособия был в дальнейшем нами усовершенствован и на его основе созданы анимационные презентации и многофункциональные дидактические пособия:
(слайд 9) пособие «Цветочная поляна»позволяет расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и ее обитателях, формировать сенсорные представления о внешних свойствах предметов, активизировать речевые навыки, (слайд 10) для изучения времен года используются пособия «4 сезона» и (слайд 11) «Чудо-дерево». (слайд 12) Развитию сенсомоторных способностей, совершенствованию зрительно-моторной координации и нормализации эмоционально-волевой сферы детей способствуют пособия-бизиборды.
(слайд 13) На слайдах размещены QR-коды, с помощью которых можно посмотреть видеофрагменты музыкальных занятий «Зимняя прогулка» с использованием многофункциональных дидактических пособий «Снежная дорожка» и (слайд 14)пособия«Снеговик».
(слайд 15)Так, используя дидактическое пособие «Огород» педагог может предложить ребенку «посадить на огороде овощ» и пояснить: «Посмотри, вот морковка. Какая морковка? Кто любит морковку? Покажи, где зайка? Как пляшет зайка с морковкой?»
(слайд 16)Используя в процессе занятий анимационной презентации «На птичьем дворе», педагог не только демонстрирует изображения знакомых объектов природы, но и обращает внимание на то, что они делают. Можно стимулировать показ подражательных действий. Задачи использования презентации на занятии могут постепенно усложняться: у детей можно уточнять представления о свойствах и качествах объектов,явлениях природы, величине, цвете, различных состояниях.
Введение в процесс занятий учебно-наглядных пособий, презентаций, электронных средств обучения открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности малышей, повышает их познавательный интерес и любознательность.
Использование разработанного программно-методического обеспечения педагогов демонстрирует эффективность образовательного процесса в условиях учреждения образования, способствует качественной организации деятельности с воспитанниками в группе кратковременного пребывания, повышает ее результативность (слайд 17).
Подготовила: Бересневич И.П.,
заместитель заведующего
по основной деятельности
ГУДО «Узденский центр
развития ребенка «Вясёлка»