Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

18.10.2022

                 

           

           

свернуть

«Гимнастика для язычка и губ»

 

Артикуляционная гимнастика или

«Гимнастика для язычка и губ»

 

          Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляции. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно.

Ваш ребенок неправильно произносит некоторые звуки? Значит у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Мама может помочь ему в этом проведением артикуляционной гимнастики.

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся в детском саду, однако, заниматься с ребенком необходимо и дома.

Артикуляционная (речевая) гимнастика является эффективным средством развития речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика способствует выработке движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков и для объединения простых движений в сложные артикуляционные уклады.

 

  Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

Артикуляционные упражнения следует проводить ежедневно, в течение 5-10 минут.

Артикуляционную гимнастику следует проводить сидя. Для того чтобы ребенок мог лучше контролировать свои движения, целесообразнее выполнять упражнения перед зеркалом. Вначале показывайте на себе, как правильно делать упражнение. После этого выполните его синхронно с ребенком

Каждое упражнение выполняется 5 – 8 раз, можно доводить до 10 раз.

Взрослым, самим имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми.

Необходимо соблюдать последовательность выполнения упражнений, переходить   от простых  упражнений  к  более сложным.

 Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические.

 Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно лишь назвать его.

   

Статические упражнения -

направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу.

1 «Улыбка»

Губы в улыбке, зубы видны, как будто произносим звук [и].

2 «Лопаточка» или «Блинчик»

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.

3 «Иголочка»

Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким.

4 «Хоботок»

Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя.

5 «Чашечка»

Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Боковые края и кончик языка загибаются вверх.  Потянуться к верхним зубам, но не касаться их.

6 «Горка» или «Киска сердится»

Упереть кончик языка в нижние резцы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, выгнув вверх-вперед спинку языка.

                                                        Динамические упражнения -

вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость.

1 «Часики»

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе.

2 «Вкусное варенье»

 Язык загибаем вверх и «слизываем варенье» с верхней губы, нижняя губа не помогает, работает только язык.

3 «Орешек» или «Спрячь конфетку»

При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку.

4 «Качели»

Рот открыть, кончиком языка дотрагиваться сначала до бугорков под верхними резцами, потом дотрагиваться до бугорков за нижними резцами внутри.  «Покачать язычок» попеременно вверх, вниз.

5 «Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком, повторять несколько раз, увеличивая темп.

6 «Маляр»

Широким кончиком языка, как кисточкой, «красить» верхнее  нёбо, производя движения вперед-назад

Помните: гимнастика не должна надоедать ребенку. Следите, чтобы он не уставал и оставался в хорошем настроении.

Играйте с детьми и развивайте их речь.  Радуйтесь успехам детей и  не скупитесь на похвалу.

 

Список используемой литературы:

  1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, АСТ, 2006. - 58 с.
  2. Новоторцева Н.В.. Речевая гимнастика для дошкольников. Книга для родителей и воспитателей. / Н.В. Новоторцева; худ. О.М. Падерина. – Ярославль, ООО «Академия развития», 2012. – 96 с.: ил.
  3. Журавлева А.Е. Домашняя логопедия / А.Е. Журавлева, В. В. Федиенко. – М.: Эксмо, 2013. – 112 с.: ил. – (Мои первые уроки).
  4. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей./ Т.А. Куликовская. - М.: Издательство ГНОМ, 2014. - 64 с.
  5. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
  6. Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения : пособие для логопедов дошкольных, школьных и медицинских учреждений / Н.Е. Ильякова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. — 24 с.
  7. Туманова Н., Мицкевич А. Артикуляционная гимнастика// Дошкольное воспитание, 2005, №6, с.86-88
  8. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2010 –

 

свернуть
Меню раздела