Использование элементов сказкотерапии на занятиях по развитию речи и культуре речевого общения

Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но широко использоваться стал именно в наше время. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.  Я обратилась  к  сказкотерапии с целью развития и усовершенствования  речи детей. Сказкотерапия помогает в решении следующих  речевых задач:

- совершенствует  лексико-грамматические  средства языка, звуковую сторону речи;

- совершенствует  слоговую структуру  слова;

- развивает умение устанавливать простые причинно- следственные связи, показывать и адекватно оценивать модели поведения в  различных ситуациях

- развивает  диалогическую  и монологическую  речь(умение строить распространённые предложения,умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и продолжение.)

- развивает  просодическую сторону  речи (темпо-ритмическую  сторону речи, работу над правильным дыханием, голосом,   дикцией, интонацией);

- развивает  познавательные процессы (мышление, память, воображение,  фантазию);

- приобщает детей к истокам народной культуры.

Для решения  данных задач хорошо подходят художественные сказки. Они  бывают авторские и народные.  Сюжеты народных сказок разнообразны: сказки о животных, бытовые сказки, страшные сказки, волшебные сказки. Авторские художественные сказки имеют автора.

Формы работы со сказкой могут быть различны:

- Слушание сказки. - Пересказ детьми сказки по частям, по ролям, по цепочке, проговаривая хором (с использованием наглядного материала). - Рисование и лепка сказочных героев и озвучивание их. - Повторный пересказ с помощью пальчикового, настольного или кукольного театров.

- Моделирование сказки. - Театрализация  сказки. - Сочинение сказочных историй

- Придумывание своего окончания, продолжения

- Добавление нового героя

В работе над сказкой можно использовать словесные и дидактические игры,  которые помогают в решении речевых проблем у дошкольников.

Игра: « Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).        

Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.

Ход игры: необходимо  принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.

Дети  выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.  

Игра: «Домики  для друзей - животных» (по сказке «Теремок»)

Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис.

Ход игры: нужно построить новые яркие домики  для всех, кто жил в теремке.

Каждый ребёнок «строит» свой домик  из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.

Игра: « Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкинаизбушка»).

Цель: учить повышать и понижать силу голоса.

Ход игры: зайчик расстроился и  потерялся в зимнем лесу, нужно ему помочь. Позвать его тихо, громче, очень громко.

Игра: «Угадай, какая сказка?»

Цель: развитие слухового внимания.

Ход игры:  Отгадать, как называется сказка по первому слогу.

Игра: «Михаил Иванович сердится»

Цель: развитие слухового внимания.

Ход игры:  дефектолог говорит фразу, связанную со сказкой, если дети не согласны,  должны топнуть ногой.

Игра: «Расколдуй сказку»

Цель: развивать  слуховое  внимание, память.

Ход игры: дефектолог называет неправильно название сказки, а дети исправляют его. Например: «Жарозко»- «Морозко»,  «Красная Тапочка»-«Красная Шапочка», «Серебряный замочек» - «Золотой ключик», «Кепка»- «Репка»,  «Коробок»-«Колобок».

Для развития  лексико-грамматических категорий можно использовать следующие игры.

Игра: « Кого встретил в лесу колобок».

Цель: тренировать употребление родительного падежа  существительных, формировать простую фразу.

Ход игры: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем  их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).

Игра: « Где прячется Маша? »  (по сказке:«Маша и медведь»).

Цель: развивать правильное употребление  простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

Ход игры: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под  стулом, на печке, под кроватью).

Игра: «Только ласковые слова»

Цель: образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.  

Ход игры: дети по кругу называют только ласковые слова из сказок: рукавичка, репка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка  и т.д.

Игра: «Всё наоборот»

Цель: образование антонимов.  

Ход игры: детям нужно к слову подобрать  другое слово противоположное по значению. (У дочки была добрая матушка, а мачеха  - наоборот- …(злая). Девочка была не глупа, а наоборот-…(умна),  дюймовочка  была небольшая, а  маленькая).

Упражнение «Если  бы, да кабы…»

Цель:  составлять сложноподчиненные предложения, логически мыслить, перевоплощаться, принимать  точку зрения другого.

Ход игры:  дети  должны закончить предложение: «Если бы я  был(а) кем-то/чем-то, то я бы…, потому что(чтобы)…».( Например:«Если бы я был  бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили» и т.д.)

       На этапе работы над предложением и составлением связных высказываний  можно использовать следующие игры и упражнения.

Игра «От каждого по словечку»

Цель:  развивать  память, внимание, умение дополнять, распространять предложение.

Ход игры: Дети по очереди добавляют по одному слову так, чтобы предложение становилось всё более распространённым. Например: «Колобок» — «Колобок катится» — «Колобок катится по дорожке» – «Колобок катится по лесной дорожке» и т.д.);

Игра «Сказки перепутались»

Цель:  развитие памяти, внимания и воображения

Ход игры: предлагается взять имена героев из разных сказок и  сделать их героями одной сказки.

Упражнения-задания:

- составление вопросов к тексту сказки, используя заданные вопросительные слова;

- постановка проблемных вопросов («Реши сказочные задачи»)Что нужно сделать чтобы:медведь сам отпустил Машу;лиса не съела Колобка;Иванушка напился водицы, но не стал козлёночком;яичко упало и не разбилось?;

- придумывание сказки с заданным началом (дефектолог начинает сказку, дети по очереди продолжают, каждый участник игры говорит по предложению.)

- придумывание нового конца к известной и незнакомой сказке;

- объединение нескольких сказок:

- рассказ сказок по опорным картинкам (картинки разложены по порядку, перепутаны и пропущены);

Используя сказкотерапию на занятиях можно применять различные методы: рисование, лепку из пластилина, создание этнических кукол (из ниточек, ленточек и лоскутков), работу с мнемотаблицами, сказками с пробелами. А также можно сочетать сказкотерапию с другими технологиями: ИКТ, психогимнастикой, пантомимой, драмотизацией.

Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес, приключений, это любимый детьми жанр, доступный и понятный их пониманию.

 

 

Подготовила учитель-дефектолог Лосева С.И.