«Организация коррекционной работы при коррекции речевых нарушений»

Все родители хотят, чтобы их дети в будущем состоялись как личности, чувствовали себя свободными и уверенными везде и во всём, а для этого необходимо научить ребёнка говорить. И причём, говорить правильно, чётко, связно излагая свои мысли.

Основы речи закладываются у ребенка в течение первого года жизни, а первые три года жизни являются решающими в развитии речевых навыков. Эти навыки развиваются в атмосфере, в которой ребенок слышит звуки и речь других людей. Дети до трех лет лучше всего воспринимают язык, поэтому развитие речевых навыков в этом возрасте чрезвычайно важно.

Следует отметить, что скорость развития речевых навыков индивидуальна для каждого ребенка.

Этапы развития языковых навыков у детей

3–4 года

В возрасте 3–4-х лет у детей увеличивается словарный запас, они начинают понимать основы грамматического строя языка. Они много разговаривают и получают удовольствие от долгих бесед.

На этом этапе существуют определенные показатели, которые свидетельствуют о нормальном речевом развитии ребенка:

  1. Ребенок быстро учит новые слова.
  2. Ребенок использует существительные во множественном числе, но может неправильно употреблять формы глаголов (например, он может говорить «продавает» вместо «продает»).
  3. Трехлетний ребенок разговаривает практически понятно и связно;

составляет предложения из четырех и более слов;

знает и понимает детские стихотворения;

правильно употребляет местоимения.

  1. Речь четырехлетнего ребенка полностью понятна, иногда в ней встречаются мелкие неточности. В этом возрасте ребенок:

использует длинные и сложные предложения;

может рассказывать длинные истории с правильной последовательностью событий;

задает много вопросов. Речь ребенка четкая и понятная, без грубых ошибок.

 

5–7 лет

В пятилетнем возрасте ребенок обычно говорит грамматически правильно и демонстрирует большой словарный запас.

Показатели речевого развития ребенка на этом этапе таковы:

  1. В пятилетнем возрасте ребенок обычно формирует предложения грамматически правильно, однако иногда допускает грамматические ошибки.
  2. Пятилетний ребенок:

имеет более обширный словарный запас;

может высказывать свою точку зрения в дискуссиях.

  1. К шестилетнему возрасту ребенок понимает порядка 13 000 слов.
  2. Шестилетний ребенок правильно использует местоимения и понимает разницу между ними.

Это основные этапы речевого развития детей. Однако одни дети достигают определенных показателей раньше, а другие – позже, чем обычно. Пока в речевом развитии ребенка наблюдается прогресс, хоть и небольшой, нет повода для беспокойства. Однако иногда ребенок может не понимать, что ему говорят, а также испытывать трудности в выражении своих мыслей. Это может свидетельствовать о нарушениях речевого развития у ребёнка.

К сожалению, в последнее время значительно увеличилось количество воспитанников, имеющих те или иные речевые нарушения. Какие же нарушения речевого развития чаще всего встречаются в дошкольном возрасте?

Ребенку с речевыми нарушениями могут быть поставлены следующие заключения: общее недоразвитие речи (ОНР), дислалия, дизартрия, алалия, заикание, задержка речевого развития (ЗРР).

А сейчас я немного подробнее расскажу о некоторых, наиболее часто встречающихся речевых нарушениях у детей дошкольного возраста, не посещающих логопедическую группу.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте.

 Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Принято выделять четыре уровня речевого развития при ОНР.

 Дислалия – нарушение звукопроизношения в результате нарушения прикуса, неправильно сформировавшихся артикуляционных движений, укладов, укорочения подъязычной уздечки. Следует отметить, что для детей в возрасте до 5 лет характерны те или иные нарушения звукопроизношения (искажения, замены), связанные с незрелостью органов артикуляции.

Дизартрия возникает в результате органического поражения центральной нервной системы. Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за парезов или параличей, нарушение голосообразования и дыхания. Речевое развитие детей с дизартрией протекает своеобразно. Дети-дизартрики поздно начинают говорить, поэтому они имеют ограниченный речевой опыт. Грубые нарушения звукопроизношения приводят к недостаточному накоплению активного словаря и отклонениям в формировании и развитии грамматического строя речи.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Судороги являются основным внешним симптомом заикания.

 Механизм возникновения заикания неоднородны. В одних случаях оно связано с особенностями нервных процессов в коре головного мозга, расстройства темпа речевых движений (голоса, дыхания и артикуляции). В других случаях заикание является результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, возникшего вследствие различных речевых затруднений. Возможно возникновение заикания вследствие дисгармоничного развития личности.

Работа учителя-дефектолога в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. На коррекционные занятия отбираются дети, имеющие такие речевые нарушения, как дислалия, дизартрия, общее недоразвитие речи III уровня речевого развития, нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

Обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5 – 6-летнего возраста, дети средней группы обследуются в течение года.

Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений, индивидуально-личностных особенностей детей, условий воспитания в дошкольном образовательном учреждении и семье, они могут варьироваться от 1 года до 2-3 лет.

Работа по исправлению речи носит индивидуальный или подгрупповой характер, каждый ребенок должен получить индивидуальную коррекционную помощь не менее 2-х раз в неделю.

Работа по формированию лексико-грамматических категорий проводится на групповых и подгрупповых занятиях 2 раза в неделю. Длительность занятий – от 20 до 30 минут (в зависимости от возраста ребёнка). Группы формируются с учётом структуры речевого нарукшения, а также возраста ребёнка.

Исправление неправильного звукопроизношения происходит на индивидуальных коррекционных занятиях, которые ребёнок посещает 1-3 равза в неделю. Длительность занятия в данном случае составляет 15-20 минут. На индивидуальных занятиях, кроме непосредственной коррекции звукопроизношения, проводится также работа по развититю речевого дыхания, мимической мускулатуры (что особенно актуально для детей с дизартрией), артикуляционной, мелкой и, иногда, общей моторики, фонематического слуха, а в старшем возрасте – по развитию навыков языкового анализа и синтеза. 

К сожалению, усилий одного специалиста недостаточно для того, чтобы выровнять речевое развитие ребёнка. Для этого необходима совместная работа учителя-дефектолога, воспитателя и заколнных представителей воспитанника.

Список использованной литературы

1.Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник./Волкова Л.С.- М.: Владос, 2008.

  1. Современные подходы в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в учреждениях дошкольного образования: Пос. для педагогов учреждений дошкольного образования. – Мозырь: Белый ветер. 2014

 

Подготовила

учитель-дефектолог

1 квалификационной категории

Курлович Ирина Анатольевна