«Развитие фонематического слуха у дошкольников»

      Очень  часто родители  жалуются, что у ребёнка «каша во рту», он пропускает или заменят звуки, слоги, переставляет их в словах.  Это говорит о том, что у ребёнка недостаточно развит фонематический слух.

       Фонематическое восприятие — это различение на слух звуков речи.      Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка».        

    Каковы же возрастные нормы  развития фонематического слуха:         Первый год жизни — уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой.  С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова.

        На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение   не контролирует.

       Самое важное достижение третьего года жизни — возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи.

        На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении.

        На пятом году формируется звуковой анализ — умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.  

        Предлагаю вашему вниманию упражнения  для развития фонематического слуха. Она построена по принципу от простого к сложному.       

       Различение на слух неречевых звуков: 

1.Игра «угадай, что звучало». 

Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать — что это звучало?

 2.Игра «Шумящие мешочки».

 Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.  

3.Игра «Волшебная палочка».

Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску...  Потом усложните задание — ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал. 

 4.Игра «Жмурки».

Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка. 

 5.Игра «Похлопаем».

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например — два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка.

Различение звуков по силе и высоте голоса:

 1.Игра «Узнай голос».

Запишите на телефон голоса близких людей. Попросите ребёнка  угадать, кто говорит.

2.Игра «Громко-тихо». 

Учите ребёнка разговаривать громко и тихо и различать высоту голоса.

 3.Игра «Три медведя».

 Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант — ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Различение сходных по звучанию слов:

1.Игра «Слушай и выбирай». 

Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.  

2.Игра «Верно-неверно». 

 Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Различение слогов:

1.Игра «Похлопаем». 

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант — предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.  

2.Игра «Что лишнее?» 

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.  

Различение звуков:

1.Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр...  Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает. 

  1. Игра «Похлопаем»

Назвать ребёнку какой-нибудь звук, повторить несколько раз, попросить произнести этот звук ребёнка. Затем взрослый называет по порядку различные звуки, а ребёнок должен хлопнуть, если услышит этот звук.

Навыки анализа и синтеза:

1.Игра «Сколько звуков». 

Взрослый называет один, два, три, или четыре звука, а ребёнок определяет количество.

2.Игра «Где спрятался звук». 

 Взрослый знакомит ребёнка со звуком.  Например:  звук  ш. Затем,   проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с звука ш.(шапка, сумка, шуба,шар) Более сложный вариант искать звук ш в конце слова (душ, сом, малыш) или в середине ( кошка, лампа, машина)

3.Игра «Отгадай слово». 

Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком — нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.ампа, мы.о,.ук, ку.ак)

    Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.

 

Литература:

Варенцова Н.С. Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у дошкольников» - М.2010г.

Жукова Н.С. Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» - М.2008г.

Н.В. Дурова «Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников» - М. 20016г.

 

Составил учитель-дефектолог Лосева Светлана Ивановна