«Фонематический слух и его формирование»

Для успешного обучения в школе ребенок должен уметь различать на слух слова-квазиомонимы, уметь выделять заданный звук на фоне других звуков, на фоне слогов, слов, подбирать слова на заданный звук. Кроме того, ребёнок должен правильно и чётко произносить все звуки родного языка, не допуская в речи искажений произношения или смешения сходных фонем.

Однако не все воспитанники старших групп могут «похвастаться» вышеперечисленными навыками. Нередко случается так, что ребёнок не произносит тот или иной звук, не дифференцирует фонемы на слух, путается в словах-квазиомонимах… И именно здесь уместно говорить о несформированности такого важного свойства ьнашей речи, как фонематический слух.

Что же такое фонематический слух? 

Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы).

   Фонематический слух – это не простой, физиологический слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух.

Ребенок не рождается со сформированным фонематическим слухом, эта способность появляется в процессе обучения. Ребенок может научиться говорить, только воспринимая и различая речь окружающих его людей. При этом работу по развитию умения различать звуки речи проводится в несколько этапов (на нескольких уровнях) и начинается на материале неречевых звуков, постепенно охватывая все звуки речи.

Упражнения для развития фонематического слуха подбираются по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип дверии другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало. 

Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал. 

Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз..

Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ различение слов, близких по звуковому составу

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – дифференциация слогов, сходных по звучанию (различающихся по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости).

Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместнос ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. 

Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение сходных звуков.

Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза (развитие умения выделять нужный звук, подбирать слово на заданный звук, складывать слово из предложенных звуков).

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. 

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. 

Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о, ...ук, кук...а, мас...о).

Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от возможностей ребёнка. Не нужно бояться импровизировать – это сделает занятия с ребенком более интересными и полезными. Самое главное – не превращать игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно!

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник./Волкова Л.С.- М.: Владос, 2008.

2.Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия: учебное пособие. - М.,2001г.

 

Подготовила

учитель-дефектолог

1 квалификационной категории

Курлович Ирина Анатольевна