Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития детей дошкольного возраста. Прогулка является первыми наиболее доступным средством закаливания детского организма. Онаспособствуетповышениюеговыносливостииустойчивостик не-благоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным
заболеваниям.
Одним из структурных компонентов прогулки является организация подвижных игр и физических упражнений.
Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:
1.Расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями.
2.Совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях.
- Развитие физических качеств: ловкости, быстроты движений, выносливости.
- Воспитание самостоятельности и активности.
- Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Успешное решение этих задач возможно в процессе организации подвижных игр и физических упражнений, соответствующих двигательным возможностям детей, требующих от них физического и умственного напряжения и нравственно-волевых качеств.
Утренняя прогулка- наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Их количество и содержание зависят от общего распорядка и могут быть различными в разные дни недели. Так, в дни проведения физкультурных занятий в зале, на прогулке с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. В другие дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения.
Выбор игры также зависит от времени года, погоды, температуры воздуха.
Вхолодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание способствует формированию у детей
умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки. При низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры
большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда
дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить
игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший,
припевок, какого – либо текста.
Всырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организоватьмалоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует
проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней
прогулке:
-в младших группах – 6 – 10 минут,
-в средних – 10-15 минут,
-в старших и подготовительных – 20-25 минут.
На вечерней прогулке:
-в младшихи средних группах – 10-15 минут,
-в старших и подготовительных – 12 -15минут.
Каждый месяц разучивание 2-3 подвижные игры (повтор в течение месяца и закрепление 3-4раза в год)
Выбор времени проведения игр и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или в конце прогулки, а в самом начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовывать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.
При подборе и организации игр и физических упражнений на прогулке необходимо:
- учитывать сложность игр и упражнений, сочетание их между собой, соответствие уровню подготовленности детей;
- подвижные игры и упражнения должны соответствовать времени года и состоянию погоды;
- предусматривать разные приемы выбора детей на ответственные роли;
- предлагать детям варианты усложнения упражнений и подвижных игр;
- использовать разные способы организации детей;
- заботиться о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
- стремиться к созданию хорошей дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх и упражнениях, к проявлению активности, творческой инициативы.
В младшем дошкольном возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя). В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей). В старшей группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случаестановятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
При проведении подвижных игр и физических упражнений следует использовать разные способы организации(фронтальный, групповой, индивидуальный), учитывая при этом индивидуальные особенности детей. Применение группового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движения под руководством воспитателя, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. В связи с особенностями выполнения некоторых движений(лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и в высоту с разбега) используется поточный и индивидуальные способы.
Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочередно, а упражнение с мячами - фронтально, т.е. со всеми детьми одновременно.Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять ее 3 -5 раз.
Если игра хорошо знакома детям, то воспитатель предоставляет им самим вспомнить и рассказать содержание игры, уточняет правила. Педагог обращает внимание лишь на важные моменты, от которых зависят ход игры и выполнение правил. При разучивании новой подвижной игры необходимо четко, лаконично объяснить ее содержание.Отдельные моменты можно показать и даже проиграть.После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. Активное участие в игре воспитателя (в любой роли) доставляет детям много радости, вносит оживление и повышает интерес.
При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учетом уровня двигательной активности и физической подготовленности.
В процессе игры педагог следит за выполнением всех заданий, за взаимоотношениями детей.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях,
на прогулке организуются и спортивные упражнения. Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений.
Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу
с детьми. Она направлена на закрепление, каких – либо двигательных навыков, разучивание физического упражнения с одним или несколькими отстающими детьми (для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих – спрыгивание с пеньков, перешагивание через палочки). Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.
Литература
1.Алямовсккая В. Физкультура в детском саду: теория и методика организации физкультурных мероприятий/ В. Алямовская.- М.: Чистые пруды, 2005
2.Лиходиевская Т.Г. Подвижные игры в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений / Т.Г. Лиходиеская, И.М. Ивановская. – Минск: Беларусь, 2002
3.Мащено М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений, методистов по физическому воспитанию. Мн.: Ураджай. 2000
Подготовила руководитель физического воспитания Липай Е.Ф.