Мини-музей "Беларуская хатка"

Приобщение детей к истокам национальной культуры является актуальным вопросом современной педагогики и эффективным средством формирования личности.

Организованный в 2017 году мини-музей народного быта “Беларуская хатка”в Узденском центре развития ребенка “Вясёлка” создает уникальный формат для освоения детьми богатства национальных культурных традиций, уклада жизни народа, духовных ценностей. Он объединяет образовательный процесс с реальной жизнью, открывая доступ для непосредственных наблюдений, знакомства с предметами и явлениями. Музей занимает часть группового помещения и представляет собой отражение жилого деревенского помещения, где собраны подлинные предметы быта и декоративно-прикладного искусства.Интерьер музея постоянен. Меняются лишь отдельные экспозиции и декоративные элементы, отражающие сезонные изменения. Посетители музея имеют возможность реально прикоснуться к подлинным экспонатам старины,практически все предметы можно не только рассмотреть, но и переставить, играть с ними, потому что физические и эмоциональные ощущения с предметом позволяет сформировать более полное представление об особенностях материалов, их сходстве или различии, способах освоения.

Цель работы мини-музея - приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и народным традициям.Основу музейных экспозиций составляют подлинные предметы старины (42 старинных экспоната), которые ярко характеризуют эпоху и образ жизни наших предков. В музее также располагаются выставки современных народных кукол, авторских дидактических игр и пособий, изделий современной керамики, декоративно-прикладного искусства. Дизайн экспозиции представлен таким образом, что заключенная в ней информация легко воспринимается любой категорией посетителей.

Задачами мини-музея являются формирование представлений у воспитанников о народных традициях, обычаях, искусстве посредством прикосновения к творениям прошлого, воспитание общечеловеческих ценностей, нравственных чувств, любви к родному краю и гордости за него.Поставленные задачи реализуются через активные методы с использованием средств и форм музейной педагогики, которые способствуют не только усвоению представлений, но и формированию ценностных отношений в процессе проживания ситуаций общения с культурным наследием.

Включение музея народного быта в образовательное пространство учреждения образования несет весомую педагогическую функцию. Именно здесь для детей открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

 

Описание системы работы с воспитанниками и родителями

по приобщению к национальной культуре в условиях мини-музея “Беларуская хатка”

 

Основными формами работы по приобщению воспитанников к национальной культуре являются специально организованная деятельность, игры, занятия, экскурсии, выставки, праздники, развлечения, театрализованные представления.

В основу музейных занятий заложены игровые принципы погружения в историческую, адаптированную для детского восприятия среду, которая позволяет детям использовать имеющиеся у них представления и жизненный опыт, активизировать поисково-исследовательские умения.  При отборе экспонатов учитываются возрастные особенности и возможности детей,на одном занятии для рассматривания отбирается не более двух-трех предметов. Первые занятия носят обзорный характер, что помогает сформировать понятие о музее как о здании, где хранятся красивые вещи, освоиться в пространстве,вызывает положительный эмоциональный отклик.

Первоначально дети знакомятся с предметами быта, их названиями, предназначением, способами действий с ними; затем - с историей предмета, его возникновением, акцентируется внимание на зависимость предметов от образа жизни людей. Знакомство детей происходит только с реальными экспонатами, которые находятся  в мини-музее нашего учреждения.Дети не только знакомятся  с предметами быта предков, но и учатся ими пользоваться, узнают их назначение, получают практические навыки и представления о домашнем труде. Восприятие музейной экспозиции более эффективно, когда знакомство с ней сопровождается личными впечатлениями ребенка и взрослого, используются элементы ролевых игр.

В музее ребенку предоставляется возможность выступить в качестве экскурсовода и провести небольшой обзор по экспозициям или организовать самостоятельную игровую деятельность. В процессе такой деятельности у детей совершенствуется речевая деятельность, пополняется словарный запас, формируется ценностное отношение к родному языку, желание разговаривать на нем,развивается инициатива. Предлагаем Вам, используя QR-код, просмотреть видеосюжет проведения детьми старшего дошкольного возраста белорусской народной игры.

Занятия, проводимые в музее, объединены в цикл“Падарожжа ў мінулае”,“З бабулінага куфэрка”, “Як кашуля ў полі вырасла”, “Адзенне нашых продкаў”, “Гэта цуда-гліна”, “Саламяныя дзівосы” и другие, которые способствуют формированию вдумчивого, глубокого отношения к объектам окружающей действительности, помогают подготовить ребенка к  восприятию музея как особого вида искусства.

Многие занятия построены в форме игр-турне (например,«Путешествие в прошлое электрочайника»), которые наглядно показывает, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от желания человека сделать его более функциональным, удобным и красивым. Предлагаются квэст-игры на закрепление пройденного материала, когда необходимо найти предметы после описания о них, узнать их по ощущениям;часто путеводителями служат специально разработанные схемы-модели, которые дают возможность для рассуждения, поиска ответов на вопросы.

Чтобы музейное занятие было увлекательным, применяются такие формы работы с использованием музейных экспонатов как праздники, развлечения с непосредственным участием родителей, где с большим интересом изучаются традиционные обряды, игры, песни. Свои артистические способности воспитанники проявляют и в театрализованных постановках, при драматизации сказокПо следующему QR-коду предлагаем просмотреть видеосюжет театрально-игровой деятельности детей с включением экспонатов бондарьского  ремесла.

Детские экскурсии проводятся по отдельным темам, содержание которых раскрывается путем показа и анализа определенных экспонатов,используется художественное слово, интересный содержательный рассказ. На занятии, предшествующем экскурсии, устанавливается связь с содержанием предстоящей экскурсии, предлагаются вопросы, которые необходимо будет решать. Между участниками распределяются задания для поиска информации посредством активизирующих приемов: сравнений, обследований, рассказов, логических задач, проблемно-поисковых ситуаций, дается обзорная информация, интересные факты, детям предоставляется возможность для исследовательских действий. При подведении итогов работы предлагаются творческие задания, которые позволяют ребенку выразить свои впечатления,сделать элементарные умозаключения. Используя QR-код, Вы сможете просмотреть видеосюжет занимательного занятия со старшими  ознакомлению с бондарьским ремеслом.

 

Конечно, освоение устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства, обычаи и традиции своего народа – сложный и длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Таким образом, средства музейной педагогики помогают сделать образовательный процесс ярким и радостным в дошкольном периоде детства, учат детей понимать быт того времени, искусство, родной язык, проявлять интерес к культурному наследию своего народа.

Каталог музея Беларуская хатка

Меню раздела