2 АПРЕЛЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПРОБЛЕМЕ АУТИЗМА

02.04.2022

​«Тем, кто хочет помочь аутичным детям, хочется пожелать терпения в понимании тех, кто так не похож на нас. Ведь в нашу с вами жизнь «эти дети приходят проверить нас с вами на человечность»

(Р. Шнайдер – педагог и философ)

Ежегодно 2 апреля во всём мире отмечается довольно странный день – День распространения информации о проблеме аутизма. В последнее время именно аутизм называют «чумой ХХ века», а в некоторых странах считают почти эпидемией. В среднем каждый 88-й ребенок в мире рождается с расстройством аутистического спектра. 

Очень многие люди считают, что аутизм – это психическое заболевание, потому что это заключение обычно выставляется психиатром. Но это не так. Термин аутизм (от греч. autos – сам) ввел в 1912 году Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.

Определение аутизма гласит, что аутизм – это нарушение развития. При аутизме присутствует дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, которые заставляют ребёнка обострённо реагировать на одни проявления внешнего мира и почти не замечать другие. Как полагают исследователи, главный дефект – трудности в осознании того факта, что мысли, желания и нужды других людей иные, чем у тебя самого.

 Основным признаком аутизма является нару­шение контакта ребенка с окружающим миром, и прежде все­го с людьми. Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных кон­тактов. Он замкнут и сторонится коллектива сверстников, у него отсутствуют живая выразительная мимика и жесты, он старается не смотреть в глаза окружающим. Эти дети избега­ют также телесных контактов, отстраняются от ласки близ­ких. Лучше всего они себя чувствуют, когда их оставляют в покое. Ребенок с аутизмом как бы не замечает других людей; предоставленный самому себе, он может однообразно повто­рять одни и те же движения, что-то нашептывать, временами выкрикивать отдельные, лишенные конкретного смысла сло­ва или звуки. Если взрослый все же пытается вступить с ним в контакт, он возбуждается, становится напряженным, негативистичным, может проявлять агрессию по отношению к ок­ружающим.

Люди с расстройствами аутистического спектра отличаются повышенной чувствительностью к своему окружению, с трудом переносят изменение привычной для них обстановки, часто испытывают страхи при встрече с незнако­мыми предметами, иногда боятся самых обычных предметов обихода, например света электрической лампы, звука пылесо­са, некоторые из них боятся лифта, поездки в метро, животных и т. д.

Аутизм может возникать по различным причинам: вслед­ствие раннего повреждения головного мозга в сочетании со сво­еобразными, наследственно обусловленными особенностями психики, а также в результате эмоциональной депривации в раннем детстве.

Люди с аутизмом крайне беззащитны перед окружающим их миром. Им просто необходима поддержка близких людей для того, чтобы жить, справляться с непростыми для них социальными задачами и полностью реализовать свои способности. Они нуждаются в понятии и принятии своих особенностей, так же, как и мы с вами. 

Ребёнок с расстройствами аутистического спектра имеет свои взгляды на нашу действительность. И мне хотелось бы зачитать вам «Открытое письмо ребёнка с аутизмом взрослому».

  1. Вася такой, какой он есть: он воспринимает мир не так, как вы.
  2. Васе хорошо одному.
  3. Не заставляйте Васю играть: предлагайте что-нибудь другое – Вася выберет.
  4. Давайте вместе с Васей соберём дома коллекцию чего-нибудь интересного: открыток, бумажек, палочек…
  5. Вася делает то, в чём видит логический смысл, и очень прорысит Вас: занимаясь с Васей, объясните ему смысл того, что он должен сделать.

Рекомендовано к просмотру: "Зайку бросила..." (фильм основан на реальных событиях)

 

Подготовила: учитель-дефектолог Курлович И.А.