2 АПРЕЛЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ПРОБЛЕМЕ АУТИЗМА
02.04.2022«Тем, кто хочет помочь аутичным детям, хочется пожелать терпения в понимании тех, кто так не похож на нас. Ведь в нашу с вами жизнь «эти дети приходят проверить нас с вами на человечность»
(Р. Шнайдер – педагог и философ)
Ежегодно 2 апреля во всём мире отмечается довольно странный день – День распространения информации о проблеме аутизма. В последнее время именно аутизм называют «чумой ХХ века», а в некоторых странах считают почти эпидемией. В среднем каждый 88-й ребенок в мире рождается с расстройством аутистического спектра.
Очень многие люди считают, что аутизм – это психическое заболевание, потому что это заключение обычно выставляется психиатром. Но это не так. Термин аутизм (от греч. autos – сам) ввел в 1912 году Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности.
Определение аутизма гласит, что аутизм – это нарушение развития. При аутизме присутствует дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, которые заставляют ребёнка обострённо реагировать на одни проявления внешнего мира и почти не замечать другие. Как полагают исследователи, главный дефект – трудности в осознании того факта, что мысли, желания и нужды других людей иные, чем у тебя самого.
Основным признаком аутизма является нарушение контакта ребенка с окружающим миром, и прежде всего с людьми. Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Он замкнут и сторонится коллектива сверстников, у него отсутствуют живая выразительная мимика и жесты, он старается не смотреть в глаза окружающим. Эти дети избегают также телесных контактов, отстраняются от ласки близких. Лучше всего они себя чувствуют, когда их оставляют в покое. Ребенок с аутизмом как бы не замечает других людей; предоставленный самому себе, он может однообразно повторять одни и те же движения, что-то нашептывать, временами выкрикивать отдельные, лишенные конкретного смысла слова или звуки. Если взрослый все же пытается вступить с ним в контакт, он возбуждается, становится напряженным, негативистичным, может проявлять агрессию по отношению к окружающим.
Люди с расстройствами аутистического спектра отличаются повышенной чувствительностью к своему окружению, с трудом переносят изменение привычной для них обстановки, часто испытывают страхи при встрече с незнакомыми предметами, иногда боятся самых обычных предметов обихода, например света электрической лампы, звука пылесоса, некоторые из них боятся лифта, поездки в метро, животных и т. д.
Аутизм может возникать по различным причинам: вследствие раннего повреждения головного мозга в сочетании со своеобразными, наследственно обусловленными особенностями психики, а также в результате эмоциональной депривации в раннем детстве.
Люди с аутизмом крайне беззащитны перед окружающим их миром. Им просто необходима поддержка близких людей для того, чтобы жить, справляться с непростыми для них социальными задачами и полностью реализовать свои способности. Они нуждаются в понятии и принятии своих особенностей, так же, как и мы с вами.
Ребёнок с расстройствами аутистического спектра имеет свои взгляды на нашу действительность. И мне хотелось бы зачитать вам «Открытое письмо ребёнка с аутизмом взрослому».
- Вася такой, какой он есть: он воспринимает мир не так, как вы.
- Васе хорошо одному.
- Не заставляйте Васю играть: предлагайте что-нибудь другое – Вася выберет.
- Давайте вместе с Васей соберём дома коллекцию чего-нибудь интересного: открыток, бумажек, палочек…
- Вася делает то, в чём видит логический смысл, и очень прорысит Вас: занимаясь с Васей, объясните ему смысл того, что он должен сделать.
Рекомендовано к просмотру: "Зайку бросила..." (фильм основан на реальных событиях)
Подготовила: учитель-дефектолог Курлович И.А.