«Вхождение» в учреждение дошкольного образования начинается с гибкого графика приема детей. Это значит, что дети начинают посещать сад постепенно, по несколько человек, на несколько часов, затем - до обеда. И если все будет проходить спокойно, только тогда ребенка можно оставить на целый день. Если ребенок заболевает, то нужно вернуться к предыдущим этапам: снова на неполный день. И так до тех пор, пока ребенок не привыкнет к саду настолько, что его можно будет оставить спокойно на целый день.
Такое «вхождение» в детский сад дает положительный эффект: дети легче привыкают к новой обстановке, меньше болеют, возникает педагогический контакт родителей с воспитателями.
Наиболее благополучно проходит период адаптации у тех детей, чьи отношения с мамами отличаются спокойным, эмоционально уравновешенным характером. Такие мамы часто разговаривают с детьми, много им рассказывают; чувствуя страх и неуверенность ребенка, стараются рассеять их объяснениями. Для них характерен спокойный тон, ребенка они видят и слышат. Дети таких родителей самостоятельны и адаптируются легко, мало болеют.
Как быстрей привыкнуть к детскому саду?
- Если Вы решили отдать малыша в детский сад, представьте, как изменится жизнь и для Вас, и для Вашего ребенка. Не стоит планировать, что вы сразу сможете работать в полную силу по плотному графику.
- Предупредите воспитателя о том, что любит ваш ребенок, его индивидуальные особенности.
- Рассказывайте ребенку про детский сад, что он будет там делать, говорите о детях, называйте их по именам, хвалите ребенка.
- Оставляя ребенка до вечера, помните, что в эти дни он очень устает, отнеситесь с пониманием к его капризам, пойдите ему навстречу, не сердитесь, ребенку нужна ваша помощь.
Помните, разговоры о детском саде должны быть окрашены только положительными эмоциями!
Уважаемые родители!
- Настраивайте своего малыша на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
- Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше старайтесь забирать домой.
- Создать для него в семье спокойный, бесконфликтный климат.
- Щадить его ослабленную нервную систему.
- Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.
- На время прекратить походы в цирк, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.
- Не кутайте ребенка, а одевайте его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
- Создать для него в воскресные дни дома режим такой же, как в детском саду.
- Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
- При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к педиатру.
- При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания врача.
Что еще важно знать об адаптации
Во-первых, что такое адаптация? Адаптация – это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому дети раннего возраста часто болеют).
Во-вторых, существует такое понятие как прогноз адаптации.
- Медицинский прогноз - составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте;
- Психолого-педагогический - составляется в учреждении дошкольного образования педагогом-психологом и воспитателями группы в процессе наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение трех-пяти дней, отражается на индивидуальном листе адаптации, также учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера (ЗРР, анемия, аллергия, диатез).
При составлении прогноза адаптации самостоятельно, вам, уважаемые родители, необходимо учесть следующие неблагоприятные факторы для детей раннего возраста:
- частые заболевания матери;
- несоответствие домашнего режима ясельному;
- токсикоз 2-ой половины беременности;
- заболевания матери во время беременности;
- вредные привычки;
- недостаток эмоционального общения в первый год жизни;
- резкие отношения между родителями;
- раннее искусственное вскармливание;
- вторая и третья группа здоровья;
- заболевания ребенка в первый год жизни;
- отставание в нервно-психическом развитии (например, диагноз задержка речевого развития – ЗРР).
При наличии 4 – 5 и более факторов риска, особенно с 1 по 6, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации.
Адаптация закончена, если:
- у ребенка стабильное положительное психоэмоциональное состояние в течение недели, т.е. ваш ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
- у него отсутствуют заболевания;
- есть динамика массы тела;
- динамика психомоторного развития.
Но самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад.
Готовность родителей
1.Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом – возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития» – да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается, только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п.
2. Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе - возможность погордиться за ребенка «Вот какой молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит, может постоять за свое имущество».
3. Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор (а сколько их вокруг?), парк, центр города, просто прогуляться по городу пешком и т.д.
4. Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.
5. Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».
6. Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребенку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Посетите педагога-психолога учреждения, проконсультируйтесь с медицинской сестрой, сами получите как можно больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени. Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.
Итак:
1. Если вы учли все предыдущие рекомендации, то уже 90% самого сложного позади.
2. Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или воспитатель детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.
3. Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.
4. Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
5. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.).
Берегите нервную систему ребенка! Терпения вам и оптимизма! Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы.
Подготовка ребенка к детскому саду
Как известно, дети растут быстро. И вот наступает момент, когда ваша семья оказывается на пороге совсем другой жизни.
Маленький ребенок ни физически, ни психологически не готов к новому этапу в жизни. Поэтому следует заранее ознакомиться с правилами оформления детей в ясли. Оформление должно начинаться за 3 месяца до поступления ребенка в дошкольное учреждение.
Родителям нужно посетить педиатра в поликлинике и узнать о подготовке в дошкольное учреждение заранее, а не накануне поступления, чтобы лучше подготовить своего ребенка.
Дети с отклонениями в состоянии здоровья, с проявлениями рахита, диатеза, анемии, аллергии должны готовиться дольше; самое минимальное время на подготовку – 2 месяца до поступления.
За это время нужно ознакомиться с распорядком дня той группы, которую будет посещать ваш ребенок, и постепенно постараться приучить его к этому распорядку.
Психологи, методисты и вдумчивые родители единодушны: малышу от 3 лет гораздо лучше ходить в хороший детский сад, чем сидеть дома с мамой и бабушкой или няней.
Ознакомьтесь с примерным меню. Уточните, меняется ли оно в зависимости от времени года, смогут ли организовать для ребенка щадящее питание, если он в этом нуждается, что нужно исключить и чем можно заменить плохо переносимые продукты.
Постарайтесь научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми при помощи простых фраз: «А как тебя зовут?», «Давай играть вместе!»
Учите ребенка постоять за себя, делиться, но знать, что свое, а что чужое.
Придя в сад, не спешите! Покажите ребенку его шкафчик, не торопясь, разденьтесь; вместе загляните в группу, детей обычно прельщает обилие игрушек, и малыш на время может забыть о маме. Дайте ребенку несколько минут осмотреться, спокойно попрощайтесь и уходите. Пообещайте малышу забрать его заранее. Чтобы ему легче было ориентироваться, поделите время его пребывания на короткие промежутки: сначала ты позавтракаешь, потом позанимаешься, а когда вы пойдете гулять, я за тобой приду. Не опоздайте, если назначили время. Иначе ребенок может страдать, плакать, ожидая вас.
Одна из основных проблем – частые болезни ребенка. Это случается почти со всеми детьми в первые месяцы посещения детских учреждений. Ведь только к 4 или 6 годам ребенок сможет хорошо противостоять инфекциям. А когда вместе собирается 15–16 и более малышей с их несовершенными иммунными системами, ОРЗ или ОРВИ уж никак не избежать. А какими будут заболевания малышей – частыми, редкими, незначительными, – зависит только от родителей. Потому что детей нужно готовить к выходу в социальное пространство, где много других людей, здоровых и больных, и где много инфекций. В детском саду иммунная система ребенка знакомиться с чужой микрофлорой, которая отличается от микрофлоры родителей и ближайших родственников. Правда, после того, как ребенок несколько раз переболеет ОРЗ, у него постепенно вырабатывается иммунитет против «садовских» болезней. Меньше болеют в саду закаленные дети. Но не все родители закаляют своих детей. Не все знают, что научить ребенка ходить босиком дома по ковру или ковровой дорожке, а потом по полу, очень важно. Важно еще и потому, что одновременно вы проводите профилактику плоскостопия.
Необходимо научить ребенка чистить зубы (а чистить нужно начинать тогда, когда появится первый зуб). Ведь чистка зубов не только элементарная гигиеническая процедура, но и профилактика кариеса, а если она проводится с помощью воды из-под крана, то это и закаливающая процедура.
С 2-летнего возраста нужно научить ребенка полоскать полость рта. Сначала кипяченой водой, потом водой из-под крана. Это тоже закаливающая процедура и одновременно профилактика аденоидов и гипертрофии миндалин.
Учитесь правильно одевать детей, соблюдая слойность одежды. Не кутайте их, не перегревайте. Тогда ваш ребенок будет закаленным и болеть будет реже.
Умывание тоже процедура закаливающая. Нужно научить ребенка утром и вечером мыть не только кисти рук, но и предплечья, а с апреля-мая можно учить каждый день во время умывания мыть плечи. Кроме того, весной и летом можно мыть еще и шею, а когда ребенок подрастет, то и верхнюю часть груди. Постепенно эта процедура может стать круглогодичной.
Есть еще эффектная закаливающая процедура – обливание стоп. Ее следует начинать с обтирания стоп слегка отжатой губкой или полотенцем, смоченным водой, а через неделю перейти непосредственно к обливанию стоп. При этом стопы лодыжек погружают в таз с водой комнатной температуры на 1 минуту, а затем растирают полотенцем до ощущения теплоты. Продолжительность процедуры увеличивается ежедневно на 1 минуту и доводится до 10 минут. Температуру воды снижают на 1ºС каждые 3 дня. Во время ножных ванн рекомендуется непрерывно переступать с ноги на ногу. Есть и другие способы закаливания водой, воздухом, солнцем. С ними вас могут ознакомить педагоги дошкольного учреждения и медсестра. И помните! Закаливание нужно проводить в течение всей жизни, видоизменяя способы и методы его в зависимости от возраста.
Противостоять ОРВИ, ОРЗ и детским инфекционным заболеваниям помогут профилактические прививки. Нужно только помнить, что вакцинацию ребенка следует проводить на 1 месяц раньше предполагаемой даты поступления в сад. Если прививка не сделана хотя бы за 2 недели до поступления в сад, то лучше отложить ее до окончания периода адаптации.
Очень важно соблюдать распорядок дня. Дома он должен быть максимально приближен к распорядку дошкольного учреждения. Это не значит, что все должно быть ежедневно и минута в минуту. Однако нужно знать, что дневной сон должен быть полноценным, а прогулки – каждый день, в любую погоду (зимой – 2 прогулки в день, летом – практически весь день).
Научите малыша мыть руки с мылом перед едой, после посещения туалета, после прогулки, после сна и перед сном. В целом это около 16 раз в сутки. Нужно, чтобы он умел держать ложку в правой руке, хлеб – в левой, а закончив есть, умел вытереть рот салфеткой; важно приучить малыша пользоваться носовым платком и расческой.
Итак, ребенок пошел в сад. Вероятно, что в первые дни он будет приходить домой перевозбужденным, поэтому тщательно продумывайте его досуг, а в вечерние часы организовывайте тихие, спокойные игры, читайте книги, слушайте музыку. Попросите родственников и друзей не навещать вас по вечерам в будние дни. Помните, ребенок и так устал от общения с посторонними. Воздерживайтесь от совместных походов по магазинам и гостям – для этого есть выходные.
В течение 1-й недели ребенок должен находиться в группе не более 3 часов в день. А чтобы он смог оставаться в саду на целый день, потребуется 2–3 недели (на адаптацию). Адаптация к детскому саду – вещь исключительно индивидуальная. Однако, если малыш привык общаться с детьми до сада, не боится людей, активно включается в игру, адаптация пройдет легко. Если же ребенок психологически не готов к саду (замкнут, тревожен, избегает детей, с трудом вступает в контакт, мало разговаривает) поступление в сад может привести к нервным перегрузкам, частым болезням, снижению иммунитета. Потому к пребыванию в детском коллективе нужно готовить всех детей. Тогда, возможно, адаптация будет спокойной и безболезненной.
Клименко Марина Валерьевна, педагог-психолог