Музыка в семье, Музыкальная педагогика
Чем раньше музыка войдет в жизнь ребенка, тем глубже и прочнее она займет место в его душе.
Н. Ветлугина
Пожалуй, нигде потеря времени не сказывается с такой очевидностью и с таким драматизмом, как при воспитании ребенка. Взрослый человек, провалявшийся на диване с пустой книжонкой, возможно, наверстает это время, если ляжет спать попозже. Ребенок, оставшийся за бортом воспитания, независимо трудового, нравственного, физического или музыкального, теряет какие-то драгоценные качества личности, которые уже не вернуть.
Особенно необратимые последствия имеет потеря дошкольных лет.
Макаренко считал, что время, упущенное для воспитания до пяти лет, уже невозможно восполнить.
Не случайно среди педагогов-музыкантов такой популярностью пользуется ответ известного венгерского композитора ЗолтанаКодая на вопрос: «Когда можно начинать музыкальное воспитание?» «За девять месяцев до рождения ребенка. А еще лучше за девять месяцев до рождения его матери».
- Первые впечатления.
С самого рождения ребенок попадает в мир, полный звуков. Это голос матери и отца, поскрипывание кроватки, звон погремушек, стук швейной машинки, шум машин за окнами и множество других самых различных голосов и звуков — сердитых, нежных, резких, громких, тихих, взрослых, детских. Через эти звуки младенец вслушивается в окружающий мир и пытается его понять. Уже в раннем детстве, еще не улавливая смысла слов, ребенок тонко чувствует интонацию, мелодику человеческой речи. Вы можете ласково говорить с ним по-японски — малыш будет улыбаться и тянуться ручками.
Скажите то же самое сердито — он испугается, заплачет.
Из огромного мира звуков особенно влекут младенца музыкальные звуки.
Выдающийся русский физиолог В. М. Бехтерев считал, что для развития музыкальности ребенку надо давать слушать музыку с первых дней жизни. Чтобы определить, подходит ли эта музыка самому юному слушателю, В. М. Бехтерев предлагал: «Маленькие дети живо реагируют на музыку. Одни произведения вызывают их плач и раздражение, другие радостные эмоции и успокоение. Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных произведений».
Новейшие психолого-педагогические данные подтвердили, что дети реагируют на музыку очень рано. Особенно активно маленькие дети воспринимают ритмическую сторону музыки. Был проведен эксперимент, во время которого новорожденным давали слушать записанное на магнитофонную пленку биение сердца спокойной, а потом взволнованной матери. В первом случае новорожденные музыканты успокаивались, затихали. Во втором — нервничали, бурно реагировали. Врачи советуют делать зарядку с самыми маленькими под ритмичную, жизнерадостную музыку. Замечено, что при этом они выполняют упражнения с особым удовольствием.
Вот вы включили проигрыватель. Малыш обернулся к источнику звука, ищет его. Если музыка понравилась ему, — радуется, успокаивается. Но уже через 20 — 30 секунд внимание ребенка ослабло. Он больше не слушает. Это означает, что музыку надо выключить. Малыш растет и внимание его становится все более устойчивым.
Теперь время слушания музыки можно увеличить. Очень важно, чтобы в комнате, пока звучит музыка, была тишина и ничто ме отвлекало ребенка. Нельзя, чтобы домашние ходили по комнате. Желательно также на время слушания музыки убрать из поля зрения ребенка игрушки, погремушки и другие отвлекающие его предметы.
Ни в коем случае нельзя, чтобы даже самая приятная и любимая музыка звучала слишком громко. Неокрепшей нервной системе малыша противопоказаны и какие бы то ни было резкие звуковые эффекты.
Уже в три-четыре месяца малыш не только прислушивается к музыке, но и воспринимает ее эмоционально. При звуках колыбельной лежит тихо, спокойно. Под живую, веселую музыку улыбается, радуется. Интересное, веселое содержание музыки побуждает самых маленьких к разнообразным проявлениям активности (эмоциональные возгласы, подпевание, игры плясового характера). Музыка для детей уже с этого возраста тесно связана с движением, танцем. Вы доставите большое удовольствие маленькому, еще даже не умеющему сидеть ребенку, если возьмете за кисти рук и под веселую музыку будете их сгибать и разгибать. Услышав ритмичную танцевальную музыку, малыш, едва научившись сидеть, начнет склонять тело, подгибать коленки, раскачивать кроватку.
С большим интересом ребенок до года слушает музыку, под которую ритмично движутся взрослые с платком, флажком или бубном. Взрослого с успехом может заменить кукла. Под марш кукла марширует, под вальс делает танцевальные движения. Под песню игрушечная птичка поет, а после окончания музыки «улетает». Очень удобны так называемые петрушечные куклы, которые надеваются на пальцы и движутся особенно выразительно. Музыка постепенно входит в жизнь ребенка. Он уже затихает и выжидательно, с нетерпением смотрит на проигрыватель, который собираются включить родители.
Первые и очень важные музыкальные впечатления ребенка связаны с пением матери. Веками матери пели у колыбели ребенка самые нежные, самые задушевные песни. И первые музыкальные воспоминания связаны у многих детей с ощущениями счастья, любви, нежности.
Сегодня песня все больше уходит из семейной жизни. Матери стали петь реже. А жаль. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, когда есть проигрыватель и магнитофон, и что вообще петь у колыбели не современно. Но если вы хотите, чтобы ребенок полюбил музыку, чаще пойте ему у колыбели. Надо сделать так, чтобы с самого раннего детства ребенок реагировал на музыку, как на что-то приятное и радостное.
Интересный пример раннего слушания музыки приводит в журнале «Семья и школа» В. Алферова.
Грише давали слушать музыку Баха (выбор композитора был случаен) с двух месяцев. Мальчику нравилось слушать — он поворачивал головку, улыбался. Уже с четырех месяцев проявляется избирательная способность малыша: у него свои любимые пластинки — Бах, Вивальди, скрипичные концерты. Причем пластинку Вивальди он любил слушать только с одной стороны. Родители уходили в другую комнату, занимались своими делами и узнавали об окончании пластинки по плачу младенца.
В девять месяцев Гриша с удовольствием слушает песни, пытается напевать. В год чисто поет «Елочку», «Заиньку». К четырем годам мальчик знает много песен. Среди его любимых композиторов Бах, Вивальди, Мусоргский, Гайдн. Гриша не вундеркинд. Знаю немало примеров, когда правильно поставленное раннее слушание музыки, подкрепленное большой заинтересованностью родителей, способствовало активному развитию музыкального слуха, памяти.
На втором году жизни дети могут уже сами баюкать куклу или плясать с ней в зависимости от характера музыки. В этом возрасте малыши не любят сидеть неподвижно, и потому слушание музыки можно построить в виде игры. Вы ставите пластинку и слушаете секунд двадцать—тридцать. Потом накрываете проигрыватель чем-нибудь (куском материи, марлей и т. п.) и говорите маленькому слушателю: «Где музыка? Нет музыки». Ребенок с удовольствием принимает игру и, радуясь, что ситуация ему ясна, бежит или ползет к проигрывателю и сдергивает покрывало. Потом возвращается обратно и ждет, чтобы вы снова включили музыку. После такого подвижного момента он слушает музыку с новым интересом.
В два года движения ребенка получают значительное развитие. В пляске малыши могут быстро и неглубоко приседать, как бы пружиня на ногах, топать ножкой, поворачиваться, переступать на одном месте. Они начинают плясать, услышав плясовую музыку, и приглашают на танец взрослых. Старайтесь не отказать в этом маленьким, даже если у вас много дел или неважное настроение. Тем более что от такой пляски настроение обязательно улучшится.
Многие дети в этом возрасте способны подпевать и петь самостоятельно. Старайтесь подбирать им песенки с несложным текстом, повторяющимися словами: «Заинька-заинька», «ля-ля», «Машенька-Маша» и т. п. В два-три года малыши уже могут слушать музыку 15—20 минут.
Очень любят они слушать рассказы, сопровождаемые музыкальными иллюстрациями.
Вот пример такого рассказа, который можно иллюстрировать пьесами из «Детского альбома» П. Чайковского.
Маленькая девочка Верочка пошла в лес собирать цветы и ягоды. Она ходила по лесу, пела песни, и ей было очень весело. (Звучит «Итальянская песенка») Так постепенно она зашла далеко и заблудилась. И вдруг Вера увидела избушку на курьих ножках. В этой избушке жила злая Баба-Яга. (Звучит пьеса «Баба-Яга») Баба-Яга увидела девочку и сказала: «Заходи ко мне в дом. Будем жить вместе». Но девочка догадалась, что это Баба-Яга и что ей нельзя верить, и сказала: «Нет! Я не пойду к тебе». Тогда Баба-Яга схватила девочку за руку и силой потащила к себе в избушку. Но в это время мимо избушки по лесу проходили веселые и храбрые солдаты. (Звучит «Марш деревянных солдатиков») Они прогнали злую Бабу-Ягу, спасли девочку и показали ей путь домой. Дома девочку с нетерпением ждала ее мама. (Звучит пьеса «Мама»)
При правильном музыкальном развитии дети в три года перед слушанием музыки устраиваются поудобнее, замолкают. Они узнают знакомую музыку, радостно сообщают об этом взрослым, могут высказать о музыке свое впечатление. Например: «Хорошая песенка», «Там поет птичка» и т. п.
Если вы не приобщили малыша к слушанию музыки в самом раннем детстве, то приступайте к этому сегодня, когда вашему ребенку четыре, пять или шесть лет. Дети разные. Одни общительные, все любят делать вместе, другие ищут ответ на интересующий их вопрос самостоятельно. Первых большинство. Вот бегает по квартире этакий комочек энергии, и кажется, ничто не в силах остановить его внимание надолго. Но вот он видит, что вы сидите неподвижно и слушаете музыку. Общительные дети не выдержат и спросят обязательно:
— Что ты делаешь?
— Слушаю музыку.
— Какую музыку?
— Это симфония.
— Какая еще симфония?
— Симфония — это когда много инструментов играют вместе, рассказывая о важных событиях.
— А это интересно?
— Очень.
Дальше ребенок, конечно, спросит:
— Можно, я послушаю?
— Можно, только не балуйся. Не разговаривай. А если тебе надоест, потихоньку уйди.
Такой способ приобщения к музыке дошкольников, пожалуй, наилучший. Ребенок на примере взрослых усваивает, что музыку слушают внимательно. При этом не разговаривают, не мешают другим. Большое воспитательное значение имеет и то, что дети видят, как взрослый, который всегда так занят, так торопится, слушает музыку сосредоточенно, не отвлекается, не подходит к телефону. Личный пример взрослых важнее самых красноречивых слов.
Иногда считают, что совсем не обязательно объяснять ребенку, что такое симфония. Все равно он не поймет. Возможно, ребенок не поймет, в чем сущность симфонии. Но он узнает, что такая форма существует и что музыка имеет разные формы. Усвоение знаний о музыке, о музыкальных инструментах, о композиторах и музыкантах — важный этап формирования у дошкольника музыкальной культуры.
Какую музыку давать слушать в дошкольном возрасте? Правильно ответить на этот вопрос важно, так как музыкальный вкус малышей еще только формируется, и они не способны отличить хорошую музыку от второстепенной, неинтересной. Можно сказать, что зарождающийся музыкальный вкус детей зависит от музыкального вкуса родителей.
Прежде всего, это должна быть высокохудожественная музыка, лучшие произведения музыкальной культуры. К музыке для детей вполне подходит определение, которое дал С. Маршак для детской литературы: «Она должна быть написана, как для взрослых, только намного лучше».
Методисты рекомендуют, чтобы музыка, которую слушают малыши, отличалась ясной мелодией, светлым характером, четкой формой. Сказанное не означает, что детям можно давать слушать только простую, элементарную музыку, специально написанную для них. Нельзя искусственно ограждать дошкольников от классической музыки. Ребенок может и должен слушать и Чайковского, и Бетховена, и Моцарта. Надо, чтобы с детства его слух был воспитан на классике, приучен к настоящей, хорошей музыке. Круг музыкальных вкусов детей в отличие от взрослых не ограничен устоявшимися привычками.
Знаю семью, в которой девочка, оставаясь одна, не плакала, если ей включали музыку Шопена. В другой семье папа увлекался современной музыкой и любимым композитором его шестилетней дочки был Хиндемит. Мой сын в три года больше всего любил слушать «Лунную» сонату Бетховена.
Есть для дошкольников и много хорошей музыки, специально написанной для них. Это комплекты пластинок для слушания музыки в детском саду, музыкальные сказки, песни.
В формировании интереса детей к музыке большую роль могут сыграть музыкальные радио- и телепередачи. Узнав заранее о такой передаче, подготовьте к ней ребенка, расскажите о композиторе, чья музыка будет исполнена, либо о самом музыкальном произведении. Отложите на это время все дела и постарайтесь создать праздничную, радостную обстановку, чтобы встречи с музыкой стали для малышей ярким событием.
О музыке дошкольникам говорить непросто. При этом должны быть, как минимум, соблюдены два условия: рассказ должен быть доступным и увлекательным.
Вот, скажем, как можно рассказать ребенку о «Марше деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П. Чайковского: «У Петра Ильича Чайковского был племянник Володя Давыдов. Ему и посвящен «Детский альбом».
Володя достал из коробки солдат. Они стоят ровно в ряд, ружье на плече и ждут команды. Прозвучала команда, и солдаты пошли. Послушай музыку и услышишь, как легко и бодро они идут: «Раз! Два! Раз! Два!» Солдаты весело проходят мимо Володи, который принимает парад».
От рассказа зависит заинтересованность ребенка, а следовательно, его настроение.
О настроении хочется поговорить особо. Сегодняшнее, сиюминутное настроение играет у детей значительную роль при слушании музыки. Одна и та же музыка, доставляющая удовольствие и радость в удачный, солнечный день, может вызвать у ребенка раздражение в день пасмурный, к тому же наполненный неприятностями. Особенно большое значение имеет настрой родителей. Если вы с нетерпением и радостью ожидаете концерта по радио или телевидению, то ваше отношение передается ребенку.
И. П. Павлов писал, что «дети очень тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции».
И еще один совет. Не стоит давать детям слушать сразу много новых произведений. Даже самая хорошая музыка не воспринимается в слишком больших количествах. Обилие новых впечатлений притупляет музыкальную отзывчивость ребенка, вызывает пресыщение.
- Спасти в детях песню и танец.
Кроме слушания музыки, другими доступными в раннем детстве видами музыкальной деятельности являются пение и танец. Проблема здесь стоит именно так, как сформулировано в заголовке, — надо не столько научить детей петь и танцевать, сколько спасти в них песню и танец. Сначала о песне. Малыши очень музыкальный народ. Они имеют музыкальные способности, о которых мы даже не подозреваем, и прямо-таки обожают петь. Душа ребенка очень чувствительна к песенной интонации, и нередко правильно петь маленькие музыканты начинают уже в два-три года. Сначала они поют песни так, как слышат, но постепенно в пении все больше проявляется индивидуальность малыша. Иногда дети разыгрывают целые спектакли, держа в руках какой-нибудь предмет вместо микрофона и исполняя песни, которые им нравятся.
Пение занимает важное место в жизни ребенка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства, вкус. Кроме того, раннее пение — это важный способ развития музыкальности, подготовка к восприятию серьезной музыки.
Несколько слов об особенностях голосового аппарата ребенка.
Это инструмент нежный и хрупкий. Воздух превращается в звук, проходя через связки гортани. Связки прикрепляются к краям гортани мышцами, и их формирование происходит от пяти до двенадцати лет. Таким образом, до двенадцати лет дети поют за счет тонких и слабых голосовых связок, которые легко перенапрячь, «сорвать». Поэтому нельзя петь громко, особенно на улице в холодную и сырую погоду.
Решающее значение в выработке культуры пения имеет пример родителей. На экзамене в музыкальную школу семилетняя девочка неожиданно начинает очень громко, с надрывом петь лирическую, задушевную песню. Девочка здесь ни при чем. В таком исполнении она слышала песню от взрослых и подражает им. Иногда родители даже ругают малыша, если он поет тихо: «Что ты там мурлычешь под нос? Поешь — так пой». И ребенок постепенно привыкает к мысли, что петь громко — это значит петь хорошо.
Берегите детский голос! Помните, что, «сорвав» его, дети уже не смогут петь всю жизнь!
Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. О значении такого пения для приобщения к музыке писал С. В. Образцов в своих воспоминаниях: «Вечерами мы собирались вместе и пели. Песен мы знали очень много. Это были самые приятные минуты детства. Песня и привела меня в мир музыки».
Исполняя песни в семейном хоре, старайтесь не заглушить голос малыша. Чтобы помочь ребенку научиться петь, лучше всего петь вместе с ним. Конечно, это, во-первых, должны быть песни интересные в художественном отношении, а, во-вторых, доступные пониманию ребенка и его голосу. Если у вас есть инструмент, то постарайтесь найти такие песни, в которых мелодия не выходит из наиболее удобного для дошкольника диапазона от «ре» первой до «до» второй октавы. Прежде чем петь, прочитайте ребенку с выражением слова песни. Убедитесь, что он понимает все, о чем поется в ней. Хорошо, если кто-то из членов семьи сможет вам проаккомпанировать.
При пении следите, чтобы голос ребенка совпадал по звучанию с вашим голосом или, если вы играете, со звучанием инструмента. Если маленький певец поет фальшиво, укажите, в чем ошибка малыша, но не ругайте его. Ребенок не уверен в своих силах, и неодобрение взрослых может травмировать его, надолго лишить желания петь.
Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно могут помочь доступные дошкольникам примеры из жизни. Скажем, вы хотите выучить с ребенком песню «Зайка», где запев поется медленно, плавно, а припев — в остром, прыгающем ритме. Возьмите зайку и покажите малышу, что во время запева зайка движется медленно или, к примеру, плавно катится на коньках. А во время припева прыгает. Такой показ поможет маленьким исполнителям выразительней исполнить песню. Можно использовать при разучивании песни и иллюстрации. Например, если вы учите новогоднюю песню, то пусть перед ребенком лежит картинка Деда Мороза, Снегурочки или просто зимний пейзаж. Если песенку о лете, — летний пейзаж. А если песенку о конях, петушке или лисе — изображения этих животных. Использование иллюстраций помогает малышам сосредоточить внимание, войти в образ песни.
Так же как и петь, дошкольники любят танцевать. Движения под музыку вызывают у малышей радость, желание танцевать еще и еще. И. М. Сеченов писал о прямой связи, в которой находятся слуховые и мышечные ощущения. Но большинство ребят не удовлетворяют своего стремления к танцам. В ‘школе ритмики нет. И родители зачастую относятся к танцам, как к делу несерьезному, почти бесполезному. Между тем танец улучшает осанку, развивает ловкость, умение держаться, помогает, как и пение, полнее и глубже воспринимать музыку. Не надо иметь специальных знаний, чтобы помочь малышам овладеть простейшими танцевальными движениями, чтобы поддержать в них интерес к танцу. Особенно это нужно детям, не посещающим детский сад.
Начните с показа самых простых движений. Научите детей покружиться под музыку, пройтись «русским» шагом, ритмично пристукнуть каблуком в такт. Описание танцевальных движений вы можете найти в специальных сборниках детских танцев. Часто дети танцуют, не слушая музыки. Надо обратить на это внимание. Объясните им также, что под музыку марша шагают бодро, делают резкие уверенные движения, голову держат высоко.
Под плавную музыку делают движения медленные, спокойные. Несложно из выученных простых движений составить под музыку целый танец — русский народный, польку, матросский и др.
Неплохо иногда пригласить друзей вашего ребенка и устроить групповые танцы. В этом случае взрослый или ребенок, умеющий танцевать, встает в центр круга, а все выполняют движения за ним. На праздники, семейные торжества, когда собирается много детей, можно организовать игры-хороводы, в которых танец соединяется с игрой, песней.
Описание сюжетных танцев для маленьких можно найти в журналах «Дошкольное воспитание», «Затейник» и сборнике «Музыка для детей». Многие танцы вы можете придумать сами. Главное, чтобы движения соответствовали духу ребенка, были жизнерадостными, доступными.
Танцы, пение, музыка вносят в жизнь и детей, и взрослых улыбку, хорошее настроение. Наблюдая, как дети поют и танцуют, вы узнаете о них много нового, чего не знали раньше. Потому что в песне и танце внутренний мир ребенка раскрывается наиболее глубоко и полно.
- Детские музыкальные инструменты.
Уже в три-четыре года малышей можно учить играть на детских музыкальных инструментах. Это не просто копии настоящих инструментов для развлечения. Детские музыкальные инструменты развивают слух, ритм, эмоциональную восприимчивость ребенка, в какой-то мере формируют его музыкальный вкус. В наших магазинах музтоваров продаются различные виды таких инструментов. Это и струнные (домбры, балалайки), и духовые, и ударные (ксилофон), и клавишно-язычковые (баяны, аккордеон, гармонии), и клавишные (пианино, рояль).
Дети быстро овладевают этими инструментами, подбирают простейшие песенки, прибаутки, считалочки.
Иногда родителе покупают сразу много инструментов. Ребенок мечется от одного инструмента к другому, быстро устает от избытка впечатлений и наконец все это поющее, свистящее, звенящее богатство забрасывает в угол, так и не научившись играть. Детские музыкальные инструменты следует осваивать поочередно. Пока ребенок не научился играть на одном, не стоит давать ему другой.
А сейчас давайте вместе освоим один из наиболее доступных и распространенных музыкальных инструментов — металлофон. Молоточек легко берется между первым и вторым пальцами правой руки. Чтобы извлечь тихий звук, надо слегка коснуться пластинки, громкий — ударить молоточком по пластинке сильно. Играть на металлофоне можно по слуху и по нотам, которые часто продаются в приложении к детским музыкальным инструментам.
В последнем случае маленьких учеников надо научить основам нотной грамоты.
Не стоит, однако, учить малышей нотной грамоте так, как можно учить детей школьного возраста: нота «до» первой октавы пишется на первой добавочной линейке и т. д. Это вызывает у них скуку, раздражение. Необходимы известная занимательность, увлекательное изложение материала, игровой характер обучения.
Освоив металлофон, можно переходить к другим инструментам. Детские музыкальные инструменты особенно полезны тем детям, которые плохо поют или не любят петь. Это для них лучший способ приобщения к музыке. Благодаря детским инструментам можно дать ребенку почувствовать, что музыка способна передать реальные голоса из жизни. Скажем, верхние регистры металлофона звучат, как пение птичек. А дробь барабана напоминает удары грома. Это будет первый шаг ребенка в понимании важной истины — музыка, как и всякое искусство, отражает жизнь.