Сюжетно-ролевую игру называют королевой детских игр. Поэтому воспитателю очень важно правильно ее организовать, не нарушая детского творчества. Прежде чем вы начнете проводить сюжетно-ролевую игру в одной из возрастных групп, обратите особое внимание на те задачи, которые вы будете решать в работе с воспитанниками. Они включают следующее:
развитие игры как деятельности;
расширение тематики детских игр, углубления их содержания;
приобретение положительного социального опыта;
использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;
развитие всех сторон личности: движений, всех психических процессов (мышления, воображения, памяти, речи), качеств личности и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоциональных и волевых проявлений ребёнка;
подготовка дошкольника к жизни в социуме (школьному обучению), социализация его личности.
При организации сюжетно-ролевой игры важно учитывать, что в младшем дошкольном возрасте вы должны: подобрать игрушки, позволяющие развернуть игры в семью, дом, детский сад, «шоферы», «поездка», «поезд», «у врача», «магазин» и др. Обратите особое внимание на их доступность детям и хранение их в игровых уголках в поле зрения ребенка, стимулируя его игровой замысел.
В старшем дошкольном возрасте необходимо скомплектовать игрушки по темам (для игры в школу, библиотеку, больницу, почту, спасатели и др.) Подготовить готовые комплекты, состоящие из самых необходимых атрибутов и игрушек, дополнительного игрового материала, предметов-заместителей. Не давать детям материал в готовом виде, привлекать их к этому по мере развития игры.
Необходимо обратить особое внимание на следующие моменты методики применения сюжетно-ролевой игры:
- Выбор игры.
- Оснащение (оборудование).
- Наличие предметно-игровой среды в зависимости от тематики.
- Наличие плана конспекта.
Выбор игры.
–Приступайте к разработке плана организации игровой деятельности.
–При этом учитывайте интересы детей, уровень развития игровых действий, способности развивать сюжет и др.
–Продумайте и опишите содержание игры.
–Спланируйте возможные направления развития сюжета.
–Определите игровые правила.
–Подготовьте все необходимые атрибуты для игры.
–Организуйте игровую среду.
–Создайте игровую ситуацию для возникновения игрового замысла детей.
–Организуйте ситуацию распределения ролей между детьми.
–Обговорите игровой замысел и правила игры.
–Осуществляйте прямое (младший дошкольный возраст) или косвенное руководство игровой деятельностью, следите за развитием сюжета.
–Педагогическая разработка плана игры, т.е. начальный этап педагогического конструирования: наметки сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием (старший дошкольный возраст).
–Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
–Создание воображаемой ситуации.
–Распределение ролей в зависимости от желания ребенка.
- Начало игры:
– создайте игровую или проблемную ситуацию,
– проведите предварительную беседу,
– обговорите тему предстоящей игры и т.д.
- Сохранение игровой ситуации:
используйте напоминание, указание, совет, положительную оценку, ролевое взаимодействие и др.
- Завершение игры:
– положительная оценка,
– анализ ролевых и товарищеских взаимоотношений.
Вопросы к анализу:
- Начало игры: как был создан интерес к игре; соответствие выбранных приёмов возрасту детей, уровню развития игровых умений.
- Подготовка к игре: создается специально; дети действуют в воображаемой ситуации; создается по ходу игры. Соответствие подготовки возрастным особенностям детей.
- Какие воспитательные задачи решались в ходе игры?
- Помогали ли методы и приемы руководства игрой развитию сюжета, игровых умений, формированию взаимоотношений детей?
- Были ли реализованы в ходе игры принципы гуманистической педагогики?
- Уровень развития игровых, отобразительных умений детей; умение использовать различные средства для воплощения образа героя (речь, мимика, жесты, элементы костюмов и т.д.).
- Увлеченность детей игрой, насколько был реализован индивидуальный подход к детям.
- Конец игры, ее завершенность, к какой деятельности перешли дети после игры.
- Оценка воспитателем деятельности детей в игре, ее соответствие возрасту, целям руководства, принципам личностно-ориентированного подхода.
- Предполагаемая последующая работа воспитателя над развитием игровой деятельности.
- Предположения, рекомендации:
Можно ли повлиять на ролевое поведение детей в игре, и каким образом?
В чем может проявиться творчество детей в игре?
Что вы открыли сегодня для себя, организуя с детьми сюжетно–ролевую игру?
Какие приемы руководства Вы считаете наиболее эффективными?
Какие трудности возникли у Вас при руководстве данным видом игры?
Какие ресурсы своей педагогической деятельности Вы обнаружили?
Что изменилось в Вашем отношении к данному виду игровой деятельности?
Как можно преобразовать предметно-игровую среду, чтобы повлиять на развитие сюжета и содержание игр дошкольников?
Критерии оценки:
игра соответствует возрасту ребенка;
вовлеченность в игру (количество человек – участников игры);
соблюдение алгоритма игры;
эмоциональная насыщенность соответствует замыслу игры;
особенности поведения детей в игре, подчинение правилам игры;
степень удовлетворённостью игрой.
Показатели эффективности:
Замысел возникает по инициативе самого ребенка, обсуждает его с партнерами по игре, учитывая его точку зрения. Формулировка игровой цели и игровой задачи, устойчивость замысла, использование импровизации в игре.
Основное содержание игры, его разнообразие, соотношение предметных, бытовых и отражающих общественные отношения действий.
Сюжет игры. Разнообразие, устойчивость и развёрнутость сюжета. Умения ребёнка совместно строить и творчески развивать сюжет игры.
Игровая роль обозначается словом через ролевую речь, предметные действия, мимику. Степень развернутости ролевого диалога, его длительность, умение передать характерные особенности персонажа.
Взаимоотношения, их численность, устойчивость и характер.
Игровые действия: степень обобщённости, развёрнутости, разнообразия, адекватности.
Отношение к правилам: умения выполнять их с взятой на себя ролью, следить за выполнением правил другими детьми.
Достижение результата игры, умение соотносить его с замыслом.
Возможные риски:
Бедность сюжетов детских игр, их однообразие.
Отражение в игре отрицательных сторон жизни взрослых, подчинительная позиция отдельных детей в игре, где они выступают пассивными участниками.
Частые конфликты по поводу распределения ролей, выполнению правил, обладанию игрушкой и др.
Как избежать:
Обогащение детского опыта за счёт расширения, уточнения и систематизацию знаний об окружающем.
Развитие игровых умений у детей.
«Алгоритм организации сюжетно-ролевых игр»
- Задачи руководства:
– расширение представлений об окружающем;
– формирование игровой деятельности:
а) развивать сюжет;
б) обучение игровым действиям;
– формирование взаимоотношений.
- Подготовка к игре:
– приемы, направленные на обогащение впечатлений:
а) составление плана-сюжета по теме игры по этапам;
б) определить сопутствующие сюжеты;
– атрибуты к игре;
– оборудование места игры.
- Ход игры:
– приемы создания интереса к игре;
– сговор на игру:
а) определение плана-сюжета;
б) планирование игры;
в) распределение ролей;
г) создание воображаемой ситуации
– приемы обучения игровым действиям;
– приемы поддержания и развития игры:
а) внесение дополнительных атрибутов;
б) участие педагога во второстепенных ролях;
в) показ новых игровых действий;
г) напоминание, вопросы;
д) введение новых игровых ситуаций;
е) оценка;
– приемы формирования взаимоотношений в игре:
а) напоминание о взаимоотношениях;
б) направление на внимание друг к другу;
в) поощрение вежливости.
- Окончание игры:
– краткий итог работы в ролях;
– перевод интереса детей к следующему виду деятельности.
- Оценка игры:
– оценка взаимоотношений;
– оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью.
Рекомендации по организации
сюжетно-ролевой игры "Школа" для детей 5-7 лет
Цель: расширение представлений о школе Задачи: - формировать умение творчески развивать сюжет игры путем придумывания сюжета игры; - косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений на равноправном партнерстве - формирование ролевого взаимодействия с введением новых ролей: учительница - учительница соседнего класса, директор - учитель, ученики - ученики и др.; Назначение: данная разработка может быть полезна воспитателям старших и подготовительных групп Дизайн пространственной предметно-развивающей среды: Групповое помещение, ученические парты, стол для учителя, стулья. Маленькие куклы игрушки для учеников, средняя кукла – учитель, мини-тетради, мини-книги (изготовленные детьми) Предварительна работа: • экскурсия в школу (обзорная); • посещение уроков; • экскурсия на территорию школы; • составление макета - модели класса; • приглашение учителя в группу к детям. Методы, приемы, условия для развития игрового творчества: беседа о школе с рассматриванием иллюстраций; - д\и: «Четвертый лишний» (школьные принадлежности), «Собери портфель», «Школа». - Рассматривание фотографий, сделанных при посещении школы, обговаривание профессий людей, работающих в школе. - Распределение ролей, смена ролей в процессе игры, основная роль поручается ребенку. - ведение воспитателем проблемных игровых ситуаций типа: «Таня не пришла в школу, она заболела, как поступят одноклассники?» и др.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Школа»
Цель:
- развивать речь, творческую активность,
- расширить, уточнить и конкретизировать представления детей о школе.
- воспитывать доброжелательность, любовь к школе;
- прививать уважение к труду учителя и труду работников школы.
- вызвать интерес, желание учиться в школе.
Дизайн пространственной предметно-развивающей среды: Групповая, ученические парты, стол для учителя, стулья, доска, указка.
Игровой материал: игрушечная посуда, спец. одежда для персонала школьной столовой, портфели, буквы, слоговые карточки для учеников, журнал для учителя, колокольчик, лего-дупло конструктор, машины, куклы, домик барби.
Предварительная работа:
- Экскурсия в школу (обзорная);
- Беседа о школьных принадлежностях.
- Беседа о том, какими качествами должен обладать учитель.
- Беседа о профессии повара, о работающем персонале в школьной столовой.
- Сюжетно-ролевая игра «Школа».
- Сюжетно-ролевая игра «Столовая».
- Самостоятельная организация игровой обстановки в совместной деятельности с воспитателем.
- Изготовление игрового материала.
Игровые роли: Девочка «Катя», учитель, ученики, повара.
Беседа перед игрой:
Сюрпризный момент.
(В группу заходит девочка школьница (взрослый) с портфелем)
Девочка: Здравствуйте ребята!!!! Меня зовут Катя!!! Я 1-го сентября собираюсь в школу, только вот о школе нечего не знаю. Вы мне расскажете? Дети: Да!
Девочка:- Что же происходит в школе?
У вас в детском саду группа, а в школе (класс).
В саду воспитатель, а в школе? Дети: (учитель).
Девочка: А что в школе проводит ? Дети (уроки ).
Девочка: Когда заканчивается первый урок, что начинается? Дети: (перемена).
Девочка: Что делают на перемене?
Дети: Отдыхают, играют, ходят в столовую.
Девочка: Что будет происходить в школьной столовой?
Дети: Там повара готовят завтрак и обед для школьников. Работники столовой накрывают стол для учеников. Ученики во время перемены могут попить чай с бутербродом, поесть кашу и т.д.. Персонал, работающий в столовой, к посетителям обращается вежливо, а ученики не забывают благодарить за вкусную еду.
Во время перемены можно поиграть в игры по желанию детей.
Девочка: Спасибо ребята, побегу расскажу своим друзьям про школу. До свидания ребята. Уходит.
Ход игры:
Воспитатель: - Дети, в следующем году вы пойдёте в школу. А как вы думаете, что нужно для поступления в школу? (Ответы детей).
Воспитатель: - А чем дети занимаются в школе? (Ответы детей).
Воспитатель: - Где проходят уроки?
Дети - в классе.
Воспитатель: - Правильно, ребята! А кто проводит уроки?
Дети - учитель.
Воспитатель: - Я вам предлагаю поиграем в «школу». Будем распределять роли.
Воспитатель: - ребята, кто хочет быть учителем!
Воспитатель дает возможность детям самостоятельно распределять роли.
Воспитатель - сколько много желающих.
Давайте выберем считалкой:
Гномик золото искал!
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал, - как же быть!
Выходи! Тебе водить!
Воспитатель - Варвара, ты будешь учителем, а остальные дети будут учениками.
(Получившим роль детям прикрепляется стикер с соответствующим названием.)
Воспитатель - дети начинаем игру, но вначале давайте построим класс (Дети расставляют столы(парты) стульчики)
Дети выходят из группы. Учитель занимает место за учительским столом.
Звучит песня о первоклассниках.
"Звенит звонок"
Дети заходят в воображаемый класс, становятся возле парт.
Приветствуют учителя.
Урок 1. Обучение грамоте.
Учитель представляется, предлагает присесть за парты, ученики занимают свои места.
Учитель открывает журнал и проводит перекличку, называя каждого ученика
1задание. Д/игра «Назови букву». Учитель показывает детям по одной букве и просит детей назвать ее, определить звонкая буква или глухая, гласная или согласная. Дети отвечают.
2 задание. Д/игра «Прочитай слоги». Учитель раздает карточки со слогами и предлагает каждому ученику прочитать. Если ученик затрудняется, то учитель помогает прочитать.
В конце урока учитель подводит итог, и ставить оценки в журнал.
"Звенит звонок"
Учитель объявляет о начале перемены. Напоминает детям, чтоб приготовились к следующему уроку, и предлагает пойти обедать в столовую (возможно – сладкое угощение).
Воспитатель предлагает выбрать повара. И пока в столовой накрывают столы. Дети играют в классе в игры. Повар приглашает в столовую по завтракать. Дети идут в столовую и садятся за столы. После завтрака возвращаются в класс
"Звенит звонок" на следующий урок.
Воспитатель предлагает выбрать следующего учителя.
Урок 2. Рисование.
Дети занимают места в классе за партами.
Учитель: - Дети у нас сейчас урок рисования. У каждого из вас есть семья и у меня тоже. Я предлагаю вам нарисовать свою семью. А я нарисую свою.
Дети приступают к выполнению задания.
Во время выполнения детьми рисунков в группе звучит тихая, спокойная музыка.
В ходе игры воспитатель, он же и «директор» наблюдает за детьми, при необходимости вмешивается или включается в игру.
В ходе игры учителем грамоты и рисования может стать любой ребенок. Любой ученик может идти помогать в столовую, т. е. назначается повар.
Игра продолжается до тех пор, пока интересна детям.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Библиотека» в старшей группе.
Цель:
- Расширение у детей представления о труде работников библиотеки.
- Формирование умений и навыков работы с книгой.
- Способствование умению применять в игре полученные представления.
- Побуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного отношения к ним.
Задачи:
- Научить детей умению самостоятельно развивать сюжет игры «Библиотека», способствовать самостоятельному созданию и реализации игровых замыслов.
- Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом, развивать умение брать на себя роль.
- Закреплять навыки самостоятельно подбирать и правильно пользоваться атрибутами игры, использовать предметы - заместители.
- Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе, готовность прийти на помощь.
- Воспитывать чувство ответственности, дружелюбия, уважения к профессиям сотрудников библиотеки.
- Продолжать знакомство с правилами поведения в общественных местах.
- Развивать интерес к печатному слову.
- Способствовать бережному отношению к книге.
Предварительная работа:
- Экскурсия в детскую библиотеку.
- Оформление фотогазеты «В первый раз в библиотеку» /фотоотчет о походе в библиотеку/.
- Беседы-общения: «Зачем нужна библиотека», «Какие бывают книги», «Профессия – библиотекарь».
- Рассматривание иллюстраций по теме «Библиотека».
- Чтение художественной литературы. С. Жупанин «Я – Библиотекарь».
- Слушание и разучивание песен о библиотеке.
- Отбор и систематизация книг и журналов для организации мини-библиотеки в группе.
- Наклеивание на книги кармашек для книжных формуляров.
- Изготовление книжных формуляров.
- Изготовление абонементов читателя
- Изготовление читательских билетов.
- Изготовление закладок для книг.
- Подбор и вырезание картинок для наклейки в формуляры читателя /отражают тематику взятой книги/.
- Ламинирование книг для выноса на прогулку.
- Наклеивания картинок-систематизаторов на папки-уголки с подборкой книг.
- Изготовление накладной на новые книги.
- Изготовление картинок-номеров для гардероба.
- Оформление игровой зоны книжного уголка; выделение игровых зон- кабинет заведующей, абонемент, читальный зал.
- Работа в сопутствующем уголке «Речевого развития»: Запись рассказов детей по впечатлениям о прочитанном и об экскурсии в библиотеку в «Альбом слово творчества». Пополнение Картотеки новых слов. /Абонемент, стеллаж, каталог, формуляр и др./
- Оформление тематической выставки /Юбилей А. С. Пушкина/
- Организация «Книжкиной больницы».
- Домашнее задание: Рисование картинок прочитанных книгам с записью родителями впечатления ребёнка о прочитанном. Запись родителями рассказа ребёнка на тему: «О чем мне прочитала мама». Изготовление книжек- малышек.
- Ситуативные разговоры на темы: «Что делать, если ты порвал книгу»; «Если бы не было книг» и др.
Игровой материал:
Книги
Журналы
Книжки-малышки
Абонементы /формуляры читателей/
Билеты читателя
Компьютер детский
Накладная на новые книги
Портрет А. С. Пушкина
Модуль «Гардероб»
Вешалки для одежды
Картинки-номера для гардероба
Книжные формуляры
Кармашки для книг
Закладки для книг
Картинки для наклейки в формуляры читателей
Скотч, клей, бумага для ремонта книг.
Игровые роли:
Заведующая библиотекой
Гардеробщик
Водитель
Библиотекари
Читатели
Игровые действия:
- Оформление формуляров
- Прием библиотекарем заявок на книги
- Подбор и выдача книг читателям
- Работа с картотекой читателей
- Заказ новых книг и составление накладной на книги
- Приём новых книг по накладной /с использованием детского компьютера/
- Систематизация новых книг по темам
- Оформление книжной выставки «Новые книги»
- Посещение читательского зала /просмотр журналов; рисование картинок по прочитанных книгам/
Взаимодействие с родителями:
- Изготовление папок для систематизации книг
- Изготовление книжек- малышек
- Фотогазета «В первый раз в библиотеку»
- Прочтение дома с ребёнком книги, принесённой из детского сада
- Рисование картинок по прочитанных книгам с записью родителями на обороте впечатления ребёнка от книги
- Запись родителями рассказа детей на тему «О чем мне прочитала мама»
- Ламинирование книг
Ход игры:
1 вариант.
Воспитатель: Ребята недавно мы с вами ходили на экскурсию в детскую библиотеку. Работники библиотеки рассказали нам кто работает в библиотеке и как она устроена. Нам с вами очень понравилось экскурсия и мы организовали в нашей группе свою библиотеку. Мы отобрали для нашей библиотеки самые интересные книги и журналы, изготовили книжки- малышки, абонементы и формуляры читателя, на каждую книжечку наклеили книжный кармашек и сделали книжный формуляр. И сегодня я предлагаю нам с вами поиграть в библиотеку.
Воспитатель: Дети, кто работает в библиотеке?
Дети: Библиотекари.
Воспитатель: Правильно. Библиотекарь хранит и отвечает за все книги и журналы в библиотеке, он выдаёт книги посетителям библиотеки. Как их называют?
Дети: Читатели.
Воспитатель: Когда читатель выбрал понравившуюся ему книгу, библиотекарь вкладывает формуляр книги в абонемент читателя. /Воспитатель показывает образец/
После того, как читатель прочтёт книгу, он должен вернуть её в библиотеку. Библиотекарь проверяет не повреждена ли книжка, вкладывает в неё обратно книжный формуляр /показывает/. Ребята, кто запомнил, какие отделы есть в библиотеке?
Дети: Абонемент и читальный зал.
Воспитатель: Да, в абонементе книги читатели берут домой, а читальный зал нужен, чтобы в нем читать книги, которые находятся в библиотеке в одном экземпляре. Это очень ценные книги и библиотекарь не может разрешить их взять домой. Там же, в читальном зале можно посмотреть много интересных журналов.
Воспитатель: Итак, ребята, давайте поиграем. Сегодня библиотекарем буду я, а вы - читателями. Добро пожаловать в библиотеку! Включает запись песни про библиотеку и игра начинается.
В следующий раз роль библиотекаря берут на себя уже сами дети. При последующем проведении воспитатель вводит в игру новые роли и сюжеты.
2 вариант:
Воспитатель: ребята, сегодня мы вновь поиграем в библиотеку, давайте вспомним, кто кроме библиотекарей, ещё работает в библиотеке? Мы с вами пришли в библиотеку одетые, сняли наши шапочки и карточки и отдали их на хранение кому?
Дети: Гардеробщику!
Воспитатель: Правильно. Гардеробщик хранит наши вещи пока мы находимся в библиотеке. Нам он выдаёт специальные номерам. Значит для сегодняшней игры нам нужен гардеробщик.
А кто распределяет и контролирует работу в библиотеке, разрешает конфликты?
Дети: Заведующая!
Также заведующая делает заявки на приобретение новых книг. Заведующая заказывает для библиотеки новые книги, а кто их приведёт в библиотеку?
Дети: Шофер.
Воспитатель: У нас в библиотеке есть абонемемент и читальный зал, значит, нам надо выбрать двух библиотекарей. Таким образом, ребята, для сегодняшней игры нам с вами нужны: заведующая библиотекой, гардеробщик, шофер, два библиотекаря. Чтобы никому не было обидно, давайте выберем их по считалочке /выбираем/. Ребята, а остальные по желанию будут читателями. А теперь давайте играть.
Дети начинают игру.
Юля и Арина- библиотекари, договариваются между собой, кто хочет работать на абонементе, а кто в читальном зале.
Первой на работу приходит заведующая. Сегодня она должна заказать для библиотеки новые книги. Заведующая по телефону просит привезти необходимые книги в библиотеку. Шофер привозит их. Заведующая по накладной и компьютеру принимает книги и отдаёт их библиотекарям.
Библиотекари расставляют книги, оформляют книжную выставку «Новые книги».
Приглашают посетителей библиотеки пройти в абонемент и читальный зал.
Дети ,выразившиеся желание быть читателями, проходят в библиотеку, сдают вещи гардеробщику. Библиотекари беседует с читателями, спрашивают о чем они хотят почитать, советуют взять ту или иную книгу. В читальном зале дети рассматривают журналы.
При необходимости дети обращаются с вопросами к воспитателю.
Какое-то время спустя воспитатель объявляет, что сегодня а читальном зале состоится беседа о творчестве писателя и приглашает детей пройти в читальный зал, где оформлена тематическая выставка к юбилею писателя и коротко рассказывает детям о писателе и проводит анализ игры:
- Во что мыс вами сегодня играли?
- Кто работает в библиотеке?
- Как справились рябята со своими ролями?
- Вам понравилась эта игра?
При последующем проведении игры воспитатель может предложить ввести новые персонажи /например, продавец книжного магазина/ и объединить игру с другими сюжетами /например, с играми в семью, школу, детский сад, экскурсия по городу и др./