«МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ»
КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
рекомендации для педагогов по разработке
«маршрутов выходного дня»
Когда родители могут больше времени провести со своими детьми? Конечно, в выходные дни. Каждая семья имеет свои традиции и свой опыт проведения выходных. Многие семьи выбирают совместный отдых в развлекательных центрах, в парках культуры и отдыха, походы в театр, кинотеатр, цирк. Однако такой вариант семейного досуга могут позволить себе те, кто живет в городской местности, или семьи, имеющие определенный материальный достаток, обеспечивающий возможность организации поездки всей семей в областной центр или столицу нашей республики.
Поэтому альтернативой для организации совместного семейного досуга может стать ближайшее природное и социальное окружение. Общение с природой, знакомство с интересными социальными и историческими объектами в том населенном пункте, где проживает семья,позволит организовать не менее интересный семейный досуг. Совместные прогулки будут способствовать развитию детского познавательного интереса и наблюдательности, формированию основ экономической и экологической культуры детей,знакомству детей и самих родителей с историей своей малой родины, воспитанию позитивного отношения к месту, где родились и живут. Правильная организация прогулок на луг, водоем, в лес, в поле, к памятнику на площади, по улицам родного города (агрогородка, деревни)обеспечит условия для укрепления здоровья и гармонизации детско-родительских взаимоотношений в семьях.
При этом важна психолого-педагогическая поддержка со стороны педагогов, направленная на информирование родителей об алгоритме проведения совместной прогулки, об особенностях выбора объектов природного и социального окружения для наблюдения с детьми, об организации разнообразных видов детской деятельности в условиях прогулки. Все это определяет актуальность областного проекта «Весёлая прогулка ВМЕСТЕ», организацию деятельности педагогов дошкольного образования по разработке «маршрутов выходного дня».
Непосредственная разработка самого маршрута включает в себя:
- определение логистики маршрута;
-отбор и обработка познавательного материала, составление перечня вопросов для беседы родителей с ребенком;
- подбор в помощь родителям литературных произведений для чтения и заучивания с ребенком;
- определение видов детской деятельности, возможность организации которых обусловлена спецификой маршрута (задания для детей и родителей во время прогулки и после прогулки);
- оформление «маршрута выходного дня».
Внедрение в практику учреждения дошкольного образования «маршрутов выходного дня» как формы работы с родителями предполагает:
- информирование родителей о «маршрутах выходного дня» посредством наглядно-информационных материалов и информационно-коммуникационных форм работы;
- получение обратной связи
в процессе общения с детьми (организация утреннего сбора в группе в понедельник: обмен впечатлениями, показ детьми программок, фотографий, буклетов с места посещения; мини-сообщения детей о месте посещения с опорой на модель или наглядный материал);
в процессе вовлечения детей и родителей в создание тематической выставочной экспозиции «Веселые выходные» («Папа, мама, я – отдыхающая семья», «Семейные выходные», «Как мы провели выходные»): оформление фотоотчетов, стенгазет, книжек-малышек, выставок поделок, вернисажей рисунков «Мой выходной день»;
- трансляцию эффективного опыта семейного воспитания на родительских собраниях, выпуск стенгазет, оформление персональных выставок, публикации в средствах массовой информации и т.п.
При разработке «маршрута выходного дня» педагогам рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:
- Определение логистики маршрута, выбор темы
Каждый маршрут должен иметь свою четко сформулированную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты маршрута в единое целое, определяет выбор игровых заданий и художественных произведений для детей.Логистика маршрута определяется с учетом его вида (пеший, велосипедный). Рекомендуемая положительность пешего маршрута для ребенка дошкольного возраста по времени –1-3 часа, общее расстояние – от 1 до 5 км.
Примерная тематика «маршрутов выходного дня»:
- «Времена года в городском парке», «Парк птиц», «Зоопарк» и др.;
- «Краеведческий музей», «Музей сказки», «Музей техники» и др. музеи;
- «Маршрут по улицам города», «Самые красивые места нашего агрогородка», «Архитектура города», «Детский парк» и др.;
- «Боевая Слава нашей малой родины», «Профессия моих родителей», «История моего края», «Чем славится моя малая родина» и др.
- Отбор и изучение объектов
В качестве объектов могут быть выбраны: памятные места, связанные с историческими событиями;здания и сооружения, мемориальные памятники;природные объекты;экспозиции музеев, галерей, выставок;памятники архитектуры, искусства и др.
Критерии оценки объектов для включения в маршрут:познавательная ценность,известность объекта,необычность (экзотичность) объекта,выразительность объекта,сохранность объекта,местонахождение объекта,доступность и безопасность.
- Подготовка познавательной информации об объектах маршрута
Необходиморазработать небольшие памятки, брошюры, буклеты с познавательной информацией об объектах на маршруте. Данную информацию также можно разместить на сайте учреждения дошкольного образования, предоставив ссылку на нее посредством размещения QR-кодов на информационных стендах и других наглядно-информационных материалах.
Требования к тексту: краткость, четкость, содержательность, соответствие содержания возрастным особенностям детей дошкольного возраста, объективная оценка показываемых объектов, сформулированная точка зрения на события и факты.
- Отбор литературных произведений
Литературные произведения, малые формы фольклора выбираются исходя из тематики прогулки и в соответствии с возрастом детей. Для непосредственного чтения родителями, заучивания с детьми во время прогулки следует отдать предпочтение стихам, загадкам, потешкам. Для чтения после прогулки можно рекомендовать рассказы, сказки.
- Подбор игровых заданий
Осуществляется исходя из темы и логистики маршрута прогулки, с учетом возраста детей. Предпочтение следует отдавать словесным игровым упражнениям, игровым упражнениям с природным материалом, подвижным играм с участием 2-4 человек.
- Подбор заданий для организации деятельности ребенка (совместной деятельности детей и родителей) после прогулки
Выбор вида продуктивной деятельности осуществляется исходя из темы прогулки и наблюдаемых объектов, с учетом возраста детей.
- Оформление «маршрута выходного дня»
«Маршрут выходного дня» должен быть оформлен в виде раздаточного наглядно-информационно материала (памятки, буклеты, флайер и т.п.), содержать описание маршрута, информацию об объектах для наблюдения, текст литературного произведения, описание заданий для выполнения на маршруте прогулки, после прогулки. Приветствуется наличие фотографий, схем, рисунков, облегчающих восприятие описания «маршрута выходного дня».Все «маршруты выходного дня» рекомендуется оформлять в едином стиле. Стиль оформления должен быть ярким, красочным; информация – легко читаемой. Распечатанные маршруты следует размещать в уголках для родителей.
Электронный вариант «маршрута выходного дня» размещается на сайте учреждения образования в целях обеспечения возможности скачивания родителями.
Эффективным является оформление информации о маршруте на флаерах. Краткая информация дополняется QR-кодом, обеспечивающим доступ с помощью специального приложения для мобильных устройств к полной информации о «маршруте выходного дня», размещенной на сайте учреждения.
Примерная структура оформления «маршрута выходного дня»
Маршрут «...» («Весна в лесу»)
Рекомендуемый возраст ребенка:(младший дошкольный возраст)
Содержание маршрута:
- Что рассмотреть с ребенком (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразы «Понаблюдайте с ребенком за…», «Обратите внимание ребенка на…», «Покажите ребенку…», «Рассмотрите с ребенком…» и т.п.)
- Что рассказать (прочитать) ребенку (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразу«Расскажите ребенку…», «Можно прочитать…», «Можно разучить…» и т.п.)
- Какие вопросы задать ребенку (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразы «Спросите у ребенка…», «Поинтересуйтесь у ребенка…», «Уточните, знает ли Ваш ребенок…» и т.п.)
- В какие игры поиграть с ребенком (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразы «Можно поиграть с ребенком…»,«Поиграйте с ребенком…» и т.п.)
- Что предложить ребенку сделать (сделать взрослому совместно с ребёнком) после прогулки (При оформлении маршрута рекомендуется использовать фразу «После прогулки предложите своему ребенку … (нарисовать, сделать аппликацию, сконструировать).»,«Сделайте вместе с ребенком» и т.п.)
Материалы в помощь родителям для организации взаимодействия с ребенком во время прогулки:
- Стихотворения, пословицы, поговорки, приметы и т.д. позволяющие сконцентрировать внимание ребенка на месте его пребывания.
- Краткая информация о месте прогулки, объектах, изложенная в форме, доступной ребенку дошкольного возраста.
- Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте.
- Примерные вопросы для беседы с ребёнком об объектах на маршруте.
- Примерные задания после завершения прогулки (нарисовать, сделать поделку, фотоколлаж, сочинить рассказ и т.п.)
Дополнительная информация (рекомендации) в «маршруте выходного дня» (указывается при необходимости):
- время работы (музея, библиотеки и т.п.);
- стоимость билета (при необходимости);
- как добраться (карта, схема проезда и т.п.);
- сайт (если социальный объект);
- что с собой взять (при посещении природного объекта);
- потенциально опасные места на маршруте (перекресток, крутой склон и т.п.).
Примерная схема описания памятника для включения в «маршрут выходного дня»:
- название памятника;
- местонахождение памятника(город, улица, № дома и т.д.);
- дата открытия памятника, сведения об авторе;
- описание памятника (планировка, композиция, размер и т.д.);
- историческое событие (личность), которому посвящен памятник;
- фотография, рисунок или план памятника.
Примерная схема описания природоведческой объекта для включения в «маршрут выходного дня»:
- название;
- местоположение;
- характеристика объекта (площадь, животный мир, растительность, почва, и т.п.);
- ценность объекта (научная, учебная, оздоровительная);
- значение объекта (местное, районное, областное, республиканское, всемирное);
- использование объекта;
- перечень игр и упражнений, которые можно организовать при посещении данного объекта;
- схема, план, фотография объекта.