Отличительной чертой времени, в которой мы живём, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети нередко подражают любимому киногерою или ведущему какой-нибудь популярной телепередачи. И не вызывает сомнения, что они способны с завидной лёгкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное общение и стремились к нему.
Чем является компьютер для ребёнка? Игрушкой, необычной и привлекательной. С помощью его можно научить ребёнка играть, рисовать, сочинять музыку, переписываться с друзьями. Все дети очень любят смотреть мультфильмы и играть в компьютерные игры. А компьютерные игры бывают очень разные по своему содержанию.
1. Игры типа «убей их всех», в которых главный герой должен победить врагов, кем бы они ни были.
2. Игры-приключения, в которых герой как бы проходит по страницам повестей и романов. В основном они представляют собой ситуации в виде мультфильма.
3. Игры стратегические, в которых требуется принимать решения по изменению стратегии поведения в ходе игры.
4. Развивающие игры, которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм.
5. Обучающие игры, способствующие усвоению детьми навыков чтения, элементарных математических представлений, и т.д.
6. Графические игры, связанные с рисованием, конструированием.
Поэтому необходимо с осторожностью подходить к выбору компьютерных игр. Но важно не только правильно выбрать игру. Необходимо ещё и верно организовать игровую деятельность ребёнка с компьютером.
Проводить длительное время за компьютером вредно для здоровья, так как ребёнок подвергается воздействию оптического, рентгеновского, электромагнитного излучений, статического электричества, а также шума.
Вместо того, чтобы гулять на свежем воздухе, играть в подвижные игры, многие дети сидят перед светящимся экраном, часто в душной комнате, что вызывает головные боли, учащение сердцебиения и другие болезненные состояния. Снижение до минимума двигательной активности, необходимой для нормального физического развития, приводит к гиподинамии (малая, недостаточная подвижность). Но без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Движение – необходимое условие развития детей, сохранения и укрепления здоровья.
Существуют правила, которые учёные рекомендуют соблюдать при организации игровой деятельности детей с компьютером.
1. Ребёнок может работать за компьютером не более 15 минут в день.
2. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
3. В течение недели ребёнок может работать с компьютером не более трёх раз.
4. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
5. Мебель (стол и стул) по размерам должна соответствовать росту ребёнка.
6. Расстояние от глаз ребёнка до монитора не должно превышать 60 см.
7. В процессе игры ребёнка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребёнком.
8. После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.
9. Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми.
10. Ребёнку в те дни, когда он играет за компьютером, не следует смотреть телевизионные передачи – это дополнительная нагрузка не только на орган зрения, но и на нервную систему.
Поэтому, только при рациональном применении компьютер может стать полезным средством развития ребёнка.