Практикум-консультация "Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"

В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Развитие мелкой моторики ребенка – одна из значимых задач целостного педагогического процесса. Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же оно означает? Почему так важно развивать мелкую моторику ребенка? Физиологи под выражением «мелкая моторика» подразумевают совокупность координированных действий нервной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук (слайд 2) Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:

  1. Повышается тонус коры головного мозга.
  2. Развиваются речевые центры коры головного мозга.
  3. Стимулируется развитие речи ребенка.
  4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
  5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
  6. Развивается чувство ритма и координация движений.
  7. Подготавливается рука к письму.
  8. Поднимается настроение ребенка. (слайд 3)

И, кроме того, в дальнейшем эти навыки потребуются ребенку для использования движения, чтобы рисовать, писать, одеваться и т.д.

Упражнения по развитию мелкой моторики необходимо проводить в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребенка. В комплекс упражнений необходимо включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кисти малыша. Работу по развитию мелкой моторики надо проводить с учетом уровня физического развития ребенка, чередуя новые и известные игры и упражнения. После освоения ребенком простых х навыков можно переходить к освоению более сложных. Выполнять определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребенком) стихотворных строк. Желательно поощрять творческую активность ребенка, пусть он сам придумает какие-нибудь движения. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Хорошую тренировку пальцев рук дают упражнения для пальчиковой гимнастики (слайд 4). Упражнения проводятся в медленном темпе, сопровождаются показом с четким проговариванием текста. Цель пальчиковых игр – развитие согласованных движений обеих рук и развитие точных движений кистей и пальцев рук. Это такие потешки, как «Сорока-белобока», «Этот пальчик- дедушка», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы капусту руби, рубим», «Зайка скок, скок на зелененький лужок», «Этот пальчик хочет спать» и др. А также можно выполнять фигурки из пальцев: «Домик», «Очки», «Шарик», «Замок», «Зайка», «Коза» и др. Тексты упражнений - это рифмовые подсказки к заданным движениям.

Эффективен для развития мелкой моторики пальцев рук и пальчиковый театр. Используя фигурки пальчикового театра, ребенок более образно представляет движения пальцев рук (слайд 5)

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами:

- мозаика,  (слайд 6)

- пирамидки, (слайд 7)

- игры с открывающимися игрушками (матрешки, вкладыши, баночки). (слайд 8)

- нанизывание бусин на шнурки, (слайд 9)

- шнуровка, вращение волчков, (слайд 10)

- выкладывание предметов из палочек, (слайд 11)

- игры с разными видами конструктов, (слайд 12)

- действия с замками, защелками, (слайд 13)

- разминание руками пластилина,

- сминание руками бумаги.

- выкладывание семян растений, ракушек, пуговиц на пластилиновой основе (вдавливание мелких предметов), (слайд 14)

- насыпание, пересыпание сыпучих материалов с помощью пальцев рук, а также ложкой (манка, песок, горох). Игра «Найди предмет на ощупь», «Сортировка мелких предметов, рисование на песке, манке. (слайд 15)

- различные лабиринты (слайд 16)

- использование бельевых прищепок (игровые упражнения «Пристегни платочек на веревку», «Лучики у солнышка», «Лепесток цветочка», «Колючки у ёжика», «Капли из тучки». (слайд 17)

- переплетение ленточек, (слайд 18)

- использование шариков – помпончиков (игровое упражнение «Протолкни шарик», «Попади шариком в отверстие» (слайд 19)

- разворачивание завернутого в бумагу предмета-сюрприза – «Что там?»,

- в повседневной жизни использование столовых приборов. Умение самостоятельно есть ложкой, нить из чашки – это тоже важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики. А также уже в раннем возрасте малыш может сам снимать куртку – и это тоже вклад в развитие мелкой моторики, ребенка.

В ходе этих упражнений и игр у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими действиями, и концентрировать внимание на одном виде деятельности. (слайд 20)

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития детей. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Чтобы результат был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы, разный дидактический материал, способствующий развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста.

Материал подготовил: воспитатель первой категории Петкевич Е.В.

 

поделиться в: