Конструирование - это игра, которая развивает у детей не только мелкую моторику, но и внимание, мышление, познавательные процессы и речь. Игра, которая отвечает интересам и возможностям детей. В результате конструирования ребенок создает постройку. Продукт собственной деятельности вызывает у детей желание высказаться, обсудить, поделиться впечатлениями. Процесс конструирования побуждает детей к оценке деятельности, стимулирует к практическому использованию – обыгрыванию, в результате чего развивается словарь, связная речь, умение ориентироваться в пространстве.
В домашних условиях необходимо вовлекать ребёнка в процесс конструирования. Можно строить постройки по схемам-чертежам. Например, сказать ребёнку, что почтальон принёс письмо от какого-нибудь сказочного героя, который просит помощи в постройке дома, замка, дворца по специальному чертежу (схему–чертёж придумывает взрослый). В процессе конструирования можно участвовать всей семьёй, главное следовать схеме-инструкции.
Полезно и интересно строить без образца или модели. Предложите ребёнку построить гараж для своих машин, дом для кукол-малышек, сарай для домашних животных, зоопарк или клетки для диких животных. На первых порах необходимо помогать ребёнку, направлять, подсказывать. Постепенно дети вовлекутся в этот процесс и сами будут предлагать виды построек.
Конструктор нужно подбирать исходя из возраста детей, чем старше ребёнок, тем мельче детали. Детали конструктора могут не соединятся между собой, гораздо интереснее, если они будут различной формы.
Обязательное условие при строительстве построек сопровождать этот процесс речью. Обогащать речь детей надо не только существительными, но и прилагательными, глаголами, наречиями. Взрослый комментирует строительство и задаёт вопросы ребёнку, побуждая его к речи. Строим красивый, большой дом. Какой у нас получился дом? Гараж слишком низкий, давай построим повыше. Какой получился гараж? Соединяй, закрепляй бруски для стены. Что нужно сделать с брусками?
Очень хорошо при конструировании закрепляются в речи предлоги. (ставим брусок на брусок, за домом будет гараж, перед домом – будка для собаки).
Можно перед постройкой обсудить какой будет клетка для тигра, театр для Буратино. Или после окончания строительства попросить описать постройку, рассказать какая она получилась, из каких частей состоит. Заселите в постройку кукол, животных, машинки, обыграйте её вместе с ребёнком. Предложите ребёнку сфотографировать постройку и в следующий раз сравните эту постройку с новой.
И самое главное, во что бы вы не играли со своим ребёнком помогайте ему, хвалите и вселяйте надежду, что у него всё получится.
Литература:
Н.Ф. Тарловская, Л.А. Топоркова «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». М. «Владос». 2004г.
Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду», М. «Сфера» 2009г.
Составил: учитель-дефектолог Лосева Светлана Ивановна