Для педагогов

Доброжелательность и забота о детях – необходимое условие контакта с родителями

    (консультация для родителей)

Воспитателей, приступающих к работе с новой группой детей, волнуют вопросы: как найти путь к сердцу родителей? Как сделать воспитание детей нашим общим делом? Как, о чем вести разговор с родителями, когда они утром спешат на работу и когда уставшие возвращаются с работы? Как сделать, чтобы даже в такие минуты они охотно прислушивались к словам воспитателя, проявляли к ним интерес, чтобы изъявляли желание услышать, чем жил ребенок в детском саду, что нового узнал за день, как проявил себя?

         Такого контакта с родителями педагог может достичь, проявляя постоянную доброжелательность, заинтересованность в сотрудничестве с семьей.

         С первых дней нужно стремиться узнать, как ребенок живет в семье, что его там окружает, что дает ему семья. Выяснить, к какому режиму дня привык ребенок, какие игрушки есть у него и какие из них любимые, где и как они хранятся.

         Родители должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребенка, живет заботой о нем. Это вызывает у них откровенность, они доверительно рассказывают о своих трудностях, просят совета.

         Обычно родители, приходя вечером, чаще всего интересуются, как ел ребенок, оценивающе осматривают его: чист, ухожен ли, не обижен ли. А затем торопливо покидают детский сад.

         Как заинтересовать родителей жизнью детей   в детском саду? Как показать необходимость придерживаться единого с детским садом подхода к воспитанию детей, особенно к нравственному?

         Прежде всего, в часы приема и ухода детей домой нужно систематически делиться с родителями новостями о жизни детей в детском саду: «Ваш сын научился завязывать шнурки. Теперь и дома ему не понадобится ваша помощь»; «Оксана старательно и аккуратно стала рисовать красками. Особенно ей нравится накладывать кистью узор на рисунок. Посмотрите, вот её работы». Или: «Ваш Саша уступил сегодня игрушку Лене. А в дверях пропустил девочек. Поддерживайте, пожалуйста, у него этот навык культурного поведения»; «Пожалуйста, приводите Наташу утром пораньше, чтобы она успевала на зарядку. Ведь это даст ей бодрость и здоровье». Постепенно у родителей появится интерес к содержанию жизни детей в детском саду.

         Серьёзное внимание нужно уделять информационному материалу. Помещать такую информацию как: «На этой недели учили с детьми такое-то стихотворение. Все дети запомнили его. Громко, выразительно читают Ира, Юля, Саша. Попросите дома прочитать это стихотворение». Или: «Посадили с детьми горох, бобы, лук. Все дети знают теперь, как надо сажать семена, чтобы из них выросли растения. Поддерживайте, пожалуйста, у детей интерес к труду на огороде. Привлекайте к посильной работе». «Ходили с детьми на экскурсию в парк. Поинтересуйтесь, что они там видели. В выходной день сходите вместе с детьми на прогулку в парк: вы увидите много интересного. Стремитесь воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к растениям и животным».

         Конечно, приходится с родителями говорить не только о положительном, но и об отрицательном в семейном воспитании детей.

         Как сказать родителям об их ошибках, неправильном поведении, чтобы не вызвать негативной реакции, чтобы они поняли: воспитатель делает это в интересах ребенка? Разговор с позиции интересов ребенка, как правило, вызывает у родителей нужную реакцию, беседа проходит в доброжелательном, деловом тоне. Никогда нельзя делать замечания родителям в присутствии детей или обсуждать с детьми, почему мама или папа не выполнили нашего требования.

         Нужно чтобы у родителей было доверие к нам, работникам детского сада, т.к. они идут в детский сад за помощью, делятся трудностями.

         Особенно внимательно нужно относится к детям единственным в семье, т.к. они как правило избалованы вниманием старших. Воспитывать у детей внимательное, заботливое отношение к людям, способность к сопереживанию.

         Для повышения интереса родителей ко всем мероприятиям, проводимым в детском саду в целях педагогического просвещения, нужно стремиться удовлетворить их потребность в знаниях, совершенствовать содержание и формы педагогической пропаганды. Благодаря хорошо налаженному контакту с родителями, благодаря постоянному вниманию к жизни ребенка и в детском саду, и в семье можно добиться положительных результатов в воспитании детей.

свернуть

«Визит в семью воспитанника: планирование, организация, документирование»

(консультация для педагогов)

При обучении (воспитании) детей в учреждениях образования изучение особенностей семейного воспитания воспитателем осуществляется регулярно, рекомендуемая периодичность посещения несовершеннолетних на дому – 1 раз в год; чаще – при возникновении такой необходимости.

Посещение семей не должно носить формальный характер. Семьи воспитанников ясельных групп, семьи вновь прибывших воспитанников рекомендуется посетить до 1 ноября; семьи, знакомство с которыми уже состоялось ранее – до 1 января.

Осуществляя визит в семью, педагогическим работникам необходимо помнить о соблюдении соотношения между правом ребенка на государственную заботу и защиту и правом законных представителей на попечение и ответственность за ребенка. Чтобы не создавать напряжения во взаимоотношениях с законными представителями обучающихся, предупредить возникновение конфликтов, воспитателю рекомендуется согласовать с ними дату и время посещения.

При посещении семей с целью изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних составление воспитателем актов обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего либо актов иного характера нецелесообразно.

Отметка о посещении обучающихся на дому вносится

воспитателем дошкольного учреждения в графе «Посещение воспитанников на дому» сведений о родителях и воспитанниках;

При изучении особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего воспитателю необходимо обратить внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, канцелярские принадлежности), наличие места для занятий, для сна и отдыха; особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между членами семьи. Недопустимо при посещении семей несовершеннолетних выяснение информации о размерах доходов, наличии денежных вкладов и т.п.

Результаты изучения особенностей семейного воспитания воспитанников по мере завершения плановых посещений семей  рассматриваются на заседаниях Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – Совет профилактики) с участием воспитателей.

          О выявлении признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания воспитатель немедленно информируют администрацию учреждения образования, о чем в день информирования либо в ближайший рабочий день делается соответствующая запись в Журнал учета информации о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, полученной от педагогических работников, из управления (отдела) образования, государственных органов и иных организаций, от граждан. Учет поступающей информации, своевременное ее рассмотрение и информирование о результатах рассмотрения обеспечиваются должностным лицом, назначенным приказом руководителя учреждения образования.

При выявлении показателей семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации администрация учреждения инициирует проведение социального расследования по месту проживания родителей несовершеннолетнего обучающегося.

Воспитатель каждой возрастной группы посещая своих воспитанников, общаясь на «территории семьи», ставит конкретную цель в зависимости от ситуации:

- изучить условия воспитания и содержания ребенка;

- познакомиться с тем, как живет ребенок дома, чем занимается, что беспокоит, затрудняет родителей;

- познакомиться с воспитанниками и его близкими в привычной для ребенка обстановке;

- выявить лучший опыт семейного воспитания;

- изучить стиль воспитания, уровень взаимоотношений в семье;

- выявить проблемы, касающиеся воспитания и развития ребенка, помочь родителям в их разрешении;

- обучить родителей конкретным практическим умениям;

- посетить с целью педагогического просвещения родителей и др.

          В процессе домашнего визита устанавливается более близкий контакт с членами семьи, формируются отношения доверия. И нет никакого сомнения, что посещать семьи необходимо. Ведь семья – это живой организм, она способна развиваться, изменяться, причем, как в положительную, так и в отрицательную сторону. А значит, таким будет и ее влияние на ребенка. Побывав неоднократно в семье, ознакомившись с условиями жизни и воспитания ребенка, стилем общения родителей и детей, можно сделать определенные выводы, а главное – своевременно выявить проблемные, неблагополучные семьи.

Неблагополучная семья часто ведет замкнутый образ жизни, члены семьи имеют ограниченный круг общения. Такая семья настороженно относиться к внешним специалистам. Члены семьи, длительное время, находясь в трудной жизненной ситуации, воспринимают свой образ жизни как единственно возможный. Причем такая ситуация может быть для них более удобной, чем какие-либо перемены, вызванные вмешательством специалистов. Это определяет трудности в работе с семьей на первых этапах. Такие семьи могут проявлять следующие  формы защитного поведения в отношении к посещающим:

  • Игнорирование: не приходят на встречу, не соблюдают договоренности о ранее запланированных встречах на дому или в учреждениях.
  • Избегание: часто меняют место жительства; не открывают двери, запирают двери, закрывают шторы, гасят свет, чтобы было впечатление пустого дома.
  • Неучастие: во время посещения семьи занимаются посторонними делами; во время беседы не говорят ни о себе, ни о ребенке.
  • Агрессия: начинают ссоры, конфликты с другими членами семьи в присутствии специалиста; обвиняют специалистов в том, что происходит в семье, или в том, что они вмешивается в их жизнь.

          С чего начинать посещение семьи?

  1. Домашний визит требует тщательной подготовки.
  2. Сообщите семье о своем визите, с какой целью и в течение которого времени Вы будете у них находиться.
  3. Возьмите с собой работы ребенка, портфолио.
  4. Не говорите только сами, дайте возможность членам семьи рассказать о своем ребенке, задать вопросы.
  5. Говоря о ребенке, старайтесь больше хвалить его.
  6. Умейте наблюдать! Наблюдение фактов дает богатую информацию для оценки внутрисемейной ситуации, в которой воспитывается ребенок, и формулирования выводов.
  7. Не торопитесь с выводами о благополучии семьи, судя по внешнему материальному благополучию. Важно выявить психологический климат в семье, детско-родительские отношения, кто занимается воспитанием ребенка, какой образ жизни ведет семья, как проводит досуг и др.
  8. Обратите внимание на родителей, которые всячески уклоняются от посещения их семьи. Возможно, это семьи, которые скрывают семейное неблагополучие и не желают, чтобы воспитатель стал свидетелем этого. Если отказ от посещения семьи дополняется другими негативными факторами: неухоженный вид ребенка, замкнутость или чрезмерная агрессивность, появление родителей в нетрезвом виде, грубость в общении с ребенком и др. – воспитателю необходимо сообщить об этом администрации учреждения или специалистам СППС для принятия мер.

 

Технология домашнего визита

  1. Провести предварительную работу, изучить имеющиеся о ребенке материалы: диагностические данные, детские рисунки, побеседовать со сменным воспитателем, при необходимости – с другими специалистами (медсестрой, педагогом-психологом и т.д.). В результате этого воспитатель будет иметь общее представление о семье.
  2. Уточнить с родителями день и время домашнего визита.
  3. Продумать содержание домашнего визита, составить план:

- о чем спросить, какие вопросы уточнить у родителей;

- на что обратить особое внимание (стиль общения, наличие игрушек и библиотеки, характер деятельности в семье и пр.);

- предложить родителям охарактеризовать своего ребенка, чтобы узнать, как они понимают и воспринимают его, каковы его интересы;

- по какому вопросу поговорить целенаправленно, дать советы, небольшую консультацию, подготовившись к ней;

- по необходимости обучить родителей каким-либо конкретным умениям (например, играть с детьми в настольно0печатную игру, как провести беседу с ребенком о прочитанном произведении, о просмотренной детской передаче и т.д.).

  1. Провести домашний визит в соответствии с планом. При этом визит не должен длиться более 30-40 минут. Проводится он тактично, корректно.
  2. После домашнего визита делается соответствующая запись в специальной тетради, при необходимости – составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.
  3. При повторных домашних визитах необходимо обратить внимание на выполнение ранее предложенных рекомендаций, сообщить информацию об успехах в развитии и воспитании ребенка; если возникает потребность – обозначить проблемы, провести беседу или консультацию и др.

 

Литература:

  1. Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, утвержденные заместителем Министра образования Республики Беларусь 01.10.2019г.
  2. Гуз, А.А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи/ А.А.Гуз. Мозырь ООО ИД «Белый Ветер» 2007.
свернуть