Воспитание ребенка в неполной семье

Ситуация неполной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Нарушение структуры, а, следовательно, полноты функционирования семьи влечет за собой ограничение и искажение развития личности детей.

Роль человека, подразумевает определённые модели поведения, способы общения и взаимодействия в межличностных отношениях. Для того, чтобы семья была полноценной и давала правильную модель поведения детям, в ней должно быть правильное разделение ролей.

Часто при распаде семьи старший или единственный сын исполняет роль главного мужчины в семье, заботится о матери, помогает ей, поддерживает её, для матери это приятно, так как она получает любовь и внимание от ребёнка, но для ребёнка детство заканчивается очень рано.

Схожую роль выполняют старшие дети, когда взрослые привлекают их к воспитанию младших детей, то есть ребёнок перестаёт быть братом (сестрой) и исполняет роль мамы (папы). Это ведёт не только к нарушению сознания и не правильному развитию ребёнка, но и к негативному отношению к младшему братику или сестрёнке.

С ранних лет ребенка приучают помогать по хозяйству. При этом родители иногда забывают, что ребенок - это ребенок и у него есть право на детство. Часто такая роль бывает у детей в неполных семьях. Ребенок становится угрюмым, замкнутым, рано взрослеет.

В то же время, мать, которая должна заниматься домом, уделять время детям, быть мягкой, терпеливой, внимательной и так далее, основное своё время посвящает работе, чтобы содержать семью. Вместо того, чтобы быть терпеливой и заботливой, она уставшая и загнанная дома она строгая и раздражённая, часто вынуждена выполнять роль мужчины, например, точить ножи, прибивать полки и др.

Именно поэтому в неполных семьях женщина (так как чаще всего единственным родителем является она) никогда не должна забывать о том, что она женщина, а также важно дать детям возможность, если такая есть, общаться с родственниками противоположного пола (братьями, дядями, дедушками).

Таким образом, важно помнить, что есть определённые жизненные правила, которые формировались веками и их нарушение ведёт к нарушению осознания себя как личности и как члена социума в котором мы неизбежно живём.

Важно всегда помнить свою роль, роль в которой находятся дети и делать так, чтобы эти роли соответствовали тем обязанностям, которые каждый выполняет. Только тогда можно сохранить тёплые отношения в семье, в которой дети получат полноценное развитие.

Уже в раннем детстве у человека начинают складываться зачатки его личности, развивающиеся впоследствии в систему представлений о самом себе, или "образ Я". В этот образ входит как осознание своих физических, интеллектуальных, моральных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное отношение к внешним факторам и окружающим людям.

Идентичность ребенка начинает складываться преимущественно под влиянием родителей и близких родственников. Семья представляет собой первую социальную среду, которая окружает ребенка на протяжении длительного времени и играет одну из определяющих ролей в формировании его личности. Именно от семьи в значительной степени зависит, какие именно индивидуальные предпосылки ребенка получат наибольшее развитие.

Идентификация - врожденное психологическое свойство человека. Так идет процесс воспитания во всем животном мире«Делай, как я». Ребенок сам автоматически копирует движения, жесты, позы, манеры своих родителей. В возрасте пяти лет ребенок, уже на основе полученного опыта, понимает, что можно ожидать от жизни и какую позицию по отношению к миру лучше всего занять. И его выбор зависит, прежде всего, от родительских позитивных и негативных воздействий и установок. Решение, принятое ребенком в весьма раннем возрасте, закрепляется как стиль отношений с окружающими на всю последующую взрослую жизнь.

Программируя жизнь детей, родители делятся с ними своим опытом и всем тем, что они знают и умеют. Каждая семья располагает набором собственных наказов.

Не только образцы поведения, но и принципы внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение. Ребенок, как правило, учится у родителя своего пола. Сын будет относиться к своей жене примерно так же, как его отец относился к матери. Многие дети, мама и папа которых постоянно сбрасывали свое раздражение на них или друг на друга, часто повторяют такой стиль общения в своих семьях.

Случается, и так, что ребенок, видя страдания того из родителей, который ему ближе, решает«У меня так не будет!» Но для этого потребуются огромные усилия и кропотливая работа над собой.

Таким образом, у детей из неполных семей образ себя носит аморфный, диффузный характер, искажается отношение к себе, нарушается восприятие своего положения в семье.

Наблюдается также и деформация идентификации с родителями. Так, около 40% детей из неполных семей категорически не желают быть похожими на кого-либо из родителей, в то время как таких детей из полных семей – менее 30%. Данные показатели отражают проблемы воспитания, имеющие место в семьях с одним родителем. Среди них - заниженный авторитет как совместно проживающего с ребенком родителя, так и отсутствующего в семье. Все это повышает степень риска при взаимодействии детей из неполных семей с социальным окружением, деформируют развитие личности ребенка.

Дети из неполных семей испытывают затруднения в следовании полоролевым моделям, соответствующим полу. У мальчиков, потерявших отца до пяти лет, это проявляется в большей психологической зависимости от окружающих, пониженном уровне самоконтроля, импульсивности, невысоком предпочтении мужских видов деятельности. У девочек наблюдаются сложности в сфере гетеросексуальных отношений (в дальнейшем они могут испытывать трудности в установлении взаимоотношений с мужчинами). С другой стороны, у девочек, которых воспитывает одна мать, может создаваться искаженное представление о мужчинах. Как пишет З. Матейчек, если у девочки воспитывалось представление о них на примере крушения идеала матери, ее разочарования, ее неприязненного отношения к бывшему мужу, то у дочери может возникнуть общее деформированное представление об интимных отношениях. Но даже и без такого воспитания существует опасность, что девочка из-за отсутствия собственного отца создаст свой идеал мужчины, чаще всего мало реалистичный, больше похожий на образы героев художественных произведений, кинофильмов или телепередач.

 

ПОЭТОМУ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ НУЖНО:

- стараться как можно чаще говорить с ребенком и слушать его, чтобы находиться с ним в постоянном контакте;

- хвалить ребенка за любое его достижение, а не наказывать, тем более по пустякам, стабильная в эмоциональном плане, и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе;

- относиться с пониманием к ребенку, если он вспоминает о прошлом;

- не возлагать роль отсутствующего родителя на плечи своих детей;

- стараться во всем помогать ребенку, чтобы освоить навыки поведения, соответствующие его полу;

- пытаться развивать социальные связи своей семьи, это поможет ребенку активно общаться и устанавливать отношения со знакомыми мужчинами.