XXI век - век высоких компьютерных технологий. Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.
Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДУ, наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику современных методических разработок. При этом эффективность компьютеризации обучения в дошкольных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту. Необходимо искать и внедрять новые эффективные методы, позволяющие сохранять и развивать здоровье детей, в том числе и с использование информационных компьютерных технологий и наиболее эффективным при выборе технологий является мультимедиа-подход.
Когда в первый раз слышишь фразу «компьютер на физкультурных занятиях», то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего, движение. Необходимо на занятиях о физической культуре использовать ресурсы сети Интернет для подбора видео, аудио и текстовой информации. Проводить занятия с использованием презентаций и мультимедийного оборудования.
Применение компьютерной техники позволяет сделать физкультурное занятие привлекательным и по - настоящему современным, эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, усиливает мотивацию, развивает ребенка всесторонне, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Но, при всем при этом, нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А, кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Целью презентации может быть:
- актуализация знаний;
- сопровождение объяснения педагогом нового материала;
- первичное закрепление знаний;
- обобщение и систематизация знаний.
Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Используется просмотр мультимедийных презентаций как в начале физкультурного занятия для повышения мотивации, так и в процессе занятия.
Примеры тем презентаций: «Виды спорта», «Зимние виды спорта», «Спорт», «Футбол», «Баскетбол», «Виды мячей» и т. д.
В какой форме на сегодняшний день возможно применение компьютерных технологий в области физического воспитания дошкольников?
Можно выделить три условных направления применения ИКТ:
- использование ИКТ (во взаимодействии со всеми специалистами) в организации и планировании процесса физического воспитания дошкольников;
- использование ИКТ непосредственно в совместной деятельности с детьми;
- использование ИКТ в сотрудничестве с родителями, другими партнерами социума.
В своей педагогической деятельности я активно использую информационные компьютерные технологии.
Использование ИКТ в организации и планировании процесса физического воспитания дошкольников.
- Планирование (в электронном виде):
-образовательного процесса по физической культуре;
-физкультурно-оздоровительных и физкультурно-массовых мероприятий;
индивидуальной работы с детьми;
-мероприятий с педагогами ДОУ и родителями.
-диагностика физической подготовленности дошкольников: составление таблиц, схем, графиков и диаграмм.
- Оформление:
- диагностики физической подготовленности детей;
-результатов физкультурно-массовой работы ДОУ;
-методических материалов, способствующих образованию дошкольников в области физической культуры;
- создание различных картотек: картотека подвижных игр, картотека дыхательной гимнастики, картотека пальчиковых игр и т.д.
- Педагогические советы, семинары, консультации с использованием видеофильмов, презентаций, мультимедийного оборудования.
- Создание персонального сайта, который позволяет обмениваться педагогическим опытом со своими коллегами из разных уголков страны, обсуждать проблемы, делится методическими разработками.
Использование ИКТ непосредственно в совместной
деятельности с детьми.
Использование ИКТ в процессе физического воспитания ДОУ способствует воспитанию интереса к обучению и повышению познавательной активности детей; формированию у них гибких, подвижных представлений и образов, которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению; целостному восприятию дошкольниками физического воспитания как системы здорового образа жизни; углубленному изучению некоторых вопросов общеобразовательных и специальных дисциплин и их интеграции в физическом воспитании; формированию у детей двигательных умений (тонкая моторика пальцев рук); оздоровлению детей и профилактике различных патологических состояний».
Современные компьютерные программы, прежде всего, расширяют возможности предъявления учебной информации, ведь в отличие от традиционной книги или рассказа электронные средства позволяют подавать материал в яркой динамичной графической форме, что особенно привлекательно для детей дошкольного возраста. Для формирования системы знаний в области физической культуры и спорта, формирования потребности в здоровом образе жизни можно использовать информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет или созданные самостоятельно с помощью программ (Power Point, Windows Media, Microsoft Word).
Достоинства использования ИКТ в процессе физкультурно-оздоровительной работы:
— делают процесс физического воспитания более современным, разнообразным, насыщенным, привлекательным для детей, повышают интерес к спортивным занятиям;
— оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, память, обеспечивают оперирование большим объемом информации;
— обеспечивают эмоциональность, наглядность, красоту, эстетику оформления физкультурно-оздоровительных мероприятий; — способствуют адаптации ребенка в современном мире и формированию информационной культуры.
Формы использования ИКТ в совместной деятельности с детьми:
— презентации обучающего и развивающего вида (физические упражнения, гимнастика, виды спорта, история олимпийских игр, здоровый образ жизни и др.); — непосредственно образовательная деятельность в игровой форме; — спортивные развлечения, досуги, праздники.
Необходимо отметить, что ИКТ может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.
Использование ИКТ в сотрудничестве с родителями, другими партнерами социума.
Информационные технологии предоставляют широчайшие возможности повышения эффективности взаимодействия педагогов и родителей.
Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.
Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между всеми участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
В целом, использование современных технических средств и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе детского сада позволит активизировать родителей, наладить продуктивное взаимодействие всех участников образовательного процесса и установить партнерские отношения ДОУ и семьи.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада, группы, расписания занятий, проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.
Кроме этого, сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
Такой режим информационного воздействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации: получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и воспитании ребенка; советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом, родители могут, обратившись к педагогу-психологу ДОУ по электронной почте.
Однако необходимо помнить о защите персональных данных детей.
Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии специалистов ДОУ и родителей позволяют получить следующие результаты:
- Повышение эффективности процесса развития и воспитания детей;
- Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
- Активизация личностного и культурного сознания родителей;
- Создание системы поддержки семейного воспитания;
- Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада;
- Реализация личностно-профессионального роста специалистов.
Приносят ли информационно-коммуникационные технологии положительный результат в воспитании и обучении дошкольников?
Ответ однозначный: да. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее.
Но только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будет достигнута «золотая середина».
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.
А использование информационных технологий в детском саду - это возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно - образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Сейчас выигрывает тот воспитатель, который делает образовательный процесс наглядным, занимательным, ярким, интересным, эмоциональным, запоминающимся. То есть материал в работе с детьми и родителями должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.
Если сегодня будем учить так, как учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра.
Джон Дьюи (американский педагог, социолог)
Подготовила:
руководитель физического воспитания
Атрушкевич Екатерина Владимировна