Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но широко использоваться стал именно в наше время. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Я обратилась к сказкотерапии с целью развития и усовершенствования речи детей. Сказкотерапия помогает в решении следующих речевых задач:
- совершенствует лексико-грамматические средства языка, звуковую сторону речи;
- совершенствует слоговую структуру слова;
- развивает умение устанавливать простые причинно- следственные связи, показывать и адекватно оценивать модели поведения в различных ситуациях
- развивает диалогическую и монологическую речь(умение строить распространённые предложения,умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и продолжение.)
- развивает просодическую сторону речи (темпо-ритмическую сторону речи, работу над правильным дыханием, голосом, дикцией, интонацией);
- развивает познавательные процессы (мышление, память, воображение, фантазию);
- приобщает детей к истокам народной культуры.
Для решения данных задач хорошо подходят художественные сказки. Они бывают авторские и народные. Сюжеты народных сказок разнообразны: сказки о животных, бытовые сказки, страшные сказки, волшебные сказки. Авторские художественные сказки имеют автора.
Формы работы со сказкой могут быть различны:
- Слушание сказки. - Пересказ детьми сказки по частям, по ролям, по цепочке, проговаривая хором (с использованием наглядного материала). - Рисование и лепка сказочных героев и озвучивание их. - Повторный пересказ с помощью пальчикового, настольного или кукольного театров.
- Моделирование сказки. - Театрализация сказки. - Сочинение сказочных историй
- Придумывание своего окончания, продолжения
- Добавление нового героя
В работе над сказкой можно использовать словесные и дидактические игры, которые помогают в решении речевых проблем у дошкольников.
Игра: « Угости медведей» (по сюжету сказки «Три медведя»).
Цель: развивать сенсорные представления, с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Ход игры: необходимо принести угощения трём медведям, чтобы помирить их с Машей.
Дети выбирают одинаковые угощения для медведей, ориентируясь на цвет, форму, материал из которого изготовлены бумажные конфеты, печенья, пирожные.
Игра: «Домики для друзей - животных» (по сказке «Теремок»)
Цель: развивать сенсомоторную координацию, конструктивный праксис.
Ход игры: нужно построить новые яркие домики для всех, кто жил в теремке.
Каждый ребёнок «строит» свой домик из различных разноцветных геометрических фигур разных по цвету и величине.
Игра: « Зайчик услышит наше «ау» - быстро найдется в холодном лесу» (по сказке «Заюшкинаизбушка»).
Цель: учить повышать и понижать силу голоса.
Ход игры: зайчик расстроился и потерялся в зимнем лесу, нужно ему помочь. Позвать его тихо, громче, очень громко.
Игра: «Угадай, какая сказка?»
Цель: развитие слухового внимания.
Ход игры: Отгадать, как называется сказка по первому слогу.
Игра: «Михаил Иванович сердится»
Цель: развитие слухового внимания.
Ход игры: дефектолог говорит фразу, связанную со сказкой, если дети не согласны, должны топнуть ногой.
Игра: «Расколдуй сказку»
Цель: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры: дефектолог называет неправильно название сказки, а дети исправляют его. Например: «Жарозко»- «Морозко», «Красная Тапочка»-«Красная Шапочка», «Серебряный замочек» - «Золотой ключик», «Кепка»- «Репка», «Коробок»-«Колобок».
Для развития лексико-грамматических категорий можно использовать следующие игры.
Игра: « Кого встретил в лесу колобок».
Цель: тренировать употребление родительного падежа существительных, формировать простую фразу.
Ход игры: колобок катится по лесу, за деревья прячутся разные звери, поможем их узнать (хвост зайца, уши медведя, пасть волка, лапы лисы).
Игра: « Где прячется Маша? » (по сказке:«Маша и медведь»).
Цель: развивать правильное употребление простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.
Ход игры: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под стулом, на печке, под кроватью).
Игра: «Только ласковые слова»
Цель: образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход игры: дети по кругу называют только ласковые слова из сказок: рукавичка, репка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка и т.д.
Игра: «Всё наоборот»
Цель: образование антонимов.
Ход игры: детям нужно к слову подобрать другое слово противоположное по значению. (У дочки была добрая матушка, а мачеха - наоборот- …(злая). Девочка была не глупа, а наоборот-…(умна), дюймовочка была небольшая, а маленькая).
Упражнение «Если бы, да кабы…»
Цель: составлять сложноподчиненные предложения, логически мыслить, перевоплощаться, принимать точку зрения другого.
Ход игры: дети должны закончить предложение: «Если бы я был(а) кем-то/чем-то, то я бы…, потому что(чтобы)…».( Например:«Если бы я был бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили» и т.д.)
На этапе работы над предложением и составлением связных высказываний можно использовать следующие игры и упражнения.
Игра «От каждого по словечку»
Цель: развивать память, внимание, умение дополнять, распространять предложение.
Ход игры: Дети по очереди добавляют по одному слову так, чтобы предложение становилось всё более распространённым. Например: «Колобок» — «Колобок катится» — «Колобок катится по дорожке» – «Колобок катится по лесной дорожке» и т.д.);
Игра «Сказки перепутались»
Цель: развитие памяти, внимания и воображения
Ход игры: предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки.
Упражнения-задания:
- составление вопросов к тексту сказки, используя заданные вопросительные слова;
- постановка проблемных вопросов («Реши сказочные задачи»)Что нужно сделать чтобы:медведь сам отпустил Машу;лиса не съела Колобка;Иванушка напился водицы, но не стал козлёночком;яичко упало и не разбилось?;
- придумывание сказки с заданным началом (дефектолог начинает сказку, дети по очереди продолжают, каждый участник игры говорит по предложению.)
- придумывание нового конца к известной и незнакомой сказке;
- объединение нескольких сказок:
- рассказ сказок по опорным картинкам (картинки разложены по порядку, перепутаны и пропущены);
Используя сказкотерапию на занятиях можно применять различные методы: рисование, лепку из пластилина, создание этнических кукол (из ниточек, ленточек и лоскутков), работу с мнемотаблицами, сказками с пробелами. А также можно сочетать сказкотерапию с другими технологиями: ИКТ, психогимнастикой, пантомимой, драмотизацией.
Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес, приключений, это любимый детьми жанр, доступный и понятный их пониманию.
Подготовила учитель-дефектолог Лосева С.И.