Организация здоровьесберегающего образовательного процесса в летний период

График проведения утренней гимнастики на спортивном участке

График проведения праздников, досугов и дней здоровья

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ И ПИТЬЕВОГО РЕЖИМА В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Организация питания в учреждениях образования осуществляется в соответствии с ежегодными Методическими рекомендациями по организации питания в учреждениях образования, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь и Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В летний период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на объекты общественного питания, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.

Примерные двухнедельные рационы должны разрабатываться с учетом сезонности. В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.

В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в учреждениях образования ежедневно проводится                    С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным нормам питания.

С-витаминизация дневного или суточного рациона проводится медицинским работником или иным уполномоченным лицом (шеф-повар, повар) в порядке, определенном требованиями нормативных правовых актов. С-витаминизация компотов проводится после их охлаждения до температуры +12 C — +15 C, перед раздачей пищи. При С-витаминизации киселей аскорбиновую кислоту вводят в крахмальную муку. В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 процентов суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С-витаминизированных блюд не допускается.

Для организации качественного рационального питания воспитанников необходимо:

обеспечить энергетическую ценность суточных рационов питания, соответствующих энерготратам детей;

максимально разнообразить и сбалансировать рацион по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи (флавоноиды, нуклеотиды и др.);

использовать кулинарную обработку продуктов и блюд, обеспечивающую их высокие вкусовые качества и сохранность исходной пищевой ценности;

учитывать индивидуальные особенности воспитанников (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);

обеспечить санитарно-гигиеническую безопасность питания (соблюдение соответствующих санитарных требований к состоянию объектов общественного питания, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению, раздаче блюд и др.).

В летний период особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т.к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 4 часов.

Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении образования. Питьевая вода выносится на улицу, по просьбе детей разливается в пластмассовую посуду одноразового использования или многоразовую посуду для индивидуального пользования ребенком.

В объектах общественного питания запрещается использование одноразовой пластиковой посуды, перечень которой определен постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 февраля 2020 г. № 14.

свернуть

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Создание развивающей предметно-пространственной среды позволяет воспитанникам раннего и дошкольного возраста осваивать навыки ведения здорового образа жизни в разных видах детской деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, особенно в летний период, содействует его комфортному пребыванию в учреждении образования.

Развивающая предметно-пространственная среда в учреждении образования организуется с учетом требований образовательного стандарта дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 228), учебной программы дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 229), перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50), перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, учреждениями образования, реализующими образовательные программы специального образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12 июня 2014 г. № 75), перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 105), возрастных и индивидуальных особенностей детей, в том числе с ОПФР, материальных и архитектурно-пространственных особенностей помещений и территории учреждения образования, иных нормативных правовых и технических нормативных правовых актов.

Безопасность и экологичность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Допускается использование в образовательном процессе физкультурно-спортивного и игрового оборудования на территории учреждения образования, спортивного инвентаря по конструкции, размерам, применяемым материалам соответствующих возрастным и психофизическим особенностям воспитанников, требованиям технических нормативных правовых актов. Оборудование и инвентарь должны быть водостойкими и хорошо поддаваться очистке.

При организации различных видов детской деятельности, в том числе познавательной, игровой и трудовой, важно обеспечить воспитанников инвентарем и игровым оборудованием. При этом детский инвентарь и игровое оборудование должны находиться в исправном состоянии, позволяющем соразмерять двигательную нагрузку согласно времени года и возрасту обучающихся.

Целесообразно использовать в образовательном процессе с учетом возраста воспитанников исправные и безопасные средства обучения и воспитания (например, ножницы с тупыми концами, молоток с закругленной ударной частью, инвентарь при выполнении работ на земельном участке с прочным креплением рукояток и др.).

При организации развивающей предметно-пространственной среды не менее важны эргономичность и полифункциональность используемых материалов, возможность обеспечения свободного использования таких материалов воспитанниками.

В летний период для организации разных видов детской деятельности это могут быть: разнообразный природный, бросовый материал (например, гладкие камешки разного размера, крупные семена растений, иное), коврики разной фактуры, емкости, мягкие модули, маты, ширмы и пр. Эти и иные материалы возможно использовать в театрализованной деятельности, играх-драматизациях, подвижных и дидактических играх, опытах и экспериментах, при организации места для отдыха (уединения) воспитанников. Структура материалов, их разнообразие, размещение и использование в помещениях и на территории учреждения образования помогут вызвать у ребенка положительные эмоции, обеспечат возможность его участия как в совместной с воспитанниками коллективной деятельности, так и для индивидуальной самостоятельной деятельности.

Гибкость и вариативность развивающей предметно-пространственной среды обеспечивается за счет:

наличия в каждой возрастной группе учреждения образования, а также на его территории оптимально организованных мест для разных видов детской деятельности с использованием разнообразных средств обучения, игрового и спортивного оборудования (инвентаря), обеспечивающих их свободный выбор воспитанниками, в том числе с ОПФР;

периодической сменяемости игрового материала, появления новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, их самостоятельную двигательную деятельность.

Трансформируемость и содержательная насыщенность развивающей предметно-пространственной среды предполагает возможность ее изменения в зависимости от организуемой педагогическим работником деятельности с воспитанниками с учетом содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, тематики проводимых мероприятий, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей детей.

При создании развивающей предметно-пространственной среды для воспитанников с ОПФР дополнительно необходимо обеспечивать визуализацию распорядка дня обучающихся, пространственных зон учреждения образования, минимизацию количества раздражителей и барьеров в помещении, коррекционную направленность педагогических мероприятий с воспитанниками, в том числе средствами адаптивной физической культуры.

Организация образовательного пространства (в здании учреждения образования и на его участке) и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (например, мячи разного диаметра из разных материалов, кегли, скакалки разной длины, серсо, самокаты, велосипеды (трех- и двухколесные), инвентарь для организации и проведения игр с водой и песком, обучения элементам спортивных игр, специальные инструменты для организации труда в природе (лейки, тяпки, лопатки, грабли, ведра и др.), природный, бросовый материал, маски и другие элементы для организации подвижных игр, игр-драматизаций, театрализованных постановок, оборудование и атрибуты специально организованных автоплощадок и автогородков (детские автомобили, дорожные знаки, жезл и др.) должны обеспечивать:

возможность проведения разных видов детской деятельности (предметной, познавательной практической, общения, игровой, трудовой и художественной);

двигательную активность и эмоциональное благополучие воспитанников;

возможность самовыражения детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать для каждого воспитанника, в том числе с ОПФР, инвалидностью, психологическую комфортность и доступность:

всех помещений, участков (площадок) территории учреждения образования, где осуществляется образовательный процесс;

ко всем средствам обучения, игровому, спортивному оборудованию (инвентарю), материалам, учебным изданиям и др., обеспечивающим их активное участие во всех видах детской деятельности.

В целях обеспечения здоровьесберегающей направленности образовательного процесса при организации разных видов детской деятельности не должны использоваться игры (игрушки), которые:

носят явный асоциальный характер (зомби, монстры и пр.);

унижают человеческое достоинство или оскорбляют религиозные чувства;

провоцируют ребенка на агрессивные и безнравственные действия, насилие, проявление жестокости, потенциально опасные поступки, интерес к вопросам, выходящим за рамки его возрастной компетенции, пренебрежительное и негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам детей и взрослых;

содержат грубый натурализм, в том числе сексуального контекста, выходящий за рамки возрастной компетенции ребёнка;

вызывают нездоровый интерес к азартным играм взрослых, способствующий развитию игромании;

способствуют появлению у детей сильного страха, паники и (или) сопутствующих им негативных психических состояний (подавленности, тревожности, депрессии);

формируют искаженные социальные ориентации и установки и др.

свернуть