Консультации для родителей

«Детский туризм – дело серьёзное»

Планирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учётом её интересов, склонностей, возможностей. Но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм. Туризм служит надёжным средством укрепления здоровья и восстановления сил, израсходованных за неделю. Сочетание всех основных составляющих полноценного отдыха (двигательной активности, благотворного воздействия природных факторов, познавательности, разнообразия впечатлений, общения с новыми людьми и т.п.) делают туризм одной из самых привлекательных и полезных форм проведения выходных дней и отпуска.

Семейные туристические походы оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы, бега, прыжков, передвижений на велосипеде, на лыжах) способствует совершенствованию  такого ценного оздоровительного качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффективной профилактики массовых сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний.

 

Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей важнейшие нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение. Совместные походы и поездки расширяют кругозор ребёнка, формируют первичные представления об истории родного края, традициях и культуре народа. В семейном походе дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу, видят свою отдачу. Именно в походе сам по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.

С приобретением опыта походной жизни у дошкольников формируются первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, разжечь и затушить костёр, приготовить еду, оказать первую помощь пострадавшему и др.). У детей воспитываются самостоятельность, организованность, развивается воля. Опыт показывает, что дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям, оказавшись одни в лесу, ведут себя максимально собранно, без паники и растерянности и пытаются найти выход из создавшегося положения.

Таким образом, семейный отдых в выходные и отпускные дни в форме туристических прогулок и походов имеет целый ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.

Самостоятельно дети могут участвовать в путешествиях уже с трёх-четырёхлетнего возраста. Начинать нужно с несложных продолжительных прогулок в парке, к реке, во время отдыха на даче, предлагая детям преодолевать простейшие препятствия. Следующим этапом могут быть однодневные туристические прогулки в лес. И уже после того, как дети приобретут элементарные знания и некоторые туристские умения, их можно брать в двух- и многодневные походы. Обычно в походах выходного дня ставятся следующие цели:

  • оздоровительные (закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление);
  • спортивно-тренировочные (повышение спортивной квалификации, физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, тактике действий в экстремальных ситуациях, подготовка к участию в горных маршрутах); познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями);
  • развлекательные (игры, лотереи, соревнования, конкурсы поваров, знатоков природы, музыкальные);
  • практические (сбор грибов, ягод, орехов, ловля рыбы);
  • эстетико-романтические (художественно-творческая деятельность на природе: рисование, сочинительство и т.п., встреча и общение с друзьями).

Программа похода должна быть составлена с учётом мнения большинства, а также интересов и возможностей детей.

В зависимости от способа передвижения, туристические походы с детьми-дошкольниками могут быть пешими, лыжными, велосипедными, водными (на лодках, байдарках, плотах, катамаранах) и комбинированными (автомобильно-пешеходными). Новички в туризме выбирают первую, вторую и последнюю разновидности. Семьи со стажем - велосипедные и водные, в которых необходимы как специальное снаряжение, так и техническая подготовка.

Для однодневной туристической прогулки не нужно большого перечня специального инвентаря.

Вес всей поклажи должен составлять не более 300-400 г (сменные шорты, панама, мягкая игрушка и т.п.).

Для старшего дошкольника и младшего школьника лучше приобрести хороший рюкзак, который прослужит не одному поколению и будет передаваться по наследству как реликвия. Существует множество видов рюкзаков: абалаковский, анатомический, велосипедный и т.п.

 

Лучше всего подобрать для ребенка станковый рюкзак. Он легко регулируется в зависимости от возраста и параметров тела, а его особая конструкция позволяет переносить все возрастающие тяжести без особой нагрузки на плечевой пояс. Станок дает возможность выправить осанку у сутулых детей. За счёт выдвигающегося клапана можно увеличить объем рюкзака почти вдвое. Система ремней-затяжек позволяет быстро и накрепко упаковать багаж.

Родителям следует научить ребенка заботиться о сохранности и чистоте личного снаряжения, участвовать в его ремонте и украшении. Вес рюкзака с содержимым для ребенка 5-6 лет должен составлять 1-1,5 кг, 7-8 лет – до 2-3 кг. Безусловно, многие физически подготовленные дети могут переносить более значительные тяжести, однако при этом ребёнок будет быстро уставать, снизится темп ходьбы, он перестанет замечать достопримечательности, реагировать на слова и переключится только на свои ощущения. Поэтому не следует забывать об ещё не окрепшем позвоночнике и позволять устанавливать рекорды по весу переносимого груза. В противном случае через 40-50 минут ходьбы малыш сам откажется от этой затеи и придется на ходу разгружать рюкзак упрямого туриста.

Работоспособность и здоровье туриста зависят также от правильной укладки рюкзака. Надо так уложить вещи, чтобы, с одной стороны, было легко в любой момент найти нужную вещь, с другой – чтобы никакие твёрдые предметы не упирались в спину ребёнка. Поэтому вдоль спины укладываются мягкие вещи, а с наружной стороны – игрушки, книги. Посуда, предметы гигиены, компас могут располагаться в задних и боковых карманах.

Для организации отдыха родителей и детей во время коротких и длительных привалов необходимо предусмотреть индивидуальные коврики. Длина его должна быть не меньше роста человека, чтобы можно было обеспечить отдых позвоночнику и ногам во время привалов, а также использовать на ночёвках, а вот ширина – не более 60-70 см. Наиболее распространенным видом туристических ковриков является пенополиуретановый (сокращенно – «пенка»). Положенный на снег или на мокрую землю, он не даст замерзнуть за счёт большого количества микропор с воздухом. Сложенный в рулон, он надёжно крепится ремешками к рюкзаку туриста и очень легок в переноске. Совсем юным туристам (2-4-х лет) для ночёвки в палатке подходит надувной матрац.

 

Следующим этапом в подготовке к походу является подбор обуви и одежды для ребенка и взрослых членов семьи. Основной принцип, которого необходимо придерживаться в этом вопросе, – одежда должна быть не по сезону, а по погоде. Однако необходимо учесть не только состояние погоды (силу ветра, температуру, влажность воздуха) на момент начала похода, но и возможность её изменения, особенно в случае многодневного похода.

Обувь ребенка должна быть разношенной (на 1 размер больше), удобной, позволяющей вставить войлочную стельку и надеть два носка – хлопчатобумажный и шерстяной, что способствует теплообмену. Это могут быть кроссовки, кеды. Самым лучшим вариантом являются кожаные туристские ботинки, особенно если намечается поход по горной местности или в сырую прохладную погоду. В холодный период это могут быть кожаные зимние сапоги или ботинки. В тёплый период в многодневный поход обязательно берутся лёгкие спортивные тапочки, чтобы обеспечить отдых ногам и просушку «ходовой» обуви.

 

Одежда должна быть удобной для выполнения активных движений. Но даже летом, если запланирован поход в лес, не следует надевать короткие шорты, чтобы уберечь ноги малыша от укусов клещей, порезов, царапин и прочих неприятностей. В прохладную погоду рекомендуется иметь ветровую куртку – анорак (надеваемую через голову, с короткой застежкой-молнией, переходящей в капюшон). Может быть использована обычная куртка-ветровка от спортивного костюма и аналогичные брюки. В зимний период – это комбинезон для мальчиков, куртка с капюшоном и брюки на двойном синтепоне для девочек.

Время выхода в поход обычно согласуется с движением транспорта (рейсового автобуса, пригородной электрички и т.п), но всегда предусматривается в утренние часы.

Наиболее сложным для многих семей является вопрос определения физической нагрузки для детей во время движения по маршруту. Ответ не может быть однозначным, так как это зависит от возраста детей, их состояния здоровья, уровня физической подготовленности, индивидуальных возможностей, сложностей ландшафта и многих других факторов. Однако существуют определенные нормативы, ориентированные на физически нормально развитого ребёнка. Так, считается, что общая протяжённость маршрута для детей трёх-четырёх лет может составлять от 3-4 до 5-6 км, для детей пяти-шести лет – 10 км. Зная своего ребёнка, родители без труда определят соответствие характера физической нагрузки его возможностям.

Обычно первыми признаками утомления являются вопросы типа «Когда мы придём? », «Долго ещё идти?», капризы детей. При этом нет необходимости сразу приостанавливать движение, надо просто переключить внимание ребёнка на другие объекты, поиграть в словесные игры, загадать загадки и т.п.

 

Очень важно продумать организацию свободного времени на привале. Опыт многочисленных туристских семей подтверждает, что поход надолго остаётся в памяти взрослых и детей, если он превращается в весёлый совместный праздник, полный шуточных игр и аттракционов. Если в походе принимают участие дети разных возрастов, то можно составить две равные по силам команды из детей и взрослых и организовать игры-эстафеты, соревнования на поляне.

Тщательно продумывая организацию похода, следует предусмотреть время на самостоятельные игры детей, их творческую деятельность и общение друг с другом. В поход можно взять фломастеры и краски с мольбертом и предложить ребёнку запечатлеть в рисунке запомнившийся пейзаж. Если ребёнок любит мастерить, то рекомендуется взять с собой пластилин, с помощью которого создаются диковинные поделки из природного материала (желудей, шишек, коряг, листьев).

 

А вечером, когда стемнеет, все собираются у костра, где можно услышать сказочные истории из жизни лесных обитателей и смелых путешественников, о добре и зле. Здесь воспитывается любовь к песне и поэзии. Иногда можно устраивать маленькие концерты, участниками которых могут быть и самые младшие.

Содержание деятельности детей и взрослых на привале должно быть согласовано с возможностями ребёнка, чтобы не вызвать у него физического и психического переутомления. Поэтому рекомендуется следовать привычному режиму дня. Дневной сон, организованный в палатке или под тентом, поможет сохранить силы ребёнка, обеспечит отдых, так необходимый для легковозбудимых детей. Особенно важно следовать этому требованию в многодневных походах и в жаркие дни. Если с первого дня будет установлено такое правило, то требования родителей не вызовут отрицательных реакций, а будут восприниматься как должное.

 

Время и способ возвращения домой планируются заранее, при этом возвращение должно произойти засветло. Если участникам похода предстоит пройти достаточно большое расстояние, то прокладывается кратчайший маршрут.

 

свернуть

Подвижные игры в системе физического воспитания как элемент воспитания национальной культуры детей дошкольного возраста

      Известно, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра. При помощи игры дети понимают мир, в котором живут и развиваются, знакомятся с социумом и окружающей действительностью. Кроме того, любой игре сопутствуют правила, которые необходимо соблюдать ребенку, чтоб победить или выполнить поставленные задачи, а правила помогают детям адаптироваться и взаимодействовать в коллективе.

   Кроме всех положительных качеств для всестороннего развития дошкольника, игра выполняет важную воспитательную функцию, реализующуюся в процессе коммуникации воспитателя и ребенка, направленную на саморазвитие, самоопределение и самопознание (раскрытие потенциала собственных возможностей).

     Обращение к истокам национальной культуры в воспитании дошколят – необходимый и важный процесс. Данное утверждение связано с ролью, которую играют народные традиции в воспитательном и образовательном процессе детей дошкольного возраста, ведь данная возрастная группа характеризуется повышенной восприимчивостью к проявлениям социальной среды, высоким доверием к родителям и лицам, участвующим в образовательном процессе, а так же бесспорным доверием к информации, которую преподносят данные лица. Так, информация доносимая до детей должна носить образовательный характер, формировать нравственные нормы поведения, образовывать обширный круг интересов ребенка, объяснять плохое и хорошее в окружающем его мире. К.Д. Ушинский так объяснял необходимость внедрения знаний о культуре народа в образовательный процесс: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. В данном выражении раскрывается вся истинность воспитательного процесса, т.к. подрастающее поколение должно приобщаться к народным традициям и обычаям с самого раннего возраста, ведь именно наше богатое прошлое образует правильное функционирование нашего будущего.

   Необходимость обращения к народным традициям и обычаям обусловлена и образовательным процессом: так, ребенок знакомится с историей народа, его культурой и обычаями, познает правила игры, а как следствие, расширяет круг собственных интересов и становится «маленьким носителем» национальной культуры, способным позднее передать свои знания новому поколению. Процесс трансляции информации из поколения в поколение является важным для сохранения культурных традиций.

   Важно, что для первичного знакомства детей с национальной культурой и традициями не требует тщательной подготовки и привлечения специализированных людей, важными участниками процесса становятся сами дети и воспитатель-организатор, рассказывающий детям об игре и ее ключевых правилах.

   Тема обращения к народным играм в физическом и нравственном воспитании дошкольников, на наш взгляд, в настоящее время невероятно актуальна. Это обусловлено тем, что большинство свободного времени дети проводят играя в компьютер или планшет, за просмотром мультфильмов и видеообзоров в сети интернет. Данное времяпрепровождения малоподвижно, что оказывает негативное влияние на физическое и нравственное развитие детей. Многие дети сегодня даже не знают, как играть в ставшие традиционными игры «Коршун и цыплята», «Гуси-лебеди», «Море волнуется» и другие. Данные игры, на наш взгляд, являются национальным богатством, тем ресурсом, который необходимо сохранить в дошкольном детстве.

   Ощущение Родины и чувства патриотизма, для ребенка достаточно сложные для восприятия ребенка понятия, однако получить образное представление об этих понятиях ребенок может при помощи минимальных знаний: образы, слова, звуки и игры. Воспитатели дошкольных учреждений, организовывая образовательный процесс, читают детям сказки народов мира, но далеко не все играют с детьми в народные игры, предпочитая давать возможность детям самостоятельно организовывать собственный досуг, выбирая занятия по душе и настроению.

   Игры созданы народом, наряду со сказками и песнями, они имеют многовековую историю и сочетают в себе самые лучшие традиции народов. Из самых разных источников нам известно, что девчонки и мальчишки собирались на деревенских улицах и до позднего вечера играли в «салочки» и «горелки», водили хороводы и пели песни, состязались в ловкости и находчивости. В этом и есть несомненное богатство народной игры: она сочетает в себе радость физической активности и духовное обогащение личности.

   Народные игры по своей природе лаконичны, доступны для осознания ребенком и выразительны. Игровой процесс обязательно включает в себя: опору на возраст играющего; выбор территории для проведения игры; определение ролей и числа участвующих; отбор инвентаря необходимого для игры. Нередко игра вообще не нуждается в каком-либо инвентаре или дополнительных предметах.

   Классифицировать игры, которые используются нами в педагогической практике можно достаточно условно: ряженые игры, состязания, игры на смекалку или логику, подвижные игры и игры, включающие танцевальные движения и песни. Такие игры включаются в разминки, между образовательными или творческими занятиями, перед приемом пищи, на утренних и вечерних прогулках.

   Традиционной на прогулке с детьми стала игра «Горелки», где играющие выстраиваются парами, берутся за руки, образуя «ворота». Пара, оказавшаяся последней, проходит под «воротами» и становится впереди. Те же самые действия выполняет другая пара. Один из детей играет роль «горящего» и становится спиной к участникам. Все участники с помощью воспитателя поют песню:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

-Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!»

После того, как песенка закончилась, пара, оказавшаяся первой в строю разбегается в разные стороны, а другие ребята кричат: «Раз, два, не воронь, А беги, как огонь!». Ребенок, играющий роль «Горящего» пытается догнать убежавших ребят. Убежавшие от него дети должны постараться остаться непойманными и встать позади колонны. Если «горящий» поймал кого-то из убежавших, они становятся позади всех, а ребенок оставшийся без пары становится «горящим». Так, игра может продолжаться до тех пор, пока дети не устанут.

   Народная игра «не попади в круг» помогает детям в формировании навыков ловкости и силы. Все действия происходят на улице, для игры выбирается 5-10 участников. Воспитатель чертит круг, а дети берутся за руки и становятся за чертой нарисованного круга. Вокруг круга водится «хоровод», а по команде воспитателя дети останавливаются и начинают тянуть в круг своих соседей справа. Тот участник игры, кто попал в круг – выбывает. Игра длится до тех пор, пока не останется один участник – победитель.

   Одна из игр, которую мы проводим в группе (или в музыкальном зале) – «веселые музыканты». Под любую мелодию, образовав круг, дети играют на музыкальных инструментах (треугольниках, деревянных ложках, погремушках, колокольчиках и др.). Один из детей играет роль дирижера, стоит в центре круга. Когда музыка прерывается, дети складывают инструменты на пол и бегут по кругу. Дирижер становится в общий круг и бежит с другими детьми. Когда музыка возобновляется, дети разбирают музыкальные инструменты, а дирижером становится тот, кому музыкального инструмента не досталось.

 

Подготовила руководитель по физической культуре  Абражевич А.Н.

свернуть

Семейный кодекс здоровья

1.Каждый день начинаем с зарядки.

2.Просыпаясь,    не    залеживаемся    в постели.

3.Берем холодную воду в друзья - она дарит бодрость и закалку.

4.В детский сад, в школу и на работу - пешком в быстром темпе.

5.Будем щедрыми на улыбку, никогда не унываем!

6.При   встрече   желаем   друг   другу здоровья! (Здравствуй!)

7.Режим - наш друг, хотим все успеть - успеем!

8.Ничего не жевать, сидя у телевизора!

9.В отпуске и в выходные - только вместе!

свернуть

Профилактика плоскостопия и нарушение осанки у детей дошкольного возраста

16 января 2020 года в нашем центре развития ребенка «Вясёлка» прошёл семинар-практикум для родителей по теме: «Профилактика плоскостопия и нарушение осанки у детей дошкольного возраста». В семинаре выступила педагог социальный Шишко Галина Петровна рассказала родителям о том как не превратить своего ребенка в телеманов, об отрицательных и положительных сторонах компьютера.  Подвела к тому, что при длительном нахождении за компьютером  происходит деформация ещё не окрепших костей ребенка и появляется искривление позвоночника, нарушается осанка.

    Руководитель физического воспитания Липай Елена Федоровна на практике показала вместе с воспитанниками упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

     В семинаре также выступила врач-педиатр Болякова Ирина Анатольевна, которая поделились не менее полезной информацией по данной теме.

       В завершении  медсестра по массажу Николенко Светлана Григорьевна рассказала родителям о массаже, как средстве профилактики нарушения осанки и плоскостопия  и показала как можно сделать его в домашних условия.

 

 

свернуть

Движение - залог здоровья

Движение - основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. Подготовка к школе для многих родителей – прежде всего интеллектуальное развитие ребёнка к школе, они зачастую забывают о его двигательной подготовке.

Ребёнок, прошедший курс домашнего физического воспитания, имеет существенные преимущества перед своими сверстниками.

 Во-первых, он сильнее, его движения более координированы. Как правило, он обладает хорошим здоровьем и гораздо быстрее адаптируется к новой обстановке;

  Во-вторых, во время проведения подвижных игр и эстафет он никогда не окажется среди тех маленьких неумех, которых сверстники не хотят брать в свою команду;

  В-третьих, вашему «спортсмену» гарантирована хорошая успеваемость по таким предметам, как физическая культура и ритмика. И не только. Сложные координационные движения с предметами и без них совершенствуют не только моторику, но и способствуют развитию центров головного мозга, а высокая двигательная активность, прогулки на свежем воздухе позволяют быстрее осваивать учебный материал. Все это очень важно, когда в жизни начинается новый этап.

Основные двигательные действия

   Ходьба – это прекрасное средство физического воспитания, обеспечивающее влияние на все группы мышц и системы органов и доступно абсолютно всем.

Длительные прогулки – должны совершаться в любое время года, в любую погоду, в удобном для ребёнка темпе. Учите ребёнка ходить по разным поверхностям: песку, снегу, льду, воде, высокой траве, камням – и в разной обуви: легких тапочках, кроссовках, тяжёлых ботинках, сапогах, а также босиком.

Бег – как и ходьба, относится к естественным видам двигательной деятельности. Бег заставляет функционировать в усиленном режиме, не только мышечную, но и все другие системы организма, особенно сердечно - сосудистую и дыхательную.

   Прыжки – так же как и бег, одно из любимейших занятий детей. Поэтому они с удовольствием будут выполнять предлагаемые упражнения. Виды прыжков очень многочисленны: прыжки на месте и с продвижением, на двух ногах и на одной, с высоты и через препятствия, в длину и высоту, через скакалку и обруч и т. д.

   Метание вместе с бегом составляют самые древние, самые естественные и самые распространённые упражнения, которые помогают правильному развитию организма и развивают глазомер. Упражнения в метании включают в себя игры с мячом, метание в цель, метание на расстоянии. Игры с мячом включают в себя различные упражнения, которые сводятся главным образом к тому, чтобы бросать мяч в различных направлениях и ловить его различными способами.

 

 

Литература

1.Вавилова Е.Н. Учите бегать. Прыгать, лазить, метать / Е.Н. Вавилова.- М.: Просвящение,1993

2.Доскин В.А. Растем  здоровыми: Пособие для  воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева: 2-е изд. М.: Просвящение, 2003

3.Шишкина В.А. Знать ребенка не по  бумаге / В.А. Шишкина// Пралеска.- 2010

 

 

Подготовил  руководитель физического  воспитания Липай Е.Ф.

 

свернуть

Физкультура дома

 

Культура домашнего физического воспитания начитается с закладывания привычки выполнять утреннюю зарядку. Оценить и понять всю важность этого процесса ребенок сможет лишь в том случае, если родители будут подавать ему в этом пример. Так что некоторое время, пока у ребенка не выработается привычка, родителям придется поделать утреннюю зарядку вместе с ним. Если повезет, зарядка войдет в привычку и у родителей, ведь она ничуть не менее важна и для их организмов, но об этом часто забывают.

Чтобы зарядка не становилась «каторгой», нужно пораньше ложиться спать. К моменту подъема следует хорошенько высыпаться и восстановить силы. Проводить утреннюю зарядку для ребенка желательно в форме игры. Кроме того, дети часто любят повторять движения за взрослыми, так что заинтересованность ребенка напрямую зависит от активности участия в процессе родителей.

 

Прогулки – норма каждого дня

Одной лишь утренней зарядкой домашнее физическое воспитание ребенка не должно ограничиваться. Ему нужно обеспечивать активный досуг, чтобы он как можно больше времени пребывал в движении. Не стоит отказывать детям в их желании поиграть с мячом или покататься на велосипеде, лыжах, санках и коньках. С самого детства нужно приучать ребенка к тому, что две троллейбусные остановки до детского сада лучше пройти пешком, а в квартиру на третьем-четвертом этаже лучше подняться по лестнице. Чем больше будет таких незначительных нагрузок на организм ребенка, тем лучше.

Чрезвычайно полезно для ребенка плавание. Регулярные занятия в бассейне очень полезны для развивающегося организма. Занятие командными видами спорта выполняют даже две важные задачи одновременно: стимулируют физическое развитие ребенка и учат его работать в коллективе.

Как и воспитание в целом, физическое воспитание ребенка во многом зависит от родителей. И они обязаны приложить максимум усилий, чтобы их ребенок рос физически здоровым и крепким, ведь это предопределяет всю дальнейшую жизнь человека.

 

Подготовил руководитель физического воспитания Атрушкевич Е.В.

свернуть

Воспитательные ресурсы семьи в формировании физической культуры дошкольников

 

Абсолютно все папы и мамы хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, полными сил и жизненной энергии. Смогли достойно реализовать свои и, что немаловажно, родительские нужды и чаяния. Вместе с тем, как показывает опыт, представления родителей о значении физических упражнений вообще и их роли в жизни собственного ребенка весьма расходятся в силу того, что современные родители чрезмерно заботятся об интеллектуальной составляющей своего малыша, а в отношении физической подготовки снижают планку своих требований по мере его взросления.

   Всем известно, что в период первого года жизни, каждая мать старается уделять в уходе за своим ребенком должное внимание физическим упражнениям, массажу, гигиеническим процедурам. Но чем старше становится ребенок, тем чаще становится негативная тенденция сокращения времени, внимания и сил на организацию его физического воспитания. Это находит свое отражение в отношении родителей к занятиям их физкультурой дома.

   Чаще всего родители не отрицают необходимости занятий физкультурой дома, но в тоже время и не предпринимают практических шагов для решения поставленной задачи.

   Можно выделить четыре основные позиции для решения вышеизложенной задачи:

  1. создание материально-технических условий для занятий дома;
  2. содействие соблюдению детьми режима дня, правил личной гигиены, выполнению утренней гимнастики и закаливающих процедур и контроль за всем этим;
  3. организация соревнований и игр на детских площадках по месту проживания;
  4. непосредственное участие в соревнованиях семейных команд, днях здоровья, развлечениях, играх, прогулках.

  В основном большинство родителей выполняют не все функции не в полном объеме, ограничиваясь первыми двумя позициями. Третья и четвертая позиции, позволяющие демонстрировать ребенку личный пример отношения к ценностям физической культуры, родителями на практике почти не реализуются, оставаясь просто теоретическим убеждением в правильности этих убеждений.

  Семья играет главную роль относительно формирования у детей гигиенических привычек, привычки разумно проводить свободное время.

   Родители, вы должны и обязаны создать комфортные условия для здорового развития своего ребенка.

 

Подготовила руководитель физического воспитания Атрушкевич Е.В.

свернуть

Советы родителям по формированию здорового образа жизни

Совет 1. Поддерживайте интерес ребёнка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не высказывайте своё пренебрежение к физическому развитию. Пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребёнок. Часто ребёнок живёт под грузом запретов: не бегай, не шуми, не кричи громко. А ущемление потребности в самовыражении больнее всего ударяет по самооценке и активности растущего человека. «Почему ты не делаешь зарядку? Почему так долго сидишь перед телевизором? Почему так поздно ложишься спать?» — всё это пустой звук для ребёнка. Родители должны хорошо знать потребности и возможности своего ребёнка и как можно полнее учитывать их.

Совет 2. Высокая самооценка — один из мощных стимулов для ребёнка выполнять любую работу, будь то домашние задания или утренняя гигиеническая гимнастика.

Все мерно поддерживайте в своём ребёнке высокую самооценку - поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите ещё большее старание. На занятиях физической культурой необходимо выдерживать единую «линию поведения» обоих родителей — не должно быть противоположных распоряжений (мама — «хватит бегать»; папа — «побегай ещё минут пять»). Если это происходит — ни о каком положительном отношении ребёнка к физкультуре просто не может быть и речи.

Совет 3. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребёнка во время занятий физическими упражнениями.

Иногда родители не могут понять, почему ребёнок капризничает, не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей. Причиной могут быть и усталость, и какое-то скрытое желание (например, ребёнок хочет быстрее закончить занятие физкультурой, чтобы посмотреть интересную телепередачу). Постарайтесь понять причину его негативных реакций. Не жалейте времени и внимания на то, чтобы установить с ним душевный контакт.

Совет 4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребёнок этого не хочет.

Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить её и только после этого продолжить занятие.

Совет 5. Не ругайте своего ребёнка за временные неудачи.

Ребёнок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это проявляется, если родители не знают, как дать ребёнку понять, что они уважают его чувства, желания и мнения.

Совет 6. Важно определить индивидуальные приоритеты ребёнка в выборе физических упражнений.

Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения. Например, ребёнок хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма, но каких-то качеств, например физической силы, ему не хватает. В этом случае не удивляйтесь, если ваш ребёнок вдруг попросит купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания.

Совет 7. Не меняйте слишком часто набор физических упражнений.

Если комплекс ребёнку нравится, пусть он выполняет его как можно дольше, чтобы прочно усвоить тот или иной навык, движение.

Совет 8. Важно соблюдать культуру физических упражнений.

Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава. Всё должно делаться «взаправду».

Совет 9. Не перегружайте ребёнка, учитывайте его возраст. 

Совет 10. Не заставляйте ребёнка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет.

Приучайте детей к физической культуре собственным примером.

 

Подготовил руководитель физического воспитания Липай Е.Ф.

свернуть

Плоскостопие у детей дошкольного возраста

Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением, ведь это значит заложить фундамент в развитие здорового поколения в будущем.

     Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклон пятки внутрь. Свод стопы начинает формироваться в период активной ходьбы и должен быть сформирован к 3 годам.

     Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребёнка.

     Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они прилегают друг к другу. На подошве у детей сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы, что не редко приводит к диагностическим ошибкам. Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям.

     Мышцы стопы относительно слабо развиты,  но играют важную  роль в укреплении свода стопы. Суставно – связочный аппарат стоп ещё не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объём движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно – связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. Одним из частых симптомов плоскостопия является боль в стопе. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно – связочного аппарата стопы. Плоскостопие  чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит.  

     Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновении тех или иных функциональных отклонений. Следовательно, работа по профилактики плоскостопия необходимо проводить в детском саду и в домашних условиях. Мы предлагаем вам, уважаемые родители, разнообразные традиционные  упражнения и упражнения в игровой форме для  профилактики плоскостопия.

Традиционные упражнения для профилактики плоскостопия

Такие упражнения для профилактики подходят не только детям, но и взрослым. В положении лежа на спине:

  • Дошколята сгибают и разгибают стопы с максимально возможной амплитудой, задерживая их на несколько секунд в крайнем положении.
  • Дети «крутят» в воздухе педали велосипеда, делая особый упор на правильность выполнения движения стопами.
  • Пальчики на ногах сжимаются и разжимаются, образуя веер.
  • Стопами прямых ног обхватывается мячик и перекладывается за голову. Затем возвращается обратно.

В положении сидя на стуле:

  • С прямых стоп переходить на носочки и обратно.
  • Собирать разбросанные предметы разной величины пальцами ног.

В положении стоя:

  • Дети ходят друг за другом то на пятках, то на носочках, то на внутренней стороне стопы, то на внешней.
  • Ходьба на носках, но не стоя, а в полуприседе.
  • Ходьба по гимнастической палке. Для крох дошкольного возраста в младшей группе можно использовать обручи: стопы кладутся поперек или каждая нога по очереди катает этот обруч.

Занятия обычно проходят с использованием специального инвентаря. Ребристые дорожки, небольшие надувные мячи, обручи, простынки, полусферы.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста – упражнения в игровой форме

Игровые упражнения для профилактики плоскостопия могут проводиться или утром во время гимнастики, или в свободное время с воспитателем, или на обычном занятии по  физкультуре. В результате укрепляются мышцы свода стоп, повышается их тонус.

 

Подготовил руководитель физического воспитания Абражевич А.Н.

свернуть

Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях

Детям для правильного развития необходимо выполнять физические упражнения.

Регулярные нагрузки позволят ребенку вырасти здоровым и сильным. Родителям полезно заниматься физкультурой вместе с детьми и собственным примером прививать детям любовь к физкультуре и спорту.

Для организации физкультурных занятий с детьми необходимо помнить следующее:

  • Физкультурные занятия желательно проводить в одно и то же время.
  • Физкультурные занятия необходимо проводить до еды, натощак.
  • Лучше всего проводить физкультурные занятия на улице.
  • Перед физкультурными занятиями  желательно хорошо проветрить помещение.
  • Во время занятий важно следить за точностью и правильностью выполнения движений детьми.
  • Следите за тем, как ваш ребенок дышит во время выполнения физических упражнений - нужно стараться не задерживать дыхание, дышать через нос, полной грудью, соизмеряя ритм дыхания с движениями.
  • Для того чтобы было выполнять упражнения было интереснее, лучше заниматься физкультурой под музыку.

Физкультурные занятия для детей должны строиться в виде игры. Желательно, чтобы каждое упражнение имело свое сказочное или шутливое название и легко запоминалось. Например "Паровозик", "Зайчик".

При составлении комплекса физических упражнений для физкультурных занятий дома с детьми необходимо соблюдать следующие правила:

  • Продолжительность занятий должна составлять 15—20 мин.
  • В одно занятие рекомендуется включать от 6 до 15 упражнений.
  • Каждое упражнение необходимо выполнять от 2 до 6 раз (повторений).
  • Не забывайте чередовать упражнения с отдыхом.
  • Каждому упражнению придумайте шутливое название.
  • Комплекс должен состоять из упражнений на различные мышечные группы.
  • Соблюдайте правило постепенности и последовательности.
  • Учитывайте индивидуальные особенности ребенка.

 

Зная эти правила, каждый из родителей сможет правильно подобрать упражнения для своих детей и грамотно составить комплекс.

Примерный комплекс упражнений на развитие силы для физкультурных

занятий с детьми дошкольного возраста в домашних условиях:

 

  1. "Маятник"

И.П.: стойка - ноги врозь, зафиксировать руки на голове. На каждый счёт выполнять наклоны головы 1 - вправо, 2 - влево, 3 - вперед, 4 -  назад.

  1. "Волна"

И.П.: стойка - ноги врозь, выставить руки в стороны. Поочередно выполнять волнообразные движения руками, напрягая руки в конечной фазе.

  1. "Вертушка"

И.П.: стойка - ноги вместе, руки – параллельно корпусу вниз. На каждый счет вращать туловище то вправо, то влево, при этом свободно перемещая руки в сторону каждого поворота.

  1. "Мельница"

И.П.: стойка - ноги врозь по шире с наклоном корпуса вперед, держим руки - в стороны. На каждый счет вращение корпуса то вправо, то влево.

  1. "Крокодильчик"

И.П.: упор лежа. Передвигаться вперед на одних руках. Избегайте прогиба в пояснице, ногами не помогать.

  1. "Ножницы"

И.П.: горизонтально лежа на спине в упоре на предплечьях, ноги слегка приподняты над уровнем пола. Поочередно делать скрестные движения выпрямленными ногами.

  1. "Качели"

И.П.: лежа на животе, удерживать руки вдоль торса, ноги немного разведены. Взяться руками за голени ног, прогнуться и покачаться.

  1. "Лягушка"

И.П.: упор присев, ноги врозь. Просунуть руки между ног. Постараться выполнить отрыв ног от пола, удерживаясь на одних руках. Удерживать позу или попрыгать.

  1. "Зайчик"

И.П.: упор присев, руки на затылке. Прыжки в упоре присев, с поступательным продвижением вперед. Спину держать ровно.

  1. "Кенгуру"

И.П.: стойка - ноги вместе, с руками внизу. В темпе оттолкнуться, в высшей точке пригнуть ноги и прижать их к груди. Приземлившись снова повторить прыжок.

Будьте здоровы!

 Подготовил руководитель физического воспитания Абражевич А.Н.

свернуть

Правильная осанка – залог здоровья!

Правильную осанку надо начинать формировать с детства, хотя маленьким сорванцам трудно объяснить, что хорошая осанка является не только залогом здорового образа жизни, но и показателем красоты и эстетики. Родителям следует обращать внимание на искривленность позвоночника, наблюдать за положением спины ребенка во время занятий или отдыха. Нужно отметить, что дети с неровной спиной чаще других болеют простудными заболеваниями, гастритами и запорами. Все эти признаки говорят о возможных проблемах работы легких и сердца. Чтобы предотвратить нежелательные возможные последствия искривления осанки, вы, как заботливые родители, можете еще до посещения поликлиники выявить признаки развития нарушения осанки у ребенка.

Обратите внимание на следующие показатели:

  • ежедневная переутомляемость;
  • характерные неуклюжие телодвижения;
  • нежелание принимать участие в подвижных играх;
  • жалобы на то, что «ломит» конечности после долгих прогулок;
  • частые головные боли;
  • болезненные ощущения в области шеи;
  • ребенок сидит на табурете, опираясь на локти;
  • малыш не может много времени находиться сидя в одном положении тела;
  • характерные звуки «хрустящих» суставов.

В случае, если наблюдая за жизнедеятельностью ребенка, вы заметили какие-либо признаки и симптомы, описанные выше, рекомендовано обратиться в ближайшее время к доктору. Врач обследует ребенка и назначит необходимое лечение, которое будет включать употребление соответствующих препаратов и выполнение некоторых процедур, все зависит от степени искривления осанки. Весьма результативным будет посещение оздоровительной специальной гимнастики, массажа, гидропроцедур.

Для того чтобы у ребенка с детства не было проблем с осанкой, надо прививать ему любовь к физической активности – проводить профилактику возможных нарушений. 

Систематически выполняйте с малышом физические упражнения, и у вас и вашего ребенка будет всегда красивая осанка.

  1. Станьте прямо, ноги должны быть на уровне ширины плеч:
  • руки – на поясе, вдыхайте воздух, и одновременно разводите локоточки, пока лопатки не сойдутся. Выдыхайте воздух, возвращаясь в изначальное позицию. Повторяйте это упражнение пять и более раз.
  • разведите руки по сторонам, делайте поступательные движения по кругу, дышите произвольно. Периодичность движений – не менее десяти раз.
  1. Ноги ставим шире плеч, кисти рук прижмите к плечевым суставам. На выдохе наклоняйтесь вперед, а на вдохе – назад на начальную позу. Важно, держите спину прямолинейно. Выполняйте по пять-шесть подходов.
  2. Наклоны вперед с соединенными руками за спиной, повторяйте пять-шесть раз.
  3. Работа с гимнастической палочкой:
  • возьмите ее в выпрямленные перед собой руки, приседайте на выдохе, а на вдохе – вернитесь на изначальную позицию. Отрабатывается по четыре-пять приседания только с прямой спиной.
  • со спортивной палкой в руке на вдохе потягивайтесь вперед и вверх, после чего, вернитесь в изначальный вид. Сделайте так 4-5 раз.
  1. Займите положение лежа на спине, руки – вдоль туловища. Поднимайте поочередно ноги вверх и возвращайте обратно (3-4 раза).
  2. Лягте на живот:
  • оставляя руки на поясе, приподнимайте свое тело вверх, при это делай вдох, и опускайте на пол, выдыхая. Делайте 3-4 подхода.
  1. Держа руки на талии выполняйте прыжки вверх, чередуя с ходьбой.
  2. В конце комплекса упражнений, разводите руки на выдохе, и соединяйте их на вдохе.

Существуют также специальные полезные упражнения для упрочнения работы мышц спины. Систематическое выполнение полного комплекса укрепляет весь организм, работа над каждым упражнением не требует много времени – от нескольких секунд до трех минут.

Возьмите себе на заметку следующую тренировку:

  1. Лежа на спине делайте круги ногами, изображая езду на велосипеде.
  2. Выполняйте махи прямыми ногами, лежа на полу. Сам процесс напоминает «ножницы» — скрещивание ног.
  3. Лежите на полу на спине, разместив руки вдоль корпуса, ноги должны быть согнуты в коленях. Приподнимите таз от пола насколько сможете вверх, удерживая его в таком положении несколько секунд, после чего – вернитесь в начальную позу.
  4. Продолжайте лежать на спине, ногами пытайтесь достать пол над головой, аккуратно возвращая ноги обратно.
  5. Сидя на полу, обхватите руками колени, после чего выполните катание на спине по горизонтальной поверхности, пытаясь возвращаться в изначальную позицию.
  6. Лежа на животе удерживайте лодыжки, в таком виде потянитесь вверх. Одновременное делайте поднятие вверх ног и рук, фиксируя их в одном положении на какое-то время.
  7. Упритесь в пол реками и коленями, прогните спину вниз, поднимая голову вверх.
  8. Следующее физическое упражнение выполняйте с ребенком: пусть малыш упрется руками в пол, пока мама или папа возьмет его за лодыжки. В таком положении «ходите» на руках несколько минут.

 

Литература:

1.Логвина Т.Ю. Физкультура, которая лечит: Пособие для педагогов и мед. работников дошк. Учреждений / Т.Ю. Логвина. – Мозырь: ООО ИД « Белый Ветер», 2003.

2.Моргунова О.Н. « Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ» Практическое пособие. Воронеж: Т.Ц. «Учитель», 2005;

 

Подготовил руководитель физического воспитания Липай Е.Ф.

свернуть

Фитбол-гимнастика- профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста

Фитбол – гимнастика – это выполнение упражнений с большим ярким мячом из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа  на нем, на животе или спине с опорой о пол руками, ногами, лежа на полу, упражнения в движении и различные виды бросков.

При выполнении упражнений на фитболах происходит коррекция нарушений осанки, так как колебания мяча (вибрация) воздействует на позвоночник, межпозвоночные диски, ткани и суставы. При систематически нарастающей нагрузке укрепляется мышечный корсет и брюшной пресс, улучшается обмен веществ в межпозвоночных дисках, а также крово - и лимфообращение в области позвоночника.

Рекомендации при выполнении упражнений на фитболах:

  • Подберите мяч по росту ребенка.
  • Начинайте выполнять упражнения с простых исходных положений постепенно подготавливая организм к физической нагрузке,  примерно 5 минут. Затем, переходите к более сложным заданиям, тренируя различные мышечные группы  примерно 15 минут. Заканчивайте  занятие постепенным переходом  от повышенной мышечной деятельности к спокойной - 5 минут.
  • Упражнения не должны причинять боль и вызывать дискомфорт.
  • Исключите упражнения на скручивание в шейном и поясничном отделах позвоночника, упражнения с интенсивным напряжением мышц шеи и спины, быстрые и резкие движения.
  • Выполняя упражнения в положении лежа на спине или животе, голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
  • При выполнении упражнений в положении лежа на животе с упором руками о пол, ладони располагаются параллельно на уровне плечевого сустава.
  • Занимаясь с ребенком, соблюдайте страховку, следите за техникой выполнения упражнений.
  • Очень важно создавать у ребенка положительный эмоциональный фон и бодрое настроение.
  • Занятия проводить в хорошо проветренном помещении.
  • Время для занятий утром до обеда или вечером до ужина.
  • Продолжительность не более 25 минут.

Предлагаем вам примерный комплекс упражнений с использованием художественного слова для хорошего настроения. Стихи использовать, как рифмовку вместо счета раз – два, три – четыре.

 

Упражнение №1 « Я расту»

И.П. Стоя на полу, ноги на ширине ступни, мяч внизу. 1 - 3 держать мяч за рожки, поднять вверх, посмотреть на него, встать на носки. 2 – 4 вернуться в исходное положение. Повтор: 5-6 раз.

 

Упражнение №2 «Силачи»

И.П. Сидя на мяче, руки в стороны ладонями вверх. 1 -3 согнуть с силой  руки к плечам. 2 -4 вернуться в исходное положение. Повтор: 5-6 раз.

Силачи, силачи,

Съели калачи.

Съели все калачи,

Вот такие силачи.

 

Упражнение №3 «Мельница»

И.П. Сидя на мяче, одна рука вверху, другая внизу, пальцы разведены. 1 -8 вращение прямыми руками вперед, 9 -16 вращение прямыми руками назад.

Дуйте, дуйте ветры в поле,

Чтобы мельницы мололи.

Чтобы завтра из муки,

Испекли нам пирожки.

 

Упражнение №4 «Колобок»

И.П. Стоя на коленях, мяч перед собой. 1 -2 прокатывать мяч пальцами вокруг себя вправо, влево, сесть на пятки, 3 -4 поменять за спиной руку, прокатывать мяч вперёд, встать на колени, поменять руку. Повтор: по 3-4 раза.                                        

 

Упражнение №5 «Горка»

И.П. Сидя на полу, мяч за спиной держать за рожки. 1-3 приподнять туловище, опираясь на стопы, спина упирается в мяч, голову держать на одной  линии с позвоночником. 2-4 вернуться в исходное положение. Повтор 5-6 раз.   

                                

Упражнение №6 «Прятки»

И.П. Сидя на полу, ноги врозь, мяч между ног, руки на мяче. 1-3 наклоняться, прокатывая мяч вперёд, спрятаться за него. 2-4 вернуться в исходное положение. Повтор: 5-6 раз.     

 Раз, два, три, четыре пять,

Начинаем мы играть.

Раз, два, три, четыре пять,

Будем прятаться опять.

 

Упражнение №7 «Самолёт»

И.П. Лёжа  животом на мяче, упор на стопы, руки ладонями упираются в пол. 1-3 руки в стороны, голову держать прямо, смотреть вниз. 2-4 вернуться в исходное положение. Повтор: 6 раз.

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

 

Упражнение №8 «Покатаемся».

И.П. Лёжа  животом на мяче, руки упираются ладонями в пол, ноги вытянуты.1-2-3-4  на мяче, голову держать прямо, смотреть вниз, 5-6-7-8 тоже назад. Вернуться в исходное положение. Повтор: по 3 раза.

Мы катились, мы катились.

А потом, мы воротились.

Покатились мы вперёд,

А потом, наоборот.

 

Упражнение №9 «Мостик»

И.П. Лёжа на спине, на полу, ладони упираются в пол, ноги на мяче. 1-3 приподнять туловище, упор на пятки и лопатки. 2-4 вернуться в исходное положение. Повтор:5-6 раз. По мосточку пойдём,

В гости к солнышку придём.

По мосточку шли, шли,

В гости к солнышку пришли.

 

Упражнение №10 «Вверх – вниз»

И.П. Лёжа на спине, на мяче, руки держат мяч сбоку, ноги прямые. 1-3 скатиться по мячу вниз, сесть, 2-4 принять исходное положение. Повтор: 5-6 раз. Произносить: Вверх – вниз», при выполнении упражнения.

 

Упражнение №11 «Мой весёлый звонкий мяч»

И.П. Сидя на мяче, держась за рожки, выполнять прыжки на месте, или с продвижением вперёд.         

Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой.

 

Литература:

1.Власенко Н. Э.  Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста (теория, методика, практика). — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

2.Потапчук А.А., Лукина Г.Г. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте : учеб.-метод. пособие / под ред. С.П. Евсеева. СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. 3. Романова Е.Е. Использование методики фитбола на занятиях с дошкольниками 5–6 лет // Физическая культура и спорт в системе воспитания петербуржцев : материалы науч.-практ. конф

 

Подготовил руководитель физического воспитания Липай Е.Ф.

свернуть

Готовимся в поход

Туристская прогулка — форма организации туристской деятельности, предполагающая кратковременное пребывание в природных условиях и

овладение некоторыми элементарными туристскими навыками.

Прежде всего, туристские прогулки оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы, передвижения на велосипедах, на лыжах) способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффективной защиты от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний.

В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольника. Пеньки, канавки, деревья, ручьи, бревнышки, а также природный материал (шишки, желуди, камешки, палки) стимулируют двигательную активность детей. Многократно, без устали и снижения интереса выполняя разнообразные двигательные действия в естественных условиях (лес, парк, луг, поле, берег реки), малыш проявляет творчество, мышечную раскрепощенность. Во время движения у детей совершенствуются навыки ходьбы по пересеченной местности.

Теперь поговорим о подготовке одежды и личного походного снаряжения ребенка.

Обязательным является приобретение рюкзаков для каждого участника похода. Спортивные сумки, пакеты и корзины не „могут заменить удобного вместительного рюкзака, переноска которого освобождает руки для самостраховки и помощи друг другу. Начинающему туристу можно приобрести или сшить заплечный мешочек с широкими и мягкими лямками, липучками-застежками, нарядными и удобными для неокрепшей руки малыша пряжками — автоматами и бегунками. Маленький рюкзачок можно украсить аппликацией, мелкими игрушками-брелками, и тогда он станет любимым спутником юного путешественника.

На заметку!

При выборе рюкзака для детей обратите внимание на следующие его характеристики: жесткость конструкции, которая обеспечивается уплотнителями задней стенки, а иногда наличием рельефных прокладок под поясницу; наличие широких мягких регулируемых лямок; выполнение его из дышащеводонепроницаемой ткани, прочность швов и креплений; наличие боковых и задних кармашков, позволяющих туристу переносить всякую нужную мелочь. Современные рюкзаки содержат поясные и нагрудные регулируемые ремни, позволяющие равномерно распределить вес рюкзака на мышцы шеи, плеч и спины. Рюкзак должен быть очень нарядным и привлекательным для ребенка. Такой рюкзак может послужить юному туристу верную службу не один год.

Вес рюкзака с содержимым для ребенка 5-6 лет должен составлять 1-1,5 кг.

Для отдыха детей во время привалов необходимо предусмотреть индивидуальные коврики. Длина коврика должна быть не меньше роста человека, чтобы можно было обеспечить отдых позвоночнику и ногам во время привалов, а также использовать его на ночевках в семейных походах, а вот ширина — не более 60-70 см. Наиболее распространенным является пенополиуретановый коврик — сокращенно «пенка». Положенная на снег или на мокрую землю, она не даст замерзнуть за счет большого количества микропор с воздухом. Сложенная в рулон, она надежно крепится ремешками к рюкзаку туриста и очень легка в переноске. Сейчас такие коврики можно приобрести в любом спортивном магазине.

Следующим этапом в подготовке к прогулкам является подбор обуви и одежды для ребенка. Основной принцип, которого необходимо придерживаться в этом вопросе, — одежда не по сезону, а по погоде. Однако необходимо учитывать не только состояние погоды (силу ветра, температуру, влажность воздуха) на момент выхода на тропу, но и возможность ее изменения. Поэтому необходимо положить в рюкзак накидку от дождя. Обувь ребенка должна быть разношенной, удобной, позволяющей вставить войлочную стельку и надеть два носка — хлопчатобумажный и шерстяной (что способствует теплообмену). Это могут быть кроссовки, кеды на толстой подошве. Самым лучшим вариантом являются кожаные туристские ботинки на рельефной подошве, особенно если намечается поход по каменистой местности или в сырую прохладную погоду. В холодный период это могут быть кожаные зимние сапоги или ботинки. Одежда должна быть удобной для выполнения активных движений. Но даже летом не следует надевать короткие шорты, если запланирован поход в лес, чтобы уберечь ноги малыша от укусов клещей, порезов, царапин и прочих неприятностей. В прохладную погоду рекомендуется иметь ветровую куртку с капюшоном и аналогичного качества брюки. В зимний период — это комбинезон для мальчиков, куртка с капюшоном и брюки на двойном синтепоне для девочек. Такая одежда предохранит ребенка от ветра и попадаемой на нее влаги в случаях падения и во время отдыха. Количество и толщина нижних слоев одежды зависит от погоды и способа передвижения группы. Оптимально, если родители предусматривают возможность варьирования одежды во время активного движения и пассивного отдыха (дополнительные верхние жилеты, уплотнители, капюшоны, шарфы, накидки и т.п.)

Необходимо продумать головной убор. В теплый период — можно использовать спортивную кепку-бейсболку или спортивную панаму, предохраняющую от солнечных лучей и создающую определенный стиль в одежде туриста. В холодный период — спортивную шапочку (с дополнительным слоем-утеплителем в ветреные и морозные дни). У каждого туриста должны быть запасные рукавицы и носки, даже если группа уходит на двухчасовую прогулку.

Во время кратковременных туристских прогулок не планируются специальные завтраки или обеды, так как путешествие организуется сразу после завтрака и к обеду дети возвращаются. Однако не стоит лишать детей удовольствия перекусить на свежем воздухе. Опыт показывает, что даже после второго завтрака в лесу дети с удовольствием поглощают обед по

возвращении в группу. Содержание завтрака в теплый и холодный периоды года, конечно, должно различаться. Прежде всего это касается напитков. Горячий чай в мини-термосе прекрасен в холодные дни, а сок, морс, компот в пластиковых бутылках, фляжках, герметичных коробках — в теплые. Остальное — дело вкуса ребенка. Можно взять с собой сухарики, баранки, печенье, орешки, а в теплый период года — овощи, фрукты. Несколько конфет-леденцов помогут справиться ребенку с жаждой во время движения. Однако содержание перекуса ребенка не должно быть предметом хвастовства или зависти детей. Это должны быть простые продукты, которые можно легко разделить, чтобы угостить друзей. Следует избегать скоропортящихся продуктов (мясных и молочных).

Содержание походной аптечки:

- перевязочные средства (бинты, стерильные марлевые тампоны, лейкопластырь);

- резиновый жгут;

- 5%-ный спиртовой раствор йода;

- калия перманганат;

- бриллиантовый зелёный;

- раствор перекиси водорода;

- болеутоляющие средства.

Внимание! Создадим у детей радостное ожидание предстоящей прогулки - они обязательно должны участвовать в сборах.

 

 

Литература:

1.Бочарова, Н.И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений Н.И.

Бочарова. — М.: Аркти, 2004.

2. Варивода, В.С. Экологическое воспитание дошкольников / В.С. Варивода. — Мозырь: Белый Ветер, 2002. 3. Дедулевич, М.Н. Сто тропинок, сто дорог / М.Н. Дедулевич. — Минск: Нар. асвета, 2000.

 

Подготовил руководитель физического воспитания Липай Е.Ф.

свернуть
поделиться в: