Анализ деятельности за 2020/2021 уч.год

Анализ деятельности

за предыдущий 2020/2021 учебный год

Государственное учреждение дошкольного образования «Узденский центр развития ребенка «Вясёлка» действует на основании Устава (новая редакция), утвержденного решением Узденского районного исполнительного комитета 30.05.2019 №690346583 и в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении дошкольного образования и другими нормативными правовыми актами в сфере дошкольного образования.

В 2020/2021 учебном году в учреждении образования функционировало 13 групп (из них 3 группы - первые младшие, 3 – вторые младшие, 3 – средние, 3 – старшие, 1 - санаторная группа), которые посещало 320 воспитанников.

В соответствии с Уставом в учреждении образования созданы органы самоуправления: совет учреждения, педагогический и попечительский советы, родительский комитет, продуманы вопросы для рассмотрения на совете учреждения на весь учебный год и прописаны в годовом плане учреждения, в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь (Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь 19.01.2009 № 4) оформляются протоколы заседания совета учреждения. 

С учетом запросов родителей в течение учебного года активно развивались разные формы дошкольного образования: группы утреннего и вечернего приема, выходного дня, «материнская школа». Для 34 детей работали по режиму кратковременного пребывания.  Прием детей осуществляется в соответствии со ст. 45, главы 5 Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150. На всех воспитанников имеются заявления законных представителей, направления управления по образованию, спорту и туризму, медицинские справки о состоянии здоровья. Заведующим ведется Книга движения детей, приказы о зачислении детей в учреждение образования пишутся на основании заявлений родителей (законных представителей) по мере поступления детей.

На протяжении года учреждение образования предоставляло образовательные услуги сверх базового компонента. Для воспитанников средних, старших и санаторной группы в учебный план включены занятия по театрально-игровой деятельности и хореографии. 135 воспитанников развивали свои способности в 9 группах по интересам (8 групп – на платной основе) различной направленности, что в целом способствовало повышению авторитета и развитию экономической самостоятельности учреждения образования. Руководители групп по интересам неоднократно представляли результаты своей деятельности на родительских собраниях, мероприятиях города (в районной акции «Наши дети»).

В 2020/2021 учебный год управленческую деятельность осуществлял заведующий Липай Т.Т., образование высшее по профилю работы, стаж в должности – 19 лет. Заместителем заведующего по основной деятельности работает Бересневич И.П., образование высшее по профилю работы, стаж в должности – 13 лет. В должности воспитателя-методиста на 0,5 ставки работает Шабан Т.В., образование высшее педагогическое, стаж в должности – 3 года.

Процесс обучения и воспитания обеспечивало 33 педагога, образовательный уровень которых выше районного показателя. За 3 последних года процент педагогов с высшим образованием значительно повысился и составляет 81,8 % (2019/2020 – 82,4 %), в том числе с высшим образованием по профилю работы 88,8 % (за истекший период - 85,3 %). Кроме того, 8 педагогов имеют специализацию: руководитель физвоспитания, хореография, психология, экология; 4 педагога (9 %) – повышают образовательный уровень в педагогических Вузах (Теслюк Е.А., Романович С.В., Зыблюк О.Т.). Два педагога (Шабан Т.В., Протасевич О.И.) проходят переподготовку в Академии последипломного образования по специализации «Менеджмент учреждений дошкольного, общего среднего образования, дополнительного образования и молодежи.

Анализ квалификационного уровня педагогов с высшей квалификационной категорией составляет 27,2 % (2019/2020 уч. г. - 23,5 %). К концу 2020/2021 учебного года с высшей и первой квалификационными категориями работает 78,7 % (за истекший период - 76,5 % педагогов), со второй – 20 % (2019/2020 уч. г. – 16,5 %) педагогов. Без категории работают 0 % (2019/2020 уч. г. – 7 %). 85 % педагогов УДО имеют «Сертификаты пользователя информационных технологий». Специалисты способны на высоком профессиональном уровне подготовить презентацию опыта работы.

На протяжении учебного года в учреждении создавались условия для подготовки педагогов к образовательному процессу и совершенствования их профессиональных компетенций, во многом этому способствовал информационно-методический кабинет, оснащенный современными техническими средствами, что позволило значительно расширить возможности педагогов в самообразовании и в подготовке к занятиям.

В 2020/2021 учебном году работа коллектива была направлена на реализацию годовых задач:

  1. Воспитание основ экологической культуры воспитанников посредством внедрения в образовательный процесс инновационных форм организации деятельности.
  2. Развитие словесного творчества воспитанников в процессе приобщения к художественной литературе и миру тетра, используя разные виды, формы и методы работы с текстом.

В соответствии с годовыми задачами осуществлялась работа со всеми участниками образовательного процесса. Методическое сопровождение деятельности педагогических кадров осуществлялось дифференцированно по запросам педагогов через разнообразные формы работы: семинары-практикумы «Современные подходы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста», экологический квэст «Волшебная книга знаний», педагогический КВН «Развитие художественно-речевой деятельности воспитанников средствами художественной литературы и мира театра», мастер-классы, консультации практикоориентированной направленности, в подготовке которых приняли участие педагоги-мастера и педагоги с устоявшимся стилем работы. Заслуживает внимания декада открытых занятий, направленная на раскрытие и выявление личностного и творческого потенциала педагогов, трансляцию опыта педагогов-мастеров Титовец Н.И., Петкевич Е.В., Кастюковец Е.В., Гончаровой М.А., Гуринович М.В., Березовской В.А. и педагогов с небольшим стажем работы Беньковской Ю.А., Романович С.В. Такой обмен опытом способствовал совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в руководстве художественно-речевой и познавательной деятельностью воспитанников.

С учетом современных требований к педагогическим кадрам в учреждении образования создано педагогическое сообщество «Творческая группа профессионального развития педагога», в которую входят опытные педагоги, имеющие достаточный уровень профессиональных знаний, умений, навыков и способных к творческому подходу в создании условий для разностороннего развития воспитанников. Данная группа на протяжении текущего учебного года координировала работу педагогического коллектива по обобщению, распространению педагогического опыта среди коллег на уровне учреждения, а также принимала активное участие в конкурсных мероприятиях районного и областного уровней, в частности при подготовке материалов на областные мероприятия «Удивительный мир детства», «Ориентиры детства».

Для определения уровня профессионального мастерства педагогов использован лист оценки эффективности методической работы. По данным письменного опроса наиболее эффективными формами методической учебы педагоги считают открытые просмотры у коллег (90,9 %), участие в работе практикумов и творческих мастерских (81,8 %), работу по самообразованию (84,8 %). От 70% до 100% оценивают педагоги эффективность работы творческой группы. При этом 75,7 % педагогов отмечают высокий уровень своего участия в проводимой в учреждении методической учебе.

Воспитателями и специалистами эффективно использовались в образовательном процессе педагогические технологии белорусских авторов и такие современные методики и технологии, такие как ЛЕГО-технологии (Шабан Т.В.), ОТСМ-ТРИЗ-технологии (Цвирко Е.В., Никанович Е.В, Петкевич Е.В., Петрова Л.И., Гончарова М.А.), информационно-коммуникативные (Гуринович Е.В., Титовец Н.И., Барщевская Е.С., Камеш Л.Н., Масло О.С., Протасевич О.И., Петрова Л.И., Гончарова М.А., Малиновская Е.Н.), метод проектов (Петрова Л.И., Романович С.В., Гончарова М.А., Петкевич Е.В.). 

В целях патриотического воспитания и популяризации белорусского языка во всех возрастных группах учреждения образования ежеквартально проходила неделя белорусского языка. На официальном сайте учреждения в одноименной закладке “Вывучаем родную мову” содержится информация для педагогов и родителей по данной теме.

Проводимая методическая работа способствовала результативному участию отдельных педагогов и всего коллектива в районных, областных и международных конкурсах.

На протяжении последних двух лет учреждение образования занимает призовые места (дипломы 3-ей степени) в областных фестивалях-конкурсах «Удивительный мир детства» (2020 год – в номинации «Территория детства: авторская дидактическая игра», 2021 год - в номинации «Территория детства: театральная студия в учреждении дошкольного образования»).

В 2020/2021 учебном году центр развития ребенка стал победителем областного этапа VI республиканского смотра-конкурса детского творчества «Здравствуй, мир!» (3-е место в номинации «Изобразительное искусство», воспитанница Волосевич Маргарита, руководитель Беть Е.В.). В рамках районного смотра-конкурса «Лучший двигательный уголок» учреждение признано дипломантом 1-ой степени. Сертификат участников областного конкурса «Педагогическая IT-мозаика» получили 2 руководителя физического воспитания Липай Е.Ф., Атрушкевич Е.В. В районном конкурсе новогоднего оформления учреждение заняло 1 место в номинациях «Лучшая новогодняя елка», «Лучшее оформление помещений», 2 место в номинации «Лучшее оформление фасада». В текущем учебном году учреждение получило благодарственное письмо за участие в 16 международном конкурсе живописи графики «На своей земле». В районном этапе республиканского конкурса экологических фотографий и рисунков «Созидая, не разрушай!» 2 работы воспитанников Бересневича Д., Волосевич М. заняли призовые места (1 и 2 место).

Педагогами учреждения образования представлен опыт работы на областных вебинарах (2020 год – по теме «Обучение детей дошкольного возраста спортивной игре в футбол» (руководитель физического воспитания Атрушкевич Е.В., 2021 год – «Интерактивный справочник как средство приобщения детей и родителей к спортивным играм» заместитель заведующего по основной деятельности Бересневич И.П.). В феврале 2021 года на областном заседании Совета заведующих Бересневич И.П. представлен опыт работы учреждения по теме «Внедрение модели программно-методического обеспечения групп кратковременного пребывания государственного учреждения дошкольного образования «Узденский центр развития ребенка «Вясёлка».

В апреле 2021 года педагоги учреждения Беть Е.В., Кастюковец Е.В., Абражевич А.Н. приняли участие в районном легкоатлетическом забеге «Минщина спортивная – за Беларусь!»

В учреждении созданы условия для развития творческих способностей воспитанников. В 2020/2021 учебном году 94 % воспитанника 4-6 лет развивали свои способности в девяти группах по интересам художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной, интеллектуально-развивающей направленности. В 2021 году 2 воспитанницы Михайловская А., Довгулевич У. одержали победу в районном этапе областного фестиваля-конкурса «Зажги свою звезду» в номинациях «Хореография», «Декоративно-прикладное искусство».

Оснащенность групп, залов и кабинетов средствами воспитания, обучения, учебно-наглядными пособиями, играми и игровым оборудованием, компьютерной техникой, электронными средствами обучения, спортивным инвентарем в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 года № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования», составляет к концу учебного года 93 % (на 05.09.2020 – 92,5 %), надворным оборудованием 80 % (+0,5 % к уровню прошлого года – 79,5 %).

Согласно Перечня учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение, учреждение обеспечено на 96,4 %: для педагогов – 97 %, для воспитанников – 95,8%. Анализ учебной литературы показал, что в достаточном количестве имеются учебно-наглядные пособия серии «Мир детства» (на 05.09.2020 данный показатель составлял 93 %).

Образовательный процесс с воспитанниками организовывался в соответствии на основе учебно-программной документации, учебной программы дошкольного образования. Использовались пособия, учебно-методические издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерства образования Республики Беларусь. При организации образовательного процесса использовались групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы, методы проблемно-развивающего обучения, что способствовало качественной организации образовательного процесса и усвоению детьми программного материала.    

У воспитанников старшей группы сформированы основы мотивации учебной деятельности, что свидетельствует о наличии системы в организации обучения детей. Анализ организации подготовки детей к школе в старших группах показал достаточный уровень компетентности педагогов Шабан Т.В., Петкевич Е.В., Петровой Л.И., Протасевич О.И., Гончаровой М.А., Малиновской Е.Н., которые продемонстрировали высокий уровень организации самостоятельной деятельности детей в развитии речевых и познавательных способностей своих воспитанников, использовании разнообразных методов и приемов в работе, в создании соответствующей предметно-развивающей среды в группах.

Повышению уровня физической подготовленности воспитанников послужил дифференцированный подход, применяемый руководителями физвоспитания при организации физкультурно-оздоровительной работы. Занятия руководителей физического воспитания Липай Е.Ф., Атрушкевич Е.В., Абражевич А.Н. носили здоровьесберегающую направленность, правильно распределялась физическая нагрузка на детский организм, последовательно отрабатывалась техника выполнения основных видов движений, осуществлялся контроль за дыханием и осанкой детей. С целью увеличения двигательной активности педагогами использовались различные способы организации занятий, музыкальное сопровождение, разнообразные игровые сюжеты.

В текущем учебном году в учреждении образования аттестационной комиссией были аттестованы на вторую квалификационную категорию воспитатель по театрально-игровой деятельности Беньковская Ю.А., воспитатель по хореографии Добриневская Н.В., руководитель физического воспитания Абражевич А.Н., на первую квалификационную категорию - воспитатели дошкольного образования Протасевич О.И., на высшую квалификационную категорию – воспитатели дошкольного образования Кастюковец Е.В., Шабан Т.В. Воспитатели и специалисты продемонстрировали высокий профессиональный уровень при организации образовательного процесса, что дало им право претендовать на первую и высшую квалификационную категории. Приведенные выше данные свидетельствуют о грамотно спланированной методической работе, педагоги учреждения стремятся к самосовершенствованию, повышению своего профессионального мастерства, находятся в постоянном творческом поиске. Об этом свидетельствует и анализ выполнения перспективного плана-графика курсовой переподготовки.  В соответствии с перспективным планом-графиком в 2021 году повышение квалификации в государственном учреждении образования «Минский областной институт развития образования» и «Академия последипломного образования» прошли 7 педагогов.   

Вместе с тем, в учреждении не исчерпан резерв повышения как образовательного уровня, так и квалификационного. Это педагоги, имеющие среднее специальное образование: Никанович Е.В., Теслюк Е.А., музыкальные руководители Камеш Л.Н., Масло О.С., со второй квалификационной категорией - педагоги Романович С.В., Малиновская Е.Н. Высокий профессиональный уровень демонстрировали при организации образовательного процесса руководитель физвоспитания Липай Е.Ф., воспитатели дошкольного образования Арцыхович С.В., Теслюк Е.А., Гуринович М.В., Беть Е.В., что дает право названным педагогам претендовать на высшую квалификационную категорию в 2021/2022 учебном году.

Работая в рамках решения годовых задач, педагоги активно включали в образовательный процесс родителей, приобщая их к разработке пособий и пополнению предметно-развивающей среды групп, к участию в конкурсных мероприятиях по разработке авторских экологических проектов, разных видов кукольных театров, развития творческих способностей воспитанников.

Взаимодействие с семьями воспитанников планировалось с учетом социально-психологических характеристик: на конец учебного года многодетных семей составило – 44 (144 ребенка), неполных семей - 37 (62 ребенка), малообеспеченных - 4 семьи (8 детей). В учреждении образования продолжалась работа по педагогическому и правовому просвещению родителей: родительские собрания с приглашением специалистов РОВД, РОЧС, здравоохранения и образования. В структуру родительского всеобуча включались различные формы работы, предусматривалась дифференциация просвещения.  Для информирования родителей активно использовался интернет-сайт учреждения. Проводился письменный опрос законных представителей по потребности в образовательных услугах сверх базового компонента, организации новых форм образования, изучалась удовлетворенность организацией питания детей. 

Приказом руководителя учреждения дошкольного образования от 30.08.2020 года «О зачислении воспитанников в ПКПП», коррекционно-педагогическую помощь получали 88 воспитанников с различными речевыми нарушениями. Для оказания коррекционно-педагогической помощи в учреждении работало 4 учителя-дефектолога с высшим дефектологическим образованием, соответствующей специализацией, которыми активно организовывалась консультативная деятельность посредством стендового информирования, сайта, использования в работе различных интернет-ресурсов.

Медицинское обслуживание воспитанников в учреждении образования согласно штатному расписанию УЗ «Узденская центральная районная больница» осуществляли врач-педиатр, 3 медицинские сестры.  Медицинскими работниками осуществлялся контроль за санитарным состоянием помещений учреждения, за организацией питания, велась просветительская работа с педагогическим и техническим персоналом, родителями воспитанников. 

По результатам медицинского осмотра наблюдается некоторое снижение динамики групп здоровья воспитанников.  Основными факторами снижения являются появление заболеваний органов дыхания (рецидивирующего бронхита, пневмонии, увеличение миндалин), органов сердечно-сосудистой системы (ДХЛЖ, ФСШ, ФОО), проблемы с речью (дизартрия, ОНР), кариес. В каждой возрастной группе совместно с медицинской сестрой велся мониторинг состояния здоровья воспитанников, что позволило отследить эффективность работы в каждой возрастной группе и сезонные влияния на состояние здоровья воспитанников. 

 

Группа здоровья

2019/2020 уч.г.

2020/2021 уч.г.

Первая

27 %

36 %

Вторая

69 %

61 %

Третья

3,7 %

2 %

Четвертая

0,3 %

1 %

 

Количество дней, пропущенных одним ребенком по болезни за период учебного года составило 2,2 дня, показатель увеличился по сравнению с предыдущим годом по причине заболеваний covid-19 (1,6 дня). Индекс здоровья по сравнению с предыдущим годом остался таким же и составил 96 %.  Благодаря проводимой в летний период оздоровительной работе уровень заболеваемости воспитанников значительно сократился. Индекс здоровья за летние месяцы составил 100 %. Количество дней, пропущенных одним ребенком за лето – 0 д/д.

На протяжении года каждый ребенок санаторной группы проходил два курса по 10 сеансов общеукрепляющего массажа (в других группах – по 1 курсу), по назначению врача проводились ингаляции, физиопроцедуры, сеансы аппаратом «Биоптрон». Результативность проводимой работы подтвердилась положительной динамикой воспитанников санаторной группы (снятие диагнозов ЧДБ у 35 % воспитанников).

Питание воспитанников организовывалось на основе перспективных рационов на зимне-весенний период и носило сбалансированный характер. В групповых помещениях и на пищеблоке размещалась информация о ежедневных рационах питания (ежедневное меню) с указанием полных наименований блюд и выхода блюд, с рекомендуемым набором блюд для домашнего ужина. В течение года дети получали овощи, соки, фрукты. В меню часто включались творожные, яичные, рыбные блюда. Выполнение натуральных норм по отдельным продуктам составило по сравнению с прошлым годам: мясо – 100 % (100%), птица – 99 % (98 %), рыба – 96 % (96 %), творог – 100 % (100 %), сыр – 100 % (99 %), соки – 100 % (100 %). Средний показатель выполнения натуральных норм составляет 95,4 % (2019/2020 учебный год – 95,3 %). Режим питания, доведение всех блюд до детей контролировались в течение года всеми службами. Контроль за организацией питания со стороны администрации учреждения серьезных нарушений не выявил.

В учреждении образования уделяется внимание охране труда и технике безопасности работников учреждения, приняты меры по безопасному пребыванию воспитанников. Обеспечивается пропускной режим. Три раза в год обследуется и испытывается физкультурное и игровое оборудование, что подтверждается актами проведенных испытаний.

Анализ результатов тематического и оперативного контроля за отчетный период по образовательным областям учебной программы дошкольного образования свидетельствует, что требует совершенствования работа по обучению воспитанников конструктивно-технической деятельности, развитию нравственно-патриотических чувств, формированию национального самосознания.