Анализ деятельности за предыдущий 2022/2023 учебный год

Анализ деятельности

за предыдущий 2022/2023 учебный год,

задачи на предстоящий 2023/2024 учебный год

 

Государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка «Вясёлка» г. Узда» действует на основании Устава (новая редакция), утвержденного решением Узденского районного исполнительного комитета 16.11.2022 № 690346583 и в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении дошкольного образования и другими нормативными правовыми актами в сфере дошкольного образования.

В 2022/2023 учебном году в учреждении образования функционировало 13 групп (из них 3 группы - первые младшие, 3 – вторые младшие, 3 – средние, 3 – старшие, 1 - санаторная группа), которые посещало 282 воспитанника.

В соответствии с Уставом в учреждении образования созданы органы самоуправления: педагогический и попечительский советы.

С учетом запросов родителей в течение учебного года активно развивались разные формы дошкольного образования: группы утреннего и вечернего приема, выходного дня, «материнская школа». Для 27 детей работали по режиму кратковременного пребывания.  Прием детей осуществляется в соответствии со ст. 45, главы 5 Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150. На всех воспитанников имеются заявления законных представителей, направления управления по образованию, спорту и туризму, медицинские справки о состоянии здоровья. Заведующим ведется алфавитная книга, приказы о зачислении детей в учреждение образования пишутся на основании заявлений родителей (законных представителей) по мере поступления детей.

На протяжении года учреждение образования предоставляло образовательные услуги сверх базового компонента. Для воспитанников средних, старших и санаторной группы в учебный план включены занятия по театрально-игровой деятельности и хореографии. 110 воспитанников развивали свои способности в 10 группах по интересам (9 групп – на платной основе) художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной, интеллектуально-развивающей направленности, что в целом способствовало повышению авторитета и развитию экономической самостоятельности учреждения образования. В 2022/2023 учебном году 69 % (в сравнении с 2021/2022 учебном году 84 %) воспитанника 4-6 лет развивали свои способности в 10 группах по интересам. В январе текущего года на открытии III этапа республиканской олимпиады по учебным предметам в ГУО «Узденский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей». Информация о проведении мероприятий транслировалась на страницах районной и областной прессы, телеграмм-канале.

В 2022/2023 учебном году управленческую деятельность осуществлял заведующий Шабан Т.В., образование высшее по профилю работы, стаж в должности – 2 года. Заместителем заведующего по основной деятельности работает Гуринович М.В., образование высшее по профилю работы, стаж в должности – 1 год.

Процесс обучения и воспитания обеспечивало 31 педагогами. Высшее образование имеют 22 педагога (71,0%), что на 8,3% больше, чем в среднем среди учреждений дошкольного образования района. 8 педагогов имеют среднее специальное образование (25,8%), один – профессионально-техническое (3,2%). За 3 последних года процент педагогов с высшим образованием незначительно уменьшился (обновление кадрового состава за счет молодого специалиста) и составляет 71,0 % (2021/2022 – 78,1 % 2020/2021 - 81,8), в том числе с высшим образованием по профилю работы за истекший период составляет 61,3 % (2021/2022 - 781 %, 2020/2021 - 88,8 %;). Кроме того, 8 педагогов имеют специализацию: руководитель физвоспитания, хореография, психология, экология; 2 педагога (6 %) – повышают образовательный уровень в педагогических Вузах (Теслюк Е.А., Добриневская Н.В.). Один педагог (Шабан Т.В.) прошел переподготовку в Академии последипломного образования по специализации «Менеджмент учреждений дошкольного, общего среднего образования, дополнительного образования и молодежи.

Анализ квалификационного уровня педагогов с высшей квалификационной категорией на конец учебного года составляет 25,8% (2021/2022 - 31%, 2020/2021 - 27,2%;). К концу 2022/2023 года учебного года с высшей и первой квалификационными категориями работает 80,6% (2021/2022 – 84,4%, 2020/2021 - 78,7%; педагогов), со второй – 3,22% (2021/2022 – 15,6%, 2020/2021- 20% педагогов). Без категории работает 4 педагога (1 молодой специалист), что составляет 16,9% (2021/2022 уч. г. – 3%, 2020/2021 – 0%;). 85 % педагогов УДО имеют «Сертификаты пользователя информационных технологий». Все специалисты способны на высоком профессиональном уровне подготовить презентацию опыта работы.

На протяжении учебного года в учреждении создавались условия для подготовки педагогов к образовательному процессу и совершенствования их профессиональных компетенций, во многом этому способствовал информационно-методический кабинет, оснащенный современными техническими средствами, что позволило значительно расширить возможности педагогов в самообразовании и в подготовке к занятиям.

В 2022/2023 учебном году работа коллектива была направлена на реализацию годовых задач:

Формирование основ эстетической культуры воспитанников в процессе осмысленного восприятия произведений изобразительного искусства и рисования.

Воспитание эмоционально-позитивного отношения воспитанников к родине, ее историко-культурному наследию посредством музейной педагогики.

В соответствии с годовыми задачами осуществлялась работа со всеми участниками образовательного процесса. Методическое сопровождение деятельности педагогических кадров осуществлялось дифференцированно по запросам педагогов через разнообразные формы работы: семинары-практикумы, мастер-классы, консультации практикоориентированной направленности, в подготовке которых приняли участие педагоги-мастера и педагоги с устоявшимся стилем работы. Заслуживает внимания декада открытых занятий, направленная на раскрытие и выявление личностного и творческого потенциала опытных педагогов Арцыхович С.В., Теслюк Е.А., Зыблюк О.Т., Кастюковец Е.В., Романович С.В., Беньковской Ю.А. Такой обмен опытом способствовал совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в руководстве деятельностью воспитанников нравственно-патриотической и конструктивной направленности.

С учетом современных требований к педагогическим кадрам в учреждении образования создано педагогическое сообщество «Творческая группа профессионального развития педагога», в которую входят опытные педагоги, имеющие достаточный уровень профессиональных знаний, умений, навыков и способных к творческому подходу в создании условий для разностороннего развития воспитанников. Данная группа на протяжении учебного года координировала работу педагогического коллектива по обобщению, распространению педагогического опыта среди коллег на уровне учреждения, а также принимала активное участие в конкурсных мероприятиях районного и областного уровней: «Удивительный мир детства», «Пространство счастливого детства: лучшая тематическая площадка».

Для определения уровня профессионального мастерства педагогов использован лист оценки эффективности методической работы. По данным письменного опроса наиболее эффективными формами методической учебы педагоги считают открытые просмотры у коллег (87,4 %), участие в работе практикумов и творческих мастерских (93,0 %), работу по самообразованию (95,6 %). От 95% оценивают эффективность работы творческой группы. При этом 82,4 % педагогов отмечают высокий уровень своего участия в проводимой в учреждении методической учебе.

Воспитателями и специалистами эффективно использовались в образовательном процессе педагогические технологии белорусских авторов и такие современные методики и технологии, как ОТСМ-ТРИЗ-технологии (Цвирко Е.В., Никанович Е.В, Петрова Л.И., Петкевич Е.В.), информационно-коммуникационные (Титовец Н.И., Барщевская Е.С., Камеш Л.Н., Петрова Л.И., Никанович Е.В., Зыблюк О.Т., Новик  И.А.), метод проектов (Никанович Е.В., Зыблюк О.Т., Барщевская Е.С., Титовец Н.И.). 

В целях патриотического воспитания и популяризации белорусского языка во всех возрастных группах учреждения образования ежеквартально проходила неделя белорусского языка. На официальном сайте учреждения в одноименной закладке «Растим маленького патриота» содержится информация для педагогов и родителей по данной теме. Проведен в учреждении смотр-конкурс мини-музеев патриотической направленности. Проведено заседание педагогического совета «Формирование представлений о малой Родине у дошкольников как основополагающий аспект гражданско-патриотического воспитания» (апрель 2023).

Проводимая методическая работа способствовала результативному участию отдельных педагогов и всего коллектива в районных, областных и международных конкурсах.

В январе 2023 года воспитатель дошкольного образования Барщевская Е.С. за участие в районном этапе конкурса «Учитель года» признана лауреатом конкурса и награждена дипломом управления по образованию, спорту и туризму Узденского райисполкома.

В марте 2023 года в районном этапе конкурса «За достижение высоких показателей в развитии образования» на лучшую организацию работы учреждений образования коллектив был награжден дипломом 1 степени.

В феврале 2023 года по итогам проведения районного этапа VII республиканского смотра-конкурса детского творчества «Здравствуй, мир!» в номинации «Хореографическое творчество воспитанники группы по интересам «Топотушки» по руководством Березовской В.А. награждены дипломом 1 степени; в номинации «Театральное искусство» группа по интересам «Волшебный фонарик», под руководством Беньковской Ю.А. награждена дипломом 2 степени, воспитанники воспитателей дошкольного образования Кастюковец Е.В. и Зыблюк О.Т. также награждены дипломами 1 и 2 степени.

В марте-мае 2023 года воспитанники 3-7 лет приняли участие во Всероссийских конкурсах детских творческих работ «Широкая масленица», «Цветные карандашики», «Фантастическое животное», «Любимая книга детства», «Бескрайний космос»,  которые проводилась в дистанционной форме с использованием сети интернет. За творческие работы воспитанники получили дипломы 1 и 2 степени, воспитатели были награждены благодарственными письмами (Кастюковец Е.В., Теслюк Е,А., Новик И.А., Никанович Е,А., Гулак Т.В., Брикач Т.С., Арцыхович С.В., Зыблюк О.Т.).

В мае 2023 года воспитанники дошкольного центра приняли участие во Всероссийской познавательной онлайн-викторине для дошкольников «Я познаю мир», которая проходила в виде электронного тестирования знаний и навыков участников и были награждены дипломами (8 дипломов). Четыре педагога Гуринович М.В., Теслюк Е.А., Зыблюк О.Т., Арцыхович С.В. награждены благодарственными письмами за подготовку и организацию участников.

Дипломом 3 степени награждены учителя-дефектологи Куль С.В., Лосева С.И., Курлович И.А. в районном смотре-конкурсе пособий альтернативной коммуникации учителей-дефектологов в номинации «Лучшее пособие».

Воспитанники учреждения - ежегодные участники районного и областного фестиваля исследовательских работ «Я – исследователь». Системный, творческий подход воспитателя дошкольного образования Кастюковец Е.В. обеспечило участие ее воспитанницы в открытом фестивале «Я-исследователь» Минской области в 2023 году в номинации Необычное в обычном» «Какие тайны скрывают гербы?». Свидетельством участника открытого фестиваля «Я-исследователь» Минской области награждена воспитанница Куцко Злата.

На протяжении последних трех лет учреждение – активный участник областного фестиваля-конкурса «Удивительный мир детства» (2020 год – в номинации «Территория детства: авторская дидактическая игра», 2021 год - в номинации «Территория детства: театральная студия в учреждении дошкольного образования», в 2022 году – 2-е призовое место в районном этапе фестиваля-конкурса в номинации «Обучающий видеоролик»). В 2023 году учреждение образования заняло призовые места в районном этапе фестиваля-конкурса «Удивительный мир детства» (1-е место в номинации «День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь в учреждении дошкольного образования», 2-е место в номинации «День труда в учреждении дошкольного образования»).

Дипломами 1, 2, 3 степени награждены воспитанники за участие во II фестиваль сотворчества детей и взрослых «Родные люди»: диплом 1 степени в номинации «Волшебная шкатулка» Судник Михаил; диплом 3 степени в номинации «Все на старт!» Василевский Даниил; диплом 3 степени в номинации «Все на старт!» Хрипко Алина; диплом 2 степени в номинации «Золотые ручки» Матусевич Ксения; диплом 3 степени в номинации «Золотые ручки» Лесько; диплом 3 степени в номинации «Золотые ручки» II фестиваль сотворчества детей и взрослых «Родные люди» Паречина Василиса.

Диплом лауреата районного конкурса видеороликов «Безопасный Новый год» в номинации «Осторожно, гололед!» стали воспитанники группы №8, совместно с педагогом Кастюковец Еленой Владимировной, которые подготовили поучительный видеоролик о правилах безопасного поведения во время гололеда.

Регулярно администратором сайта Атрушкевич Е.В. обновляется и пополняется актуальной информацией о деятельности дошкольного учреждения.

Оснащенность групп, залов и кабинетов средствами воспитания, обучения, учебно-наглядными пособиями, играми и игровым оборудованием, компьютерной техникой, электронными средствами обучения, спортивным инвентарем в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 года № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования», составляет на 01.06.2023 - 94 % (на 05.09.2022 – 93,2 %), надворным оборудованием 83 %  (2021/2022 – 82 %, 2020/2021 – 81,2%).

Согласно Перечня учебных изданий, официально утвержденных либо допущенных в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованных организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение, на 01.06.2023 учреждение образования обеспечено на 93,75 % (на начало 2022/2023 – 95 %: для педагогов – 96,5 %, для воспитанников – 94 %). Анализ учебной литературы показал, что в достаточном количестве имеются учебно-наглядные пособия серии «Мир детства» (на 05.06.2023 данный показатель составляет 100 %).

Образовательный процесс с воспитанниками организовывался на основе учебно-программной документации, учебной программы дошкольного образования. Использовались пособия, учебно-методические издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерства образования Республики Беларусь. При организации образовательного процесса использовались групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы, методы проблемно-развивающего обучения, что способствовало качественной организации образовательного процесса и усвоению детьми программного материала.   

У воспитанников старшей группы сформированы основы мотивации учебной деятельности, что свидетельствует о наличии системы в организации обучения детей. Анализ выполнения требований учебной программы дошкольного образования, результаты психологической готовности детей к школьному обучению свидетельствуют, что 51% воспитанников имеют высокий уровень интеллектуальной готовности, 48% - средний показатель, 1% - низкий показатель. В целом выпускники учреждения дошкольного образования подготовлены к дальнейшему обучению в школе. Анализ организации подготовки детей к школе в старших группах показал достаточный уровень компетентности педагогов   Никанович  Е.В.,  Кастюковец  Е.В.  Цвирко Н.В., Новик И.А., Петровой Л.И., Лавышик Н.Л., которые продемонстрировали организацию самостоятельной деятельности своих воспитанников, использовании разнообразных методов и приемов в работе, в создании соответствующей предметно-развивающей среды в группах.

Анализ планов образовательного процесса с детьми показал, что работа с детьми дошкольного возраста по воспитанию положительного отношения к школе (игры, беседы, занятия, экскурсии в школу) проводилась в системе, с творческим подходом, продумана взаимосвязь с другими видами деятельности (продуктивная, игровая деятельность, чтение художественной литературы). Из беседы с детьми, наблюдений за их играми и самостоятельной деятельностью было выявлено наличие у них интереса, самостоятельности и активности, а также представлений детей о школе. Педагоги старшей группы, педагог-психолог, учителя-дефектологи успешно взаимодействовали с родителями будущих первоклассников: проводили групповые родительские собрания о готовности детей к школе (февраль 2023), общее родительское собрание (апрель 2023), индивидуальные устные консультации, информирование родителей происходило посредством использования информационно-коммуникационных технологий, стендового информирования, сайта учреждения образования. Педагогом-психологом Клименко М.В. проведен цикл коррекционно-развивающих занятий в старших группах «Я иду в школу» по формированию мотивационной готовности к школьному обучению.

Повышению уровня физической подготовленности воспитанников послужил дифференцированный подход, применяемый руководителями физвоспитания при организации физкультурно-оздоровительной работы. Занятия руководителей физического воспитания Атрушкевич Е.В., Абражевич А.Н. носили здоровьесберегающую направленность, правильно распределялась физическая нагрузка на детский организм, последовательно отрабатывалась техника выполнения основных видов движений, осуществлялся контроль за дыханием и осанкой детей. С целью увеличения двигательной активности педагогами использовались различные способы организации занятий, музыкальное сопровождение, разнообразные игровые сюжеты.

В текущем учебном году в учреждении образования аттестационной комиссией были аттестованы на первую квалификационную категорию педагог психолог Клименко М.В., руководитель физического воспитания Абражевич А.Н., воспитатель дошкольного образования по театрально-игровой деятельности Беньковская Ю.А., на высшую квалификационную категорию – воспитатель дошкольного образования Гуринович М.В. Педагоги продемонстрировали достаточно высокий профессиональный уровень при организации образовательного процесса, что дало им право претендовать на первую и высшую квалификационную категории. Приведенные выше данные свидетельствуют о грамотно спланированной методической работе, педагоги учреждения стремятся к самосовершенствованию, повышению своего профессионального мастерства, находятся в постоянном творческом поиске. Об этом свидетельствует и анализ выполнения перспективного плана-графика курсовой переподготовки.  В соответствии с перспективным планом-графиком в 2022/2023 году повышение квалификации в государственном учреждении образования «Минский областной институт развития образования» и «Академия последипломного образования» прошли 8 педагогов  (Зыблюк О.Т., Гуринович М.В., Гулак Т.В., Доманчук Д.И., Куль С.В., Беньковская Ю.А., Петкевич Е.В., Сомова Н.В.).

Вместе с тем, в учреждении не исчерпан резерв повышения как образовательного уровня, так и квалификационного. Это педагоги, имеющие среднее специальное образование: Никанович Е.В., музыкальные руководители Камеш Л.Н., без квалификационной категории - педагог Новик И.А., Доманчук Д.И., без специального образования Гулак Т.В. Высокий профессиональный уровень демонстрировали при организации образовательного процесса, воспитатель дошкольного образования Барщевская Е.С., учителя-дефектологи Лосева С.И., Курлович И.А., Куль С.В, что дает право названным педагогам претендовать на высшую квалификационную категорию в 2023/2024 учебном году, воспитателю дошкольного образования Зыблюк О.Т., на первую категорию, воспитателю дошкольного образования Новик И.А на вторую категорию.

Работая в рамках решения годовых задач, педагоги активно включали в образовательный процесс родителей, приобщая их к разработке пособий и пополнению предметно-развивающей среды групп, к участию в конкурсных мероприятиях по конструированию развитию творческих способностей воспитанников.

Взаимодействие с семьями воспитанников планировалось с учетом социально-психологических характеристик: на конец учебного года многодетных семей составило – 59, неполных семей - 38, малообеспеченных - 2 семьи. В учреждении образования продолжалась работа по педагогическому и правовому просвещению родителей: родительские собрания с приглашением специалистов РОВД, РОЧС, здравоохранения и образования. В структуру родительского всеобуча включались различные формы работы, предусматривалась дифференциация просвещения.  Для информирования родителей активно использовался интернет-сайт учреждения. Проводился письменный опрос законных представителей по потребности в образовательных услугах сверх базового компонента, организации новых форм образования, изучалась удовлетворенность организацией питания детей. 

Приказом руководителя учреждения дошкольного образования от 01.09.2022 года «О зачислении воспитанников в ПКПП», коррекционно-педагогическую помощь получали 89 воспитанник с различными речевыми нарушениями. Для оказания коррекционно-педагогической помощи в учреждении работало 3 учителя-дефектолога с высшим дефектологическим образованием, соответствующей специализацией, которыми активно организовывалась консультативная деятельность посредством стендового информирования, сайта, использования в работе различных интернет-ресурсов.

Медицинское обслуживание воспитанников в учреждении образования согласно штатному расписанию УЗ «Узденская центральная районная больница» 3 медицинские сестры.  Медицинскими работниками осуществлялся контроль за санитарным состоянием помещений учреждения, за организацией питания, велась просветительская работа с педагогическим и техническим персоналом, родителями воспитанников. 

По результатам медицинского осмотра наблюдается некоторое снижение динамики групп здоровья воспитанников.  Основными факторами снижения являются появление заболеваний органов дыхания (рецидивирующего бронхита, пневмонии, увеличение миндалин), органов сердечно-сосудистой системы (ДХЛЖ, ФСШ, ФОО), проблемы с речью (дизартрия, ОНР), кариес. В каждой возрастной группе совместно с медицинской сестрой велся мониторинг состояния здоровья воспитанников, что позволило отследить эффективность работы в каждой возрастной группе и сезонные влияния на состояние здоровья воспитанников. 

Группа здоровья

2020/2021 уч.г.

2021/2022 уч.г.

2022/2023 уч.г.

Первая

36 %

40 %

37,3%

Вторая

61 %

56 %

59,2%

Третья

2 %

3 %

2,5%

Четвертая

1 %

1 %

1%

Количество дней, пропущенных одним ребенком по болезни за период учебного года составило 2,0 дня, показатель (2020/2021 - 2,2 дня). Индекс здоровья по сравнению с предыдущим годом остался таким же и составил 96 %. 

На протяжении года каждый ребенок санаторной группы проходил два курса по 10 сеансов общеукрепляющего массажа (в других группах – по 1 курсу), по назначению врача проводились ингаляции, физиопроцедуры, сеансы аппаратом «Биоптрон».

Питание воспитанников организовывалось на основе перспективных рационов на зимне-весенний период и носило сбалансированный характер. В групповых помещениях и на пищеблоке размещалась информация о ежедневных рационах питания (ежедневное меню) с указанием полных наименований блюд и выхода блюд, с рекомендуемым набором блюд для домашнего ужина. В течение года дети получали овощи, соки, фрукты. В меню часто включались творожные, яичные, рыбные блюда. Выполнение натуральных норм по отдельным продуктам составило по сравнению с прошлым годам: мясо – 100 % (100 %), птица – 95,5 (99 %), рыба – 99,6 % (99 %), творог – 100 % (100 %), сыр – 100 % (99%), соки – 100 % (100 %). Средний показатель выполнения натуральных норм составляет 98,0% (2020/2021 учебный год – 95,4 %, 2021/2022 учебный год – 99 %).  Режим питания, доведение всех блюд до детей контролировались в течение года всеми службами. Контроль за организацией питания со стороны администрации учреждения серьезных нарушений не выявил.

В учреждении образования уделяется внимание охране труда и технике безопасности работников учреждения, приняты меры по безопасному пребыванию воспитанников. Обеспечивается пропускной режим. Два раза в год обследуется и испытывается физкультурное и игровое оборудование, что подтверждается актами проведенных испытаний.

В 2023/2024 уч. г. планируется включение учреждения образования в экспериментальный проект «Апробация дидактических материалов, направленных на логико-математическое развитие воспитанников старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)» (срок реализации 2023-2024гг).

Анализ результатов тематического и оперативного и фронтального контроля за отчетный период по образовательным областям учебной программы «Развіццё маўлення і культура маўленчых зносін», «Ребенок и природа» дошкольного образования свидетельствует, что требует совершенствования работа по формированию основ экологической культуры воспитанников в процессе взаимодействия с природой на территории учреждения и формирование нравственно-патриотических чувств в процессе приобщения к белорусской народной культуре и фольклору.

Таким образом, проанализировав работу учреждения за 2022/2023 учебный год, необходимо направить работу коллектива на выполнение задач учебной программы дошкольного образования по образовательным областям «Ребенок и природа», «Развіцце беларускага маўлення і культура маўленчых зносін», «Художественная литература», «Музыкальное искусство», «Физическая культура» можно определить следующие пути решения:

  1. Провести анкетирование родителей по запросам организации образовательных услуг на платной основе и новым формам.
  2. Продолжить работу по повышению эффективности физкультурно-оздоровительной работы, используя здоровьесберегающие технологии.
  3. Направить работу педагогов на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения.
  4. Повышать профессиональную компетентность педагогических работников в рамках методической учебы, проводимой в учреждении образования, района, организации работы творческой группы, участия педагогов в конкурсных мероприятиях, конференциях различного уровня.
  5. Исходя из анализа работы учреждения дошкольного образования, определить задачи на 2023/2024 учебный год:

Формирование нравственно-патриотических чувств воспитанников в процессе приобщения к белорусской народной культуре и фольклору.

Формирование основ экологической культуры воспитанников в посредством использования экологически значимого пространства учреждения дошкольного образования.