С целью приобщения воспитанников к белорусскому народному слову, народным обычаям в ГУО "Ясли-сад №79 г. Бреста" прошел фольклорный праздник “Гуканне вясны”. Это праздник не только яркий, но и очень музыкальный .Воспитанники встретили Весну, "разбудили землю" и "позвали птиц". Хороводы, конкурсы, соревнования, песни – все это принесло массу положительных эмоций!
«Гуканне вясны» – один из самых жизнерадостных и оптимистичных обрядов, доставшихся нам от далеких предков. Перевести название можно, как зазывание весны на землю. Весну зазывают обычно в конце марта – начале апреля. Народный этот праздник совпадает часто с церковным Благовещением. По народным поверьям именно на Благовещение прилетал аист (бусел), который являлся для данного праздника ключевой фигурой. И ещё в эту пору, по представлениям белорусов, прилетают с «Вырая» птицы, которые приносят на своих крыльях Весну. Белорусы верили, и до сих пор так говорят, что птицы осенью улетают «у Вырай», т.е. в Небесный Рай для птиц, где живут Боги и куда попадают Души умерших предков.
В до христианские времена на территории Беларуси господствовал культ растений и разных полевых духов. Хозяйственная необходимость диктовала нашим предкам-земледельцам как можно более внимательно присматриваться к изменению погоды, вовремя готовиться к будущему посеву и выгону животных на луг. Весна могла быть и ранней, и поздней. Поздняя весна приносила голод. Поэтому на Беларуси широко бытовали обряды встречи и зазывания весны.
Весна в народном представлении белорусов имела образ Богини красоты Лады. И именно от неё зависит приход тепла, расцвет всего живого, будущий урожай и сама Жизнь человека. Ведь недаром у белорусов есть поговорка: «Восень кажа: «Я ýраджу!», Вясна кажа: «Пачакай, як дагаджу!» Но, чтобы Богиня Весны Лада действительно пришла в своё время необходимо её позвать или как говорят белорусы - «загукаць». А так как настоящих птиц в этот период ещё очень мало (они только начинают прилетать), Лада может не поверить, что время её пришло. Чтобы окончательно её убедить в обратном белорусы делают в большом количестве искусственных птиц из солёного теста без дрожжей – «галёпы». Сделанных из хлеба пернатых раскладывали по округе, чтобы они привлекали птиц, которые уже на своих крыльях по поверьям приносили весну. Ещё одной особенностью обряда «Гукання вясны» является то, что весну звали только девушки или молодые женщины. Это объясняется двумя первопричинами. Во-первых, Лада также Богиня красоты, поэтому её и должны звать преданные ей молодые и красивые женщины. Во-вторых, это связано с дохристианским представлением белорусов о женском начале. Ведь с приходом Весны Земля как бы заново рождается.
Девушки собирались на самом высоком месте в деревне, расстилали там солому и севши пели весенние песни - вяснянкi - до поздней ночи. Каждый день звучал гимн весне, солнцу, молодости, любви. В своих песнях они не только приветствовали приход теплых дней, пробуждение природы, но и как бы сообщали всем о своей готовности к любви, браку.
Женщины по-своему встречали весну. Они выпекали из теста фигурки птиц, считая, что таким образом они посодействуют их скорому прилету. Девушки брали этих птиц и, исполняя «вяснянкi», подкидывали их вверх: «Жаўраначкі прыляціце, вясну прынясіце».
Парни раскладывали костер, на котором палили разные старые вещи. К девушкам они присоединялись только поздним вечером, когда начинали вместе водить хороводы. Хороводы, по мнению некоторых фольклористов, представляют собой бесконечный круговорот жизни и вечную молодость. Есть также мнения, что форма хоровода напоминает форму светила. Парни делали качели, на которых молодежь каталась парами, стараясь раскачаться как можно выше, чтобы показать свою силу, умение, ловкость. Существовала примета, что чем выше раскачаешь качели, тем выше вырастит лён и другие растения в этом году. Дети также должны были покачаться на качелях хотя бы один раз, чтобы быть здоровыми и сильными весь год.
Место, где праздновали «гуканне вясны» видно было часто издалека.
Все вокруг (не только деревья, но и даже камни) украшалось часто разноцветными ленточками, яркими птичками, вырезанными из бумаги и украшенными цветными нитками. Также птиц могли делать из подручного любого другого материала. Самодельных разноцветных птиц предки наши вешали как можно повыше, так как предки верили в то, что пернатые улетевшие на юг заметят таких птиц быстрее. Украшались также садовые деревья, дома, постройки хозяйственные. По поверьям, если птицы по прибытию выбирали для гнездования какой-либо дом, в нем будет достаток и счастье. Яркие ленты на деревьях обозначали часто цветение. Предки предполагали, что деревьям понравятся яркие ленты, и они сами скорее раскроют свои почки. Во время обряда птиц запускали с возвышенности. Когда по всей Беларуси огромное количество искусственных птиц запущено, то Лада наконец окончательно утверждалась в мысли о необходимости своего прихода.
Девушки и парни в первый день весны обходили все дома, желая хорошего урожая, приплода стаду, здоровья всем жильцам. В некоторых селах на непаханом поле раскладывали огонь и выбирали «вясноўку» – красивую девушку. На голову ей одевали венок, сажали на борону и с песнями возили вокруг костра.
Дети тоже радовались приходу весны. Они собирались своей группой. Бегали по деревне, не пропуская ни одного дома. Пели веснянки с пожеланием здоровья и хорошего урожая. Хозяева давали детям хлеб, яйца, колбасу, тыквочки, сушеную чернику и яблоки. Потом дети собирались в одном доме, устраивали угощенье, пели, баловались, рассказывали смешные истории.
Особенность этого народного праздника много лет назад и сегодня одна и та же – живость и необыкновенная радость и позитив. У праздника нет четких планов действий. Главная традиция – петь, веселиться, радоваться жизни и приходящей весенней поре. Вот и в нашем учреждении мы пели, веселились, радовались при ходу ВЕСНЫ!