Этот день начали отмечать в 2008 году, после того, как в декабре 2007 года на Генеральной ассамблее ООН была принята соответствующая резолюция. Государства-члены ООН признают его днем памяти о правах аутичных людей во всем мире. А с предложением о таком Дне выступил представитель Катара. Все, кто поддержал это начинание, безоговорочно признают право людей с аутизмом на возможность вести полноценную и значимую жизнь и считают этих людей неотъемлемой частью общества.
В этом году День аутизма отмечается в четырнадцатый раз. Традиционно в этот день здания организаций, которые поддерживают проведение мероприятий, расширяющих осведомленность об аутизме, иллюминируются синим цветом, все люди, принимающие в этом участие, надевают одежду синего цвета, а свои фотографии в социальных сетях они окружают синей рамкой.
Аутизм, или Расстройства аутистического спектра (РАС) – это нарушение развития. РАС относится к психическим расстройствам, которое сохраняется на всю жизнь. Оно может быть разной степени тяжести.
Расстройство аутического спектра (РАС) – это нарушение развития, вызванное изменениями в строении и работе головного мозга. Ученые пока точно не знают, чем вызваны эти нарушения. У этих людей нет видимых физических отличий, но их коммуникация, взаимосвязь с другими, поведение и обучаемость резко отличаются.
Обычно такое расстройство обнаруживается в возрасте до 3 лет. Но симптомы у некоторых детей можно заметить уже в течение первых месяцев, а у других – только после двух лет. Вроде бы ребенок до этого возраста развивается нормально, а затем перестает приобретать новые навыки или теряет уже приобретенные.
Возможные симптомы:
- отсутствует реакция на собственное имя в возрасте до года и старше;
- отсутствует реакция на внешние яркие или громкие объекты до года и старше;
- не играют в подражательные игры (например, кормление или укладывание спать кукол или звукоподражание машинам) до полутора лет;
- уклоняются от зрительного контакта и любят быть одни;
- не понимают чувств других людей и никогда не обнаруживают своих;
- у них часто задержка речевого развития;
- неоднократно повторяют слова или фразы;
- дают несвязные ответы на вопросы;
- расстраиваются из-за любых, даже самых незначительных изменений;
- им свойственны навязчивые идеи;
- раскачиваются, кружатся на месте, взмахивают руками;
- необычно реагируют на звуки, запахи, вкус, внешний вид и тактильные ощущения.
Социальные проблемы – один из самых распространенных симптомов людей с РАС, что вызывает серьезные проблемы в повседневной жизни. Примерами таких проблем являются и перечисленные выше, и другие:
- не разделяют интересы других детей;
- взаимодействуют только для достижения желаемой цели;
- имеют отсутствующее или несоответствующее случаю выражение лица;
- не понимают границ личного пространства;
- избегают или сопротивляются физическому контакту;
- не умеют утешать других, когда тем плохо;
- не понимают чувств других и не выражает собственных.
Большинство из вас, даже не имеющие собственных детей, представляют себе, как ведет себя нормативный ребенок. Он очень интересуется миром и окружающими. К первому году жизни взаимодействует с другими, смотрит им в глаза, копирует жесты и звуки, любит игры. Но дети с РАС совершенно другие. Одни вообще не интересуются окружающими, другие хотели бы иметь друзей, но не понимают, как развивать отношения. Многие из них не знают, что значит дожидаться своей очереди или чем-то делиться друг с другом. Кроме того, многие из них излишне беспокойны или депрессивны, что еще более усложняет социальные проблемы.
У всех этих детей разные коммуникативные навыки:
- одни умеют хорошо говорить, а другие – нет или говорят очень мало, у них часто наблюдается задержка речи;
- неоднократно возвращаются к одни и тем же словам или фразам;
- в раннем возрасте путаются в местоимениях (например, вместо ТЫ могут сказать Я);
- несвязно отвечают на вопросы;
- не реагируют на указания;
- мало или совсем не используют жесты;
- разговаривают ровным роботоподобным голосом или напевая;
- не умеют подражать в играх;
- не понимают юмора, поддразниваний, шуток.
Детям с РАС сложно выстраивать предложения. Иногда они просто повторяют одно слово. Если вы обращаетесь к ним с вопросом, например: «Хочешь пить?» – они могут в ответ повторить ваш вопрос: «Хочешь пить?»
Им сложно понимать многие социальные символы, например, такие, как прощание. Они не знают, что такое расставаться, и почему нужно помахать рукой.
Те, кто умеют разговаривать, могут долго говорить на одну тему, не слушая собеседника и не интересуясь тем, что он отвечает.
У детей с РАС довольно необычное поведение:
- они любят выстраивать в ряд предметы или игрушки;
- каждый раз играют с игрушками совершенно одинаково;
- могут любить играть только с частями игрушек, например, только с колесиками от машинки;
- очень организованы;
- расстраиваются из-за незначительных изменений;
- страдают навязчивыми идеями;
- следуют определенному распорядку;
- делают повторяющиеся движения.
Такие дети могут продолжительное время включать и выключать свет, крутить колесо машинки или просто раскачиваться на месте. Их среда – рутина. Если вы, идя с ребёнком куда-либо, остановитесь в непривычном месте, он может не только расстроиться, но и, потеряв контроль, впасть в истерику. Такой ребенок сам создает всевозможные рутины, которые становятся законом. Например, будет заглядывать в каждое окно дома, мимо которого он проходит по дороге в садик или будет просматривать мультик от начала до последних титров.
Аутизм – это совершенно иной способ думать и жить. И понятно, что родители аутистов оказываются в ситуации, когда перед ними их любимый ребенок, который им совершенно непонятен, а поведение и реакция его всегда непредсказуема.
Именно распространению доступной для понимания неспециалистами информации и посвящен этот день. По материалам сайта «Я учиться не боюсь» (https://www.facebook.com/groups/151892202783841/)
Предлагаем вашему просмотру 10 фильмов об аутизме
- «Человек дождя»
Самый знаменитый фильм об аутисте. Сильный, поучительный, интересный. В главных ролях Том Круз и Дастин Хоффман, они играют двух братьев. Циничный младший Чарли отправляется на похороны отца и там узнает, что миллионы оставлены не ему, а его старшему брату Рэймонду, о существовании которого Чарли даже не подозревал. Брат есть, но находится в лечебнице, он прожил там много лет. Чарли в бешенстве, едет в клинику и похищает старшего брата, чтобы придумать, как забрать деньги. Чарли не подозревает, что для Рэймонда покинуть стены знакомого помещения может быть крайне болезненно. В пути они знакомятся, узнают друг друга, и Чарли меняется и вспоминает… Вспоминает все.
- «Тэмпл Грандин»
Биографический фильм о девушке-аутисте, которая не просто нашла дело, занимаясь которым, чувствовала себя счастливой, но и действительно добилась успехов. Тэмпл Грандин не просто переборола все сложности, она доказала, что имеет право учиться, имеет право на свое мнение, имеет право показать то, что недоступно обычным людям. Школа, колледж – все было очень сложно, но девушке удается социализироваться. Будучи аутистом, Тэмпл спроектировала больше половины скотобоен в США, преследуя цель – более гуманное отношение к животным. Она стала ведущим специалистом в области сельскохозяйственной промышленности, заслужила всеобщее признание и уважение.
- «Меня зовут Кхан»
Фильм о Ризване Кхане, страдающем синдромом Аспергера. Из Индии он переезжает к брату в Сан-Франциско. Ризван успешно социализируется и находит свою любовь – Мандиру. Он становится хорошим отцом сыну Мандиры, но счастье молодой семьи длится недолго – до 11 сентября 2001 года. После теракта отношение к мусульманам резко меняется, в каждом из них видят террориста. Мальчик погибает и Мандира вне себя от горя кричит Ризвану, что вернется к нему, только если он пойдет к президенту и скажет, что не все мусульмане террористы. Ввиду своих особенностей, Ризван понимает это буквально и отправляется на поиски президента, который постоянно ускользает от простого гражданина. Злоключения и happyend – все в фильме.
- «Я – Сэм»
Сэм Доусон страдает психическим расстройством, но его девушка бросает его одного с маленькой дочкой на руках. Сэм заботился оЛюси, но настал момент, когда девочка переросла развитие Сэма. Сколько бы они не сопротивлялись, сотрудники органов опеки принимают решение отдать девочку в другую семью. Сэму итак сложно, но он старается изо всех сил вернуть девочку. Он уговаривает известного адвоката Риту Уильямс помочь ему. Сложно всем, но они не теряют веры в любовь.
- «Контакт»
Сериал 2012 года о мальчике-аутисте Джейке и его отце. Отец знает об особенностях сына, но со временем он понимает, что мальчик еще более необычен, чем казалось до сих пор. Джейк с помощью чисел познает мир и общается с отцом, постепенно Мартин понимает, что хочет сказать сын, и что это крайне важно. Особыми способностями ребенка заинтересовались люди, которые не желают мальчику счастья. От них отец и сын вынуждены бежать, постепенно расследуя тайны тридцати шести особенных людей. На их пути встречаются разные препятствия, они делают разные открытия. Однажды Джейк приводит отца к женщине, которая ищет свою дочь, такую же как Джейк девочку Амелию. Ее украли у матери для того, чтобы использовать дар девочки управлять числами. С помощью чисел дети общаются, понимают друг друга, помогают родителям. С помощью чисел дети спасают жизни.
- «Мэри и Макс»
Пластилиновый мультфильм-трагикомедия – в нем рассказывается о двух друзьях по переписке – Мэри и Максе. Мэри 8 лет, она очень некрасива, матери наплевать на своего ребенка, поэтому девочка одинока. Максу 44 года, он страдает ожирением и синдромом Аспергера, поэтому не менее одинок. Переписка странных друзей длится 18 лет, в какой-то момент Мэри решает опубликовать переписку, что Макс не может ей простить. Однако дружба пересилила все, но увидеться им было не суждено.
- «Карточный домик»
Фильм о девочке, которая очень сильно пострадала от шока – смерти ее отца. Ее мать Рут всеми силами старается помочь дочери, но обычные способы общения здесь не помогают. Рут пытается понять дочь, учится мыслить как она, но это очень сложно. Тяжелый путь познания предстоит пройти матери, чтобы достучаться до собственного ребенка. Девочка делает невероятные вещи – это целый мир, другой, но мир родной дочери.
- «Снежный пирог»
В этом фильме Сигурни Уивер сыграла Линду, страдающую аутизмом. Алан Рикман играет Алекса, который приехал к матери девушки, которая погибла на его глазах. Но в этом доме его ждет совсем иное страдание. Линда не горюет о дочери в общепринятом смысле, но она действительно не может без нее жить. Алекс соглашается остаться и погружается в мир аутиста с головой. Он начинает понимать Линду, старается ей помочь, но Алекса ждет своя собственная жизнь, в которой тоже все далеко не просто.
- «Рай океана»
Отец и сын живут хорошо до тех пор, пока отец не узнает, что болен раком. Самое страшное, что он не просто оставляет свое чадо в одиночестве – он оставляет в одиночестве совершенно беспомощного ребенка. Мальчик – аутист. Ему сложно общаться, сложно жить самостоятельно, а у отца осталось очень мало времени, чтобы сделать для своего сына все, что возможно. Как устроить все так, чтобы можно было со спокойной душой уйти из жизни особенного ребенка?
- «Без ума от любви»
Еще один фильм об аутисте, ловко управляющемся с любыми числами. Этот особенный дар был дан ему природой взамен на искусство общения. Он добр и безобиден, но совершенно не умеет выражать свои чувства, общаться. Вся его жизнь – определенная последовательность знакомых, понятных ему действий, он не может жить без своих формул. Это все работает до тех пор, пока в его жизни не появляется Изабель. Ее жизнь не менее сложна и своеобразна, но жизни этих двоих складываются как идеальная формула. Но с этих пор все переворачивается, в размеренные жизни врывается волнение, непредсказуемость и любовь.